Социальное здоровье учащихся начальных классов - основа развития коммуникативных УУД
статья (1 класс) по теме

Астафьева Антонина Владимировна

Социальное здоровье учащихся начальных классов - основа развития коммуникативных УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Астафьева Антонина Владимировна

МБОУ СОШ № 5, учитель начальных классов

Город – курорт Геленджик

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми. Он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся и при необходимости принять помощь самому. Он поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они были понятны окружающим и не ущемляли права других.    Под социальным здоровьем детей понимается то, как они приспособлены к обществу, как они общаются, не оказывается ли обществом негативное влияние. Социально здоровый ребенок всегда ищет средства для достижения цели, быстро приспосабливается в новом коллективе, контролирует свои эмоции и умеет применять полученные знания на практике.

 Рассмотрим критерии оценки уровня социального здоровья:

- способности построения межличностных отношений;

- освоение норм,  средств и способов общения, анализа различных  ситуаций, самоорганизации, саморегуляции;

- уровень базисных коммуникативных умений: умение вступать в контакт, слушать другого, умение обратиться с просьбой или сказать «нет», понимать состояние другого человека, анализировать собственные мотивы поведения и других людей и др.;

- уровень самовыражения, отсутствие скованности и закомплексованности;

- готовность к сотрудничеству и совместной деятельности;

-уровень сформированности базисных стремлений: поддерживать хорошую физическую и психическую форму, благоприятное самочувствие, позитивные нравственные качества;

- готовность принимать ответственность за свои действия, контролировать события собственной жизни.

Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 К коммуникативным действиям относятся:

     -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 На основании вышеизложенного можно сказать, что социальное здоровье это коммуникативные умения обучающегося, его умение общаться.

Сохраняя и укрепляя социальное здоровье школьников, мы развиваем коммуникативные УУД в соответствии с требованиями ФГОС. Для сохранения и укрепления социального здоровья учащихся,   развития коммуникативных способностей я стараюсь  создать в классе  атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе. Каждый учащийся имеет поручение, которое меняется каждую четверть. Актив класса тоже меняется каждую четверть, что дает возможность учащимся попробовать себя в разных ролях: в роли командира и в роли подчиненного. Я стремлюсь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие в которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе. Мои учащиеся с удовольствием принимают участие в праздниках, посвященных Дню матери, Дню Защитника Отечества, 8 марта и т.д. Ребята оформляют стенгазеты, изготавливают поздравительные открытки, разучивают стихи, песни, танцы. Праздник – это итог большой дружной работы детей, родителей и учителя. Мы принимаем участие в  акциях, например: «Цветик-Семицветик. Вместе поможем детям», «Подарок солдату», « Помоги птицам!». Я использую в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность. Классные часы всегда я готовлю и провожу вместе с учениками. При подготовке классного часа «Дружба – это…» было проведено анкетирование и исследование классного коллектива. Анкета «Хороший ли ты друг». В анкетировании принимали участие 32 ученика. У 30 учащихся есть друг, 26 ребят могут доверить тайну другу, 31 ученик готов помочь другу, если тот попадет в беду, никому не жалко куска торта для друга, зонта и даже приставки.

Анкета "Мотивы выбора друга" В анкетировании участвовало 32 человека. У всех ребят есть друг. Ребята дружат, потому что с другом интересно, потому что друг   веселый и с ним можно общаться, потому что давно учатся в одной школе. Исследование классного коллектива.  18 учащихся считают, что  класс  очень дружный и сплочённый, 24 ученика считают, что в  классе иногда бывают ссоры, но конфликтным  класс назвать нельзя.  Анализ анкет, высказываний учащихся,   позволил сделать вывод о том, что ребята имеют представления о дружбе, о том, каким должен быть друг,   хотят дружить, хотят иметь хороших, преданных друзей.

Урок – диспут, урок – путешествие, заочная экскурсия, урок – конкурс эрудитов, урок – квн, литературная гостиная, урок – ролевая игра и другие нетрадиционные уроки способствуют сохранению и укреплению социального здоровья учащихся. На уроках и внеклассных мероприятиях использую групповую работу, работу в парах.

Для оценки уровня социального здоровья и овладения учащимися коммуникативными УУД я использовала различные  методики.

Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой). Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств. Учитель определяет самооценку каждого ребенка. У 4 ребят самооценка завышена, у 23 – самооценка адекватная, у 5- самооценка занижена. 

Методика «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель». Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия. Показатели уровня выполнения задания: низкий уровень - 4 человека, средний уровень – 6 человек, высокий уровень – 22 человека.

 «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю.Яшина). Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям. По полученным результатам выделяются три основных уровня развития качеств личности: высокий уровень – 25 человек, средний уровень – 6 человек, низкий уровень – 1 человек.

Методика     «Решение ситуаций» (адаптированный вариант методики Рене Жиля). Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию. Тип реакции: активно-агрессивный – 14 человек, пассивно – страдательный -16 человек, нейтральный – 2 человека.

Учитывая полученные   данные, я подбирала  задания, игры, тренинги, помогающие корректировать низкий уровень развития коммуникативных  умений, укреплять социальное здоровье учащихся. Например: тренинговое занятие «Умеете ли вы общаться?» Цель: развитие коммуникативных навыков в процессе практического общения. Тренинговые занятия я проводила как со всеми учащимися,  так и с группой учащихся.

Поведение учителя выступает регулятором межличностного общения с детьми. На своем примере он учит культуре эмоционального самовыражения, ибо неоправданное нарушение дистанции оборачивается бесцеремонностью, неуважением партнера. Отношения, в которые вступает учитель с учащимися, характеризуются взаимозаражением. Как лидер педагогического взаимодействия, он заражает их не только интересом к науке, настроением увлекательного поиска истины, но и радостью общения, доброжелательностью. Нельзя не согласиться со следующим выводом В.А.Караковского: «Как цветок поворачивается к солнцу, так и ребенок поворачивается к тому, от кого исходит свет, тепло и добрый интерес. Быть таким человеком – профессиональная обязанность  педагога».
Библиографический список

  1. Агафонова И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6–10 лет. Программа «Я и Мы»./И.Н. Агафонова – М.: СПб. 2001.
  2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – М.: Питер,2000. – 304 с.
  3.  Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов

Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет...

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

Развитие коммуникативных навыков межпредметными средствами по УМК «Перспективная начальная школа» у учащихся начальных классов

Развитие коммуникативных навыков межпредметными средствами по УМК «Перспективная начальная школа» у учащихся начальных классов...

Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образо...

Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образо...