Основная концепция
статья по теме

 

       Важность экологического  воспитания  детей  в  современном  мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека  с природой зависит  многое,  в  том  числе  и  благополучие  самого  человека. Следовательно, основная задача учителя – вводить  экологический  материал  в учебно-воспитательную деятельность начиная с начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnaya_kontseptsiya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Важность экологического  воспитания  детей  в  современном  мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека  с природой зависит  многое,  в  том  числе  и  благополучие  самого  человека. Следовательно, основная задача учителя – вводить  экологический  материал  в учебно-воспитательную деятельность начиная с начальных классов.

Гуманному восприятию  природы, в сочетании с пониманием ее красоты, учили великие педагоги: Ж.Ж. Руссо,  Г.Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие.

В рамках реализации программы развития школы мною разработана педагогическая концепция для младших школьников «Формирование экологоориентированной личности через проектную деятельность». Выбор направления деятельности обусловлен следующими противоречиями: произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Проблема: низкая школьная мотивация учащихся к учебе; пассивное отношение к самостоятельному приобретению новых знаний.

Цель проекта: Формирование ответственного отношения  детей  к окружающей среде через проектную деятельность.

Задачи:

  • привлечение внимания детей младшего школьного возраста к проблеме сохранения природного и культурного наследия своей малой родины;
  • выявление и поддержка исследовательской и практической деятельности обучающихся через проектную деятельность;
  • стимулирование творческой инициативы детей, изучающих вопросы взаимодействия этноса и природной  среды;
  • внедрение национальных здоровьесберегающих традиций  в организацию  учебно-воспитательного  процесса.

Исходя из цели, я определила объект, предмет и гипотезу исследования.

Объект: процесс формирования нравственно-экологических понятий через  урочную и внеурочную   проектную  деятельность.

Предмет: раскрытие экологических понятий через урочную и внеурочную деятельность.

Гипотеза: Если использовать проектную деятельность, то процесс формирования экологических понятий будет ли успешным.

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Без теории нет практики, поэтому мною изучен и  накоплен большой материал по формированию экологоориентированной личности через проектную деятельность.

  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.
  • Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
  • Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  • .Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
  • Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.
  • «Экология  для  начальной  школы.  Игры  и  проекты»
  • «Азбуку экологии»      О.Г. Завьялова
  • Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .

Инновационный поиск новых средств  привело к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и другие формы и методы учения и обучения. Среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, ведущее место принадлежит сегодня методу проектов.

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).

       По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования проектного метода  обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. 

      Основным тезисом в проектной деятельности с учащимися являются слова: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, и данный период обучения назван «Введением в проектную деятельность». Для выяснения первоначальных знаний об экологии учащихся, мною проведено анкетирование. В анкете три первых вопроса  взяли  из  сборника «Формы экологического воспитания  детей»  под  редакцией  А.С. Бахаревой,  доцента кафедры естествознания, а остальные я составила сама. Как показали результаты анкетирования, уровень экологических  знаний – средний. 

За эти годы проведен ряд проектных работ. Хотелось бы познакомить вас с некоторыми  проектными работами. Исходя, из программы развития школы мной  разработан практико-ориентированный проект для   младших школьников «Малыми тропинками к большой тропе». Уроки   предполагают путешествие по родному краю по тропинкам: I тропинка – «Тоонто нютаг» (Мой родной край), II тропинка – «Я живу среди друзей»,  III тропинка   – «Найди себя», IV тропинка – «Будь здоров». В ходе реализации проекта разработаны материалы по учебно-воспитательной работе:  

а) конспекты уроков по предметам с экологическим наполнением,

б) выпущены брошюры с собранным материалом,

в) разработаны и апробированы авторские программы по факультативным курсам.

В последнее время всё большее внимание уделяется сохранению здоровья детей. Большая часть детей уже в первый класс поступают больными, поэтому об их  здоровье нужно заботиться  не только медицинским работникам, но и педагогам, родителям, общественности. Мной разработан проект «Путь к здоровью». Проект предполагает создание условий, позволяющих формированию духовно развитой и физически здоровой личности.

                                      Механизмы реализации программы

  1. Изучение особенностей личности ребёнка.
  2. Разработка плана мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка.
  3. Составление  тематического планирования занятий по ознакомлению  с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.
  4. Изменение двигательного режима в процессе обучения.
  5. Поддерживание связи с родителями ребёнка.

Итогом проекта явилось, что к концу 4 класса наблюдается снижение  заболеваемости простудными заболеваниями.  

Хотелось бы остановиться на открытом уроке русского языка к конкурсу. Анализ программ, учебников  по  русскому  языку  показывает, что данный предмет обладает нравственно-экологическим потенциалом.  На уроке  внедрена апробированная мною методика проведения проектной деятельности на  уроках русского  языка, так как она позволяет заметно повысить  уровень усвоения учебного материала и интерес к изучению данной темы.  Проект является недельным, по продолжительности выполнения краткосрочным. Продуктом проектной деятельности является выпуск книжки о первоцветах. При подготовке к этому уроку была проведена предварительная работа. На уроках изобразительного искусства ученики рисовали первоцветы и самостоятельно составляли рассказы о цветах, используя справочную литературу.  На уроках технологии ученики выполняли аппликационные работы на тему «Первоцветы». На уроках по предмету «Окружающий мир» проводились экскурсии с целью изучения и охраны первоцветов, произрастающих в нашей местности, беседы  о видах первоцветов, об охране первоцветов, о Красной книге России и нашего края. Весь накопленный материал: рисунки, работы учеников, рукописные рассказы использовались для создания печатной книги для учеников младших классов. По ходу урока составили текст-предисловие к книге о весне. Этот урок является одним из примеров практической реализации моей педагогической концепции «Проектная деятельность при формировании экологоориентированной личности на уроках русского языка».

    Благодаря проектам экологической направленности мои малыши становятся пропагандистами и знатоками истории и природы родного края. Дети демонстрируют хорошие знания на научно-практических конференциях, различных конкурсах в школе и в районе.  

На районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» Чодинчо Таня заняла 3 место с работой «Изучение состояния экологической культуры в начальных классах». В 2007 году  на районной краеведческой конференции «Музей и дети» в секции «История школы и села» Таня заняла 2 место с работой «Национальное блюдо». Васильев Баясхалан ученик 1 класса принял участие в районной научно-практической конференции «Первые шаги» с работой «Моя родословная». В 2010 году Будожапова Сарюна участвовала в республиканской конференции «Серебряная альфа» с работой «Бурятское блюдо Боово».

Для выявления уровня экологических знаний учащихся нами проведен ряд мероприятий, проведен результирующий эксперимент на  основе той же анкеты,  которая  использовалась  при  проведении  констатирующего эксперимента. В ходе проведенного среза нами была экспериментально  подтверждена гипотеза,  лежащая  в  основе  исследования,  о  том,   что   экологические  знания  учащихся  можно  повысить  и  через проектные  уроки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Основные принципы концепции и типические свойства методической системы УМК"Перспективная начальная школа""

В докладе раскрыты основные принципы концепции и типические свойства методической системы УМК "Перспективная начальная школа"...

Роль классного руководителя в реализации основных положений Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.

 Основным содержанием духовно-нравственного развития,воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от...

Основные концепции и модели воспитания в семье.

О моделях семейного воспитания....

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

От концепции «винтика» к концепции Человека!

Моя педагогическая философия!...

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Зарубежные концепции одаренности и отечественные концепции одаренности

Зарубежные концепции одаренности и отечественные концепции одаренности...