Обобщение опыта работы по теме: "Технология интерактивного обучения"
статья по теме

Иванова Ольга Ильинична

В данной статье описывается опыт работы учителя начальных классов по теме: "Технология интерактивного обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта работы65.75 КБ
Файл prilozhenie_1.docx13.55 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Общие сведения об учителе.

  1. Иванова Ольга Ильинична

  1. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г.Киселёвск, 652 723, ул. Весенняя, д. 7

  1. Учитель начальных классов

  1. Стаж работы в должности – 24 года

  1. Технология интерактивного обучения

  1. Формирование личности способной к саморазвитию

II.

  1. Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы

Л. С. Выготский сказал:  

«Развитие есть результат обучения не совпадающий с его содержанием»

        Наша школа всегда считала, что приобретение знаний и умений, т.е. усвоение содержания различных учебных предметов, и есть развитие. Поэтому приоритетная цель начального обучения звучит так: научить младшего школьника читать, писать, считать, дать ему элементарные знания об окружающем мире.

        Если обратиться к учителю начальной школы с единственным вопросом: «Чему Вы хотите научить ваших учеников?» то, как бы ни различались по своей языковой форме ответы педагогов, суть их (в 97% случаев) такова: ребенок должен изучить программу начальной школы и быть готовым к обучению в основном звене.

А что отвечают на этот вопрос учителя средней школы? Практически все (99,6%) озабочены изучением «своего» предмета.

Таким образом, главной, центральной, а порой и единственно осознаваемой целью образования является обучение конкретному предмету, вооружение учащихся суммой знаний-умений. При этом предполагается, что реализация такой цели сама по себе обеспечит решение задачи развития ребенка. Но это не так. Обучение, в котором специально не планируются конкретные задачи развития, далеко не всегда дает развивающий эффект. Это и определяет существование противоречия: цели дидактики начальной школы не соответствуют современным требованиям к образованию младшего школьника.

А требования эти таковы:

●Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.

●Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.

Как видим требования для «маленького человека» высоки, но они необходимы.  Жизнь стремительно меняет людей, их ценности и позиции. Особенно заметно и может быть не совсем понятно то, что в первую очередь многие работодатели ценят в своих работниках инициативность, активность, мобильность, гибкость, коммуникабельность, умение работать с информацией, во вторую – профессиональные знания и умения. А учителя по-прежнему усиленно вкладывают свои силы, подчас за счет здоровья своих учеников,  в накопление знаний и умений по учебным предметам. Поэтому изменения методических подходов обучения, применение новых педагогических технологий в обучении, как никогда актуальны.  Что же необходимо поменять в методике, чтобы и знания были полными, прочными и осуществлялось развитие жизненно необходимых  личностных качеств каждого ученика?

Прежде всего, должен измениться сам учитель. Это является главным требованием государственной политики в сфере образования, обусловленное Концепцией модернизации российского образования, которое актуализировало обновление системы формирования профессиональной компетентности педагогов. Одним из наиболее значимых направлений его реформирования и модернизации является замена традиционных ценностей процесса обучения на ценности развития личности ребенка.

2. Сущность опыта

По современным психологическим представлениям интенсивное развитие интеллекта происходит в раннем детстве (к восьми годам – наполовину)4. Значит, именно этот возраст является оптимальным для становления и развития когнитивной, коммуникативной сферы и творческих способностей ребёнка.

 Поэтому я считаю, что на учителя начальных классов ложится ответственность за то, какими вырастут дети, адаптируются ли в окружающем мире.

Отсюда, миссия учителя в школе, по моему убеждению, заключается в том, чтобы научить своих учеников:

- жить вместе с другими (толерантность);

- научить учиться;

- жить здоровым и жить долго;

- научить трудиться (работа – главное условие успешной жизни).

        Исходя из вышеизложенного, целью моей педагогической деятельности является формирование личности способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Для её достижения необходимо решить задачу создания образовательной среды, которая была бы одинакова для всех, но вместе с тем разнообразна, приспособлена для каждого ученика и учитывала его индивидуальные способности.

        Теоретическая база опыта.

        Нужно так построить процесс обучения, чтобы учебный труд стал для ребёнка не «проклятой ношей», как в известной притче Сократа, а «постройкой замечательного храма». В этом могут помочь следующие принципы:

• принцип природосообразности, который ещё Я.А. Каменский   провозгласил одним из основных принципов обучения;

• принцип сотрудничества и целостности.

Целостная картина мира для моих учеников представлена программой «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой, которая основана на двух ведущих принципах обучения интеграции и дифференциации. Эти приоритетные направления позволяют мне

1) сформировать у обучающихся умения:

- использовать свои знания в нестандартных ситуациях,

- добывать знания, ставить учебную задачу и находить способы ее решения,

- оценивать процесс и результат решения учебной задачи;

2) развить высокий уровень интеллектуальной сферы обучающихся.

                                                                                

Таблица 1.

Качество знаний обучающихся по классам, %

Класс

Качество

Количество хорошистов

Количество отличников

2

62

(14 чел.)        54%

(2 чел.)        8%

3

65

(14 чел)        54%

(3 чел.)        12%

4

70

(15 чел)        58%

(3 чел.)        12%

Источник. Классные журналы: 2 «В» класса за 2006-2007г.г., 3 «В» класса за 2007-2008г.г., 4 «В» за 2008-2009г.г.

                         

   - 2 класс  - 3класс  - 4 класс

Рис.1. Положительная динамика качественной успеваемости по классам в 2006-2009г.г.

        В процессе обучения на начальной ступени образования наблюдается динамика роста качества знаний обучающихся по предметам.

         Русский язык       Литературное    Математика   Окружающий    Английский

                                                чтение                                        мир                   язык

  - 2 класс  - 3 класс  - 4 класс

 Рис. 2. Положительная динамика качества обучения по предметам в 2006-2009г.г.

             

                Новизна опыта.

                        Изучила и использую в своей практической деятельности технологию интерактивного обучения, т.к. она позволяет ребенку развивать личностную рефлексию, помогает становлению активной субъективной позиции, более глубокому осознанию личной значимости.

        Изучив работы Е.А. Мельниковой «Проблемный урок в начальной школе или как открывать знания вместе с детьми»,  Б.А. Бакулиной «Что такое проблемный урок», Н.П. Капустиной «Педагогические технологии адаптивной школы», Г.Ю. Ксензовой «Перспективные школьные технологии», я освоила технологию проблемного обучения.

        Это позволяет мне проводить школьников через все звенья научного творчества:

        • постановку учебной проблемы;

• поиск решения данной проблемы;

• выражение найденного решения;

• реализацию полученного продукта.

Модифицировала и внедрила в практическую деятельность управление самостоятельной работой в адаптивной системе обучения через комплект поуровневых заданий. Эта технология позволяет отследить динамику развития интеллектуальной сферы и адекватность самооценки. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании, отличаются степенью трудности. Все задания состоят из трех уровней (приложение 1):

I уровень – закрепление базовых знаний;

II уровень – базовые знания + развивающие задания;

III уровень – креативный.

В результате каждый ребенок в силу своей природосообразности делает качественный шаг на пути овладения знаниями, а значит, начинаются позитивные изменения их творческих способностей.

Применение изученных мною технологий, позволяет отслеживать динамику развития учащихся. Могу сделать вывод, что в результате дети умеют:

• самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;

 • принимать самостоятельные и ответственные решения;        

• планировать свою деятельность и оценивать ее результаты;

• строить взаимоотношения в коллективе на основе сотрудничества и поддержки.

        Мною разработана система уроков с использованием разноуровневых заданий, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения. В результате использования адаптивных заданий выросло и качество усвоения, и степень обученности по русскому языку.

Рис. 3. Положительная динамика овладения знаниями по русскому языку с использованием адаптивных заданий.

        Успешной учебной деятельности способствует целенаправленная внеурочная работа по предметам, которая позволяет  укрепить и расширить знания обучающихся, побуждает любознательность, инициативу, воспитывает разносторонне – развитую личность, развивает исследовательскую и познавательную деятельность обучающихся, формирует культуру здорового образа жизни. В этом мне помогает проектно-исследовательская деятельность учащихся.

        Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Как поддержать и сохранить в детях это стремление? Решение выглядит удивительно просто – обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Только организовывать его нужно по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду знания.

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной, внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, и с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.

        Девять лет работаю по программе «Начальная школа XXI века» под руководством Н.Ф. Виноградовой. УМК данной программы позволяет мне в рамках урока обучать детей проектно-исследовательской деятельности. В частности на уроках «Окружающего мира» в 4 классе авторы предполагают обучающимся выполнить проектные работы.

Такая форма работы предполагает массовое участие детей. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Конечно, не каждая программа предусматривает такой вид деятельности учащихся, но творчески работающий учитель может сам научить этому своих учеников  (приложение 2).

В рамках внеурочной деятельности провожу долговременные исследования. Руковожу кружком «Юный исследователь». Кружок посещают учащиеся 2-4 классов. Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Программа кружка разработана мной и утверждена на городском МО учителей начальных классов. На занятиях учу детей, как выбрать тему исследования, определить цель и поставить задачи, сформулировать гипотезу и составить план исследования. Какие методы можно использовать и как подготовиться к защите. Диапазон выбранных тем разнообразен  (приложение 3).

Работа кружка приносит свои положительные результаты. Ребята становятся победителями, призерами, лауреатами конкурсов различных уровней (приложение 3).

С 2009-2010 учебного года  являюсь разработчиком городского конкурса учебно-исследовательских работ младших школьников «Совенок» (приложение 4).

        Используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты, если учитель будет вести целенаправленную системную работу по формированию у обучающихся творческих способностей. В результате чего общество получит современных, образованных, нравственно предприимчивых людей, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения  в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.*

        SWOT-анализ

        Сильные стороны

● воспитание познавательного интереса;

● создание положительной мотивации учения и образования;

● формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

● развитие интеллектуальной сферы личности обучающихся;

● формирование умений и навыков самообразования, то есть способов активной познавательной деятельности;

● развитие познавательной активности и самостоятельности;

● формирование всех компонентов исследовательской культуры:

- мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

- умений и навыков работы с книгой, другими источниками информации;

- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

- специальных исследовательских умений и навыков;

● желание и готовность организовать процесс выполнения совместной исследовательской работы и получить положительный результат порождают

потребность учиться, самосовершенствоваться не только у учителя, но и обучающихся;

● замена традиционных ценностей развития обучения на ценности развития личности ребенка.

        Слабые стороны

● инертность некоторых учителей и трудности вовлечения учителей в исследовательскую и опытно-экспериментальную работу (участие в конкурсах, фестивалях «не по зову души», а для зарабатывания баллов);

● отсутствие в школе библиотеки со специализированной литературой;

● несовершенное владение младшими школьниками ИКТ;

● нет преемственности в 5 классах.

        Возможности

● возможность взаимодействия обучающихся и учителя, где обучающиеся становятся соавторами;

● возможность обучающихся формулировать собственную тоску зрения на ситуацию, подбор нужных аргументов и контраргументов при обсуждении проблемы;

● возможность учителя организовывать работу обучающихся, сохраняя поисковый характер и не допуская ее трансформации в простое исполнение заданных способов действия;

● возможность поддержки и развития одаренных детей;

● выявления и реализация неординарных возможностей юных дарований.

        Ограничения и риски

● высокие требования к интеллектуальным и коммуникативным способностям и умениям педагога:

- владение методикой и методами исследовательской деятельности;

- умениями и навыками экспериментальной работы;

- более обширными предметными и межпредметными знаниями, а также такими качествами как теоретическое мышление, умение видеть, находить интересные проблемы, нестандартные ситуации и разрешать их;

- умение подбирать методы обучения, педагогические приемы, направленные на активизацию учебной и познавательной деятельности обучающихся, обеспечивающей достижение поставленной цели;

- учет интересов и склонностей школьников, уровня их интеллектуального развития.

Литература

  1. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство/ А.С. Белкин. – Челябинск: Юж. - Урал. Книжное издательство, 2004. – 176с.
  2. Виноградова, Н.Ф. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова. – М.: Издательский центр Вентана – Граф, 2009. – С.3-9.
  3. Ксензова, Г.Ю.Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 90с.
  4. Лейтес, Н.С. Психология одарённости детей и подростков / Н.С. Лейтес. – М. 1990. - С.15  
  5. Новиков, А.М. Образовательный проект / А.М. Новиков, Д.А.Новиков. – М.: Эквес, 2004. – 120с.



Предварительный просмотр:

                                                                        Приложение 1

Адаптивные карточки по русскому языку (образцы)

3 класс

К - 1

Тема: «Главные члены предложения».

1 уровень

Блекнут травы. Дремлют хаты.

        Рощи вспыхнули вд.ли.

        По незримому канату

        Прот.нулись журавли

                        (М.Исаковский)

Подчеркните главные члены предложения.

2 уровень

Составьте предложения по вопросам и запишите их.

        Когда? Какой? Что? Что сделал? Где? Что сделала? Какая? Что?

Подчеркните главные члены предложения.

3 уровень

Составьте и запишите предложения со словами:

        Осень, перелётные, прощальный крик, до свидания.

Подчеркните главные члены предложения (основу предложения).

____________________________________________________________

К - 2

Тема: «Приставки и предлоги».

        1 уровень

        

Составь и запиши предложение из слов каждой строчки.

                (На)писал, адрес, отец, (на) конверте.

                (В)летел, (за)пел, и, чиж, (в)клетку.

                (На)ночлег, (по)летели, утки, (со)свистом.

        2 уровень

Придумай и запиши три предложения так, чтобы в них были и приставка и предлог:

        от, по, в.

3 уровень

Спиши, исправив ошибки.

Па дула зема холадом. Со рвала листя слистов дубрав и разметала их подорогам. Стали птицы стайками собираться. И палители в тёплые страны.

        _____________________________________________________________

                                        К - 3                

Тема: «Разделительный твердый знак, разделительный мягкий знак».

1 уровень

Запиши слова в два столбика.

        Лист.я, сынов.я, об.едки, п.ёт, раз.яснил, в.юн, с.ёжился, в.ехал, об.явление, крыл.я, мурав.и, об.ём.

2 уровень

Придумай и запиши по 5 слов с разделительным ъ и разделительным мягким знаком.

3 уровень

Запиши ответы в алфавитном порядке используя слова с разделительным ъ и разделительным ь знаком.

  1. Растолковать, сделать понятным.
  2. Грибы, которые можно есть.
  3. Недоеденные куски.
  4. Полоса земли, вдоль берега моря, озера.
  5. Мясной отвар.
  6. Вход в здание.

____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...

Обобщение опыта работы по теме: "Технология интерактивного обучения"

В данной статье описывается опыт работы учителя начальных классов по теме: "Технология интерактивного обучения"...

Обобщение опыта по теме " Технология проблемно-диалогического обучения как способ активизации учебной деятельности младшего школьника"

Представила сою работу на семинаре по теме " Проблемно-диалогическое обучение" Доклад + презентация...

Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...

Обобщение опыта работы Дьяковой С.А. по теме "Развитие познавательных универсальных учебных действий путём использования интерактивных методов обучения"

Здесь представлен  опыт работы по теме " Развитие познавательных универсальных учебных действий путем использования интерактивных методов обучения"...

Презентация «Обобщение опыта работы по использованию интерактивных методов обучения»

Представление опыта работы по указанной темеhttps://cloud.mail.ru/public/6P5D/ea9YReZj8...