Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
статья

 ФГОС  определяют в требованиях к результатам освоения знаний  помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов.

   Знания, умения и навыки  формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_metapredmetnyh_rezultatov.odt29.15 КБ

Предварительный просмотр:


Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС  

В.Н. Конева

Е.Ю. Советова

 ФГОС  определяют в требованиях к результатам освоения знаний  помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов.

   Знания, умения и навыки  формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

 .

  Организационный аспект уроков имеет не меньшее значение, чем содержательный.  Для достижения результатов метауровня учащиеся должны научиться мыслить продуктивно. Эффективным средством развития данного умения является организация самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся.

 

  Оптимальные условия для развития мыслительных способностей создают ситуации, в которых учащиеся мыслят продуктивно. На уроке можно организовать самостоятельный мыслительный процесс . Для этого педагогу необходимо последовательно решить следующие задачи:

  1. Подготовить учащихся к продуктивной работе.
  2. Создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мышление.
  3. Обеспечить осознанность работы.
  4. Продумать организацию деятельности учащихся.
  5. Предложить систему обеспечения деятельности учащихся.
  6. Организовать обсуждение результатов.
  7. Обеспечить осознание каждым собственного прироста.

 

    Подготовка учащихся к продуктивной работе заключается в:                                                                        

 - создании учебной ситуации, предполагающей самостоятельное мышление учащихся;

 

 Учебные ситуации, предполагающие самостоятельное мышление учащихся, можно создавать на всех этапах учебного процесса, но самым благоприятным является этап представления материала. Задача учителя - по ходу объяснения создать с помощью специальных вопросов и заданий как можно больше ситуаций, когда учащиеся на основании имеющихся знаний и минимальной дополнительной информации самостоятельно приходят к новым умозаключениям или осваивают новые предметные / надпредметные| действия. Иными словами, новое знание не дается в готовом виде, а выстраивается пошагово в определенной логике с опорой на результаты продуктивной работы учащихся.

 На этапах отработки, обобщения и диагностики (контроля) материала рекомендуется предлагать учащимся специально разработанные задания, различные по видам деятельности, масштабу, месту (на уроках, дома, на практике и т. д.) и продолжительности выполнения, которые предполагают самостоятельное продуктивное мышление.  

  Подавляющее большинство сообщений, докладов, рефератов, даже исследовательских работ, которые выполняются школьниками нельзя считать результатом продуктивного мышления. Однако, грамотно отобранный, структурированный, понятый и осмысленный текст — качественный продукт, создавая который ученик “продвигается” в предмете, улучшает регулятивные умения и т. д.  

-  обеспечение осознанности  работы обучающихся;

     Осознанность - один из важнейших принципов в обучении. Для репродуктивного уровня усвоения материала   учитель нацелен на получение метарезультатов.  

Для обеспечения осознанности продуктивной работы, во-первых, нужно грамотно инициировать деятельность Чем сложнее и не привычнее задание, чем менее оно поддается алгоритму, тем труднее объяснить, что, как и зачем требуется сделать, поэтому объяснение нужно специально готовить. Следует не просто дать задание, но и убедиться, что все правильно поняли, какая работа предстоит.

 Во-вторых, надо дать четкие представления о продукте, который учащиеся должны представить.  

- организация деятельности учащихся;

 Виды работ  могут различаться - индивидуальный, парный, групповой. В любом случае нужно использовать приемы, повышающие ответственность каждого.

 -система обеспечения деятельности учащихся;

учебно-дидактическое обеспечение продуктивной работы требуется в основном на этапах отработки и диагностики.  

 -обсуждение результатов обучения учащихся;

Организация обсуждения результатов - наиболее сложная часть процесса, требующая от учителя большого мастерства. Раз ученики думали и высказывали мысли, предлагали тексты, то важно внимательно отнестись к результатам их труда, иначе в следующий раз учащихся сложно будет организовать на подобную работу. По возможности их варианты следует фиксировать на доске, а затем (или сразу же - в зависимости от ситуации) анализировать.

     Профессионализм учителя выражается в умении быстро уловить суть ответа, оценить его с точки зрения правильности - неправильности, целесообразности - нецелесообразности, корректности - некорректности и в случае, если ответ чем-то не устраивает, аргументированно показать всему классу неправильность / нецелесообразность / некорректность.

При этом важно не обидеть ученика, найти возможность искренне похвалить его за что-либо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое сопровождение формирования личностных и метапредметных результатов в условиях внедрения ФГОС

Данный материал поможет учителям при оценке достижения планируемых результатов....

Окружной семинар "Пути и способы формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"

Введение.               1.1. Запрос современного общества.Основная часть....

«Методики мониторинга метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с ц...

Пути формирования метапредметных результатов обучающихся

Пути формирования метапредметных результатов обучающихся...

Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

ФГОС  определяют в требованиях к результатам освоения знаний  помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов.   Знания, умения и навыки...

Статья «Методы достижение метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС»

Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра о...

Метапредметное содержание в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Создание условий для формирования метапредметных результатов учащихся на основе технологии ТРИЗ....