ФГОС НОО: Комплексное мероприятие как форма оценки достижения планируемых результатов.
методическая разработка (1 класс) по теме

Белоусова Наталья Ивановна

Данная работа позволит учителю начальных классов разработать комплексное мероприятие (КМ), позволяющее оценить уровень достижения планируемых результатов в любом классе. Предложенная модель КМ проста и доступна в понимании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_2014_g.docx411.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. ИВДЕЛЯ

Научно-практическая конференция педагогов

«Новые стандарта – новые идеи»

Тема: Комплексное мероприятие как форма оценки достижения планируемых результатов.

                                                                              Исполнитель:

                                                                              учитель начальных классов

                                                                              МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя

                                                                                   Белоусова Наталья Ивановна

г. Ивдель

2014 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…….. 3

Модель комплексного мероприятия ……………………………………………. 5

Оценка уровня сформированности личных, метапредметных и предметных результатов ………………………………………………………………………… 9

Анализ и самоанализ комплексного мероприятия ……………………..………. 11

Список литературы и источников ……………………………………………… 15

Введение

Место, роль и функции системы оценки достижения требований к образовательным результатам младших школьников, ее особенности определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования.

Целью проекта стала разработка модели комплексного мероприятия. В ходе работы следовало решить следующие задачи: 

  • Изучить планируемые результаты освоения образовательных программ начальной школы;
  • Разработать модель комплексного мероприятия;
  • Составить алгоритм оценки достижения планируемых результатов и анализа комплексного мероприятия.

Так, к основным результатам начального общего образования стандарт относит:

  • Формирование универсальных и предметных способов действий;
  • Воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • Индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Основной задачей и критерием оценки результатов освоения образовательных программ учащимися начальной школы  выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:

  • Оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования).

Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов: личностные, метапреметные и предметные.

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Одной из форм оценки достижения планируемых результатов младших школьников может выступать комплексное мероприятие, организация которого направлена на выявление уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования.

Модель комплексного мероприятия

В словаре Википедии термин «комплекс» (лат. Complex – связь, сочетание) определяется как система, совокупность чего-либо, объединенного вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой либо определенной общей цели, термин «мероприятие» – как совокупность действий, нацеленных на достижение единой цели и объединенных одной общественно значимой задачей. 

Применительно к педагогической практике «комплексное мероприятие» (в дальнейшем – КМ) определяется как совокупность действий, имеющих общее предназначение и объединенных одной общественно значимой задачей. В данном случае предназначением КМ является демонстрация результатов образовательной деятельности, где главной задачей выступает выявление уровня сформированности образовательных результатов. КМ проводится один раз в конце каждой четверти. Участниками являются педагог и  учащиеся начальной школы. Учитель самостоятельно выбирает методы, приемы, средства организации КМ и оценки планируемых результатов.

Выбор формы КМ обусловлен оцениваемыми личностными, метапредметными и предметными результатами:

  • КМ в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.
  • КМ, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж и т.д.
  • КМ, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-"дублер начинает действовать" и т.д.
  • КМ, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция,  панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.д.
  • КМ, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.
  • КМ, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и т.д.
  • Использование на КМ традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.д.

В зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательных программ может выходить за рамки системы базовых заданий (и по глубине освоения, и по широте охвата), то для установления уровня освоения образовательных программ предлагаются также и учебные задания/ситуации, характеризующие повышенное по сравнению с базовыми уровни достижений.

Формирование универсальных учебных действий отслеживается при выполнении каждого задания.

В содержание КМ могут быть включены задания по следующим предметным областям и  соответствующим разделам:

1. Чтение:

  • Работа с информацией;
  • Получение, поиск и фиксация информации;
  • Понимание и преобразование информации;
  • Применение и представление информации;
  • Оценка достоверности получаемой информации.

2. Русский язык:

  • Система языка (фонетика и графика, орфоэпия, морфемика, лексика, морфология, синтаксис);
  • Орфография и пунктуация;
  • Развитие речи.

3. Литературное чтение:

  • Виды речевой и читательской деятельности;
  • Творческая деятельность;
  • Литературоведческая пропедевтика.

4. Математика:

  • Числа и величины;
  • Арифметические действия;
  • Работа с текстовыми задачами;
  • Пространственные отношения. Геометрические фигуры;
  • Геометрические величины;
  • Работа с данными.

5. Окружающий мир:

  • Человек и природа;
  • Человек и общество.

6. Музыка:

  • Музыка в жизни человека;
  • Основные закономерности музыкального искусства;
  • Музыкальная картина мира.

7. Изобразительное искусство:

  • Восприятие искусства и виды художественной деятельности;
  • Азбука искусства. Как говорит искусство?;
  • Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

8. Технология:

  • Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание;
  • Конструирование и моделирование;
  • Практика работы на компьютере.

9. Физическая культура:

  • Знания о физической культуре;
  • Способы физкультурной деятельности;
  • Физическое совершенствование.

Оценка уровня сформированности

личных, метапредметных и предметных результатов

После проведения КМ учитель оформляет результаты в сводную ведомость, где прописываются:

  • Фамилия, имя обучающегося;
  • Уровень сложности задания;
  • Оцениваемый параметр (зачет/незачет);
  • Итоговое количество зачетов/незачетов каждого обучающегося, каждого параметра.

№ п/п

ФИ обучающегося

Получение, поиск и фиксация информации

Таблица умножения

Использование естественно-научного текста с целью поиска и извлечения информации

Изготовление несложной конструкции изделия по рисунку

Использование поискового вида чтения

Использование простейших приемов работы с готовыми электронными ресурсами

УУД

Итого

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Зачет

Незачет

1

Адин

Сергей

н/з

з

з

н/з

з

з

н/з

з

з

6

3

2

Бекк

Кирилл

з

з

з

н/з

з

з

з

з

з

8

1

3

Ветлугина Люда

з

з

з

з

з

з

з

з

з

9

0

4

Дидун

Настя

з

н/з

з

з

з

н/з

з

з

н/з

6

3

5

Клочков Максим

з

з

з

з

з

з

з

з

з

9

0

Итого зачетов/незачетов

4/1

4/1

5

3/2

5

4/1

4/1

5

4/1

Анализируя и сопоставляя полученные данные, учитель оценивает не только способности обучающихся решать различные типы учебно-практических и учебно-познавательных задач, но и дифференцирует их по уровню сформированности действий с учебным материалом: на базовом или повышенном уровне.

Общая картина результатов позволяет педагогу скорректировать дальнейшие действия по формированию универсальных учебных действий и планируемых результатов освоения образовательных программ.

Анализ и самоанализ комплексного мероприятия

Анализ и самоанализ КМ должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся в КМ, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов КМ; краткий – достижения основных целей и задач; комплексный – в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации КМ; аспектный – отдельных элементов КМ.

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа КМ, в которые могут быть внесены следующие основные положения.

1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.

2. Тема КМ, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи КМ.

3. Организационное начало КМ:

  • готовность учителя – наличие конспекта или подробного плана, наглядных пособий, инструментов и т.д.;
  • подготовленность учащихся – наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
  • подготовленность классного помещения –  чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.

4.  Организационная структура КМ:

  • мобилизующее начало занятия;
  • последовательность, взаимосвязь и соотношение частей КМ;
  • насыщенность, темп проведения и т.д.

5.  Анализ содержания учебного материала КМ:

  • обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на КМ;
  • соответствие программе и уровню знаний учащихся по предметам;
  • соотношение практического и теоретического материала; связь с жизнью и практикой и т.д.

6.  Общепедагогические и дидактические требования к КМ:

  • цель КМ и соответствие плана и конспекта КМ поставленной цели;
  • обоснование выбора методов обучения;
  • пути реализации дидактических принципов в обучении;
  • индивидуализация и дифференциация;
  • взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов КМ.

7.  Деятельность учителя:

  • научность и доступность изложения знаний;
  • использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
  • организация закрепления учебного материала;
  • организация самостоятельной работы учащихся;
  • проверка и оценка знаний и умений учащихся;
  • вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
  • отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
  • пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
  • эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
  • контакт учителя с классом и т.д.

8.  Деятельность учащихся:

  • подготовка рабочего места;
  • поведение учащихся на уроке – дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
  • интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
  • состояние их устной и письменной речи;
  • знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
  • отношение учащихся к учителю;
  • степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на КМ и т.д.

9.  Выводы:

  • выполнение плана КМ;
  • достижение целей КМ;
  • особенно интересное и поучительное на КМ;
  • что произвело на КМ наибольшее впечатление;
  • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении КМ;
  • оценка КМ.

 С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ КМ при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа КМ. Возможен один из вариантов:

1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на КМ? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?

2. Какова специфика КМ? Каков его тип?

3. Как учитывались возможности учащихся при планировании КМ?

4. Рациональны ли выбранная структура КМ и распределение времени на отдельные этапы КМ?

5. На каком материале или этапе КМ делается главный акцент?

6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7. Как отбирались для КМ формы заданий?

8. Почему был необходим дифференцированный подход к организации КМ? Как он был реализован?

9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?

10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего КМ?

11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

12. Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого КМ?

Список литературы и источников

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Российская академия наук, Российская академия образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.

3. Планируемые результаты Начального общего образования/ под ред. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч./ под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

5. http://www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка достижений планируемых результатов. ФГОС.

Новые стандарты устанавливают общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение "обязательного минимума содержания образовани...

Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе (литературное чтение и окружающий мир)

Для проведения комплексной оценки разработаны специ­альные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном и...

Комплексная диагностическая работа для оценки достижения планируемых результатов во 2 классе

«Формы контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых образовательных результатов начального общего образования»...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Преемственность реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО по системе оценки достижения планируемых результатов

Преемственность  реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО  по системе оценки достижения планируемых результатов...

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА– одна из форм оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС в начальной школе.

Презентация может помочь учителю при подготовке к выступлению на ШМО, тематическом педагогическом совете....