Развитие коммуникативных навыков межпредметными средствами по УМК «Перспективная начальная школа» у учащихся начальных классов
опыты и эксперименты (3 класс)

Кудюмова Маргарита Александровна

Развитие коммуникативных навыков межпредметными средствами по УМК «Перспективная начальная школа» у учащихся начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Кудюмовой Маргариты Александровны

по теме «Развитие коммуникативных навыков межпредметными средствами по УМК «Перспективная начальная школа» у учащихся начальных классов»

Условия возникновения и становления опыта

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Результат образования сегодня – это не просто знание, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребенка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки.

Работая по УМК «ПНШ», я поняла, что эти учебники способствуют развитию способности ориентироваться в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных явлениях, во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей; формированию основных компетенций, информационных компетенций.

Формирование коммуникативной компетенции, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков. Ведущее место в формировании младших школьников отводится урокам.

Значит необходимо условия – три У:

  • компетентность Учителя;
  • Учебник, позволяющий формировать ключевые компетенции;
  • Урок, обеспечивающий потребность ученика в общении.

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения. Вступая в отношения с окружающим нас миром, сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения. Коммуникативное умение – умение общаться, то есть умение слушать, обосновывать свою точку зрения, выстраивать систему доказательств (подбирать аргументы, задавать вопросы, возражать, дополнять).

Внешняя интрига – действующее интеллектуальное окружение школьника - это не только учитель в классе, но и герои учебника – Маша и Миша, обитатели Волшебного леса. Круг общения с каждым годом (классом) расширяется.

С первых страниц учебника первоклассник поставлен в ситуацию необходимости слышать, слушать, принимать решения и действовать: задавать вопросы, выполнять задания. Самый сложный материал, нестандартные ситуации вынесены на обсуждение. Прав ли Миша?  Помоги Маше И Мише. А ты как думаешь? Ты тоже так считаешь? С кем ты согласишься? Миша и Маша растерялись. Помоги им, пожалуйста!

Дети учатся деловому общению, обращаясь к различным источникам информации – текстам учебника, иллюстрациям справочникам, словарям, героям, учителю и наконец, в Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка («Ключ и Заря») – «совместное дело». Потрясающая культура подачи материала. «Маша и Миша решили вступить в Клуб. Ты присоединишься к ним?»

Ученику предоставляется право решать самому. Дается время для принятия решения. Задания простые, но не упрощенные, ученику дается не инструкция, а совет: «при заполнении конверта попроси помощи у взрослых». Невозможно отделить социальную компетенцию от коммуникативной и информационной. У учащихся появляется потребность в общении, общение определяет нормы поведения.

Актуальность и перспективность опыта

Проблема развития коммуникативных умений учащихся в современной школе очень актуальна и стоит на стыке таких наук как психология и педагогика, определяет психологическую атмосферу в образовании.

Анализ современных психолого-педагогических исследований свидетельствует о наличии определенных предпосылок решения вопроса развития коммуникативных умений. По мнению многих исследователей, коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении.

Теоретическая база опыта

 Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо возникает сразу.

                                  Е.Винокуров

К важнейшим (ключевым) компетенциям, которые должны быть сформированы в школе для обеспечения гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения, относят следующие:

Социальные компетенции: способности прислушиваться к другим и помогать им, критически мыслить, брать ответственность на себя.

Политические компетенции: готовность и умение жить и работать в паре, в группе.

Межкультурные компетенции: способность отказаться от нетерпимости в отношении людей иных политических или религиозных убеждений.

Коммуникативные компетенции: способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию и т.д., владение устным и письменным общением.

Компетенции в области профессионального и личностного развития: способность обучаться на протяжении всей жизни.

Интеллектуальные компетенции: способность к обобщению, гибкость, креативность ума – динамичность, подвижность и т.д.  

  В последние годы увеличивающийся поток информации требует внимания к развитию языковой компетентности младших школьников.

Компетентность – совокупность взаимосвязанных качеств личности ученика (знаний, умений, навыков, способов деятельности) по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Компетентность в общении сегодня является одним из факторов успеха в любой сфере деятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. «Обучать общению, общаясь» - без этих условий нет урока. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

В своей педагогической практике мною были проведены коллективные учебные занятия по русскому языку посредством работы в парах с применением методики взаимообмена заданиями для подтверждения того, что коммуникативные умения учащихся динамичны и их развитие происходит в ходе работы в парах при соблюдении следующих условий:

-взаимообучение;

-взаимотренажер;

-взаимопроверка.

Для процесса обучения большое значение имеет вопрос о структуре коллектива. Одним из видов групповой деятельности является работа в парах. Пара – это работа двух учеников. В парной форме организационно-учебной работы осуществляется сотрудничество и товарищеская взаимопомощь. При таком виде деятельности учащиеся сплачиваются между собой, действуя согласованно и испытывая чувство ответственности за результат совместной деятельности.

Деятельность учащихся в паре на уроке складывается из следующих компонентов:

Предварительная подготовка учащихся к выполнению задания.

Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в паре.

Работ по выполнению задания.

Взаимопроверка и контроль за выполнением работы в паре.

Общая дискуссия.    

Взаимодействия в паре двух личностей порождает массу психологических и социальных нюансов. Это надо учитывать при организации учебных занятий в процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются. Часто работая в парах у учащихся сформировались навыки социального и психологического плана:

  • общаться в паре, не мешая другим участникам учебной группы;
  • слушать друг друга, не перебивая без особой надобности;
  • слышать друг друга, т.е. понимать услышанное;
  • уважать мнение партнера;
  • отстаивать свою точку зрения.

За счет качественной коммуникации идет усвоение учебного материала и формирование перечисленных навыков.

   На уроках русского языка учащимся предлагаются разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно – целесообразные высказывания с устной и письменной форме. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

Ведущая педагогическая идея

В.А.Сухомлинский потребность в общении, потребность человека в человеке называл самой неискоренимой и самой человечной. Он считал, что «там, где нет культивирования этой потребности, никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогости воспитания».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В программе модернизации Российского образования говорится о необходимости введения компетентностного подхода в образовании и формировании отдельных компетенций. Это связано с тем, что традиционные подходы в обучении нужно дополнять такими, которые связаны со способностью человека эффективно действовать за пределами учебных программ и учебных ситуаций. В последние годы увеличивающийся поток информации требует внимания к развитию языковой компетентности младших школьников.

Дети младшего школьного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства. Ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с другими людьми. В то же время именно этот возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, общению.

Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно – образовательного процесса школы.

Внедрение такого подхода к образованию не случайно. Он привлекает тем, что ориентирует педагога на творчество. Предлагая разработать такую систему, которая максимально успешно привела бы к запланированному результату.

Стабильность

Речь – великий дар, принадлежащий человеку. Но этим даром нужно овладеть, научиться им умело и эффективно пользоваться.

Длинный и сложный путь речевого развития начинается с момента рождения человека и продолжается всю жизнь. Ребёнок усваивает язык стихийно, в процессе ситуативной речевой деятельности. Целенаправленная и систематическая работа по развитию речи начинается в детском саду. В первом классе осуществляется дальнейшее совершенствование речевых и коммуникативных навыков школьников.

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно–образовательном процессе начальной школы. Основными субъектами этой работы являются: учитель, психолог, родители.  Развитие коммуникативной компетентности осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Этапы работы в рамках данной системы:

Диагностический (осуществляется педагогом и психологом). Педагог на основе наблюдений определяет уровень сформированности общения детей, психолог с помощью проективных методик – черты самовосприятия и самоотношения.

Коррекционно – развивающий. Результаты исследований используются для индивидуально – типологического подхода в процессе работы.

Контрольный. С помощью повторной диагностики определяется эффективность работы.

Основной формой работы по развитию коммуникативных качеств личности остаётся урок русского языка. Это происходит через его направленность на воспитание и развитие языковой личности. Коммуникативный потенциал учебного процесса включает в себя следующие источники:

Учебные программы, пособия «Русский язык», «Литературное чтение» содержат богатый материал по развитию коммуникативных качеств личности; на уроках литературного чтения широко используется приём «диалог с автором», заставляющий ученика глубже проникать в тонкости авторского слова, задумываться над точностью употребления выражений;

Задания, направленные на развитие орфографической зоркости учащихся, необходимы для усвоения языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Включение в урок элементов внеурочной работы, направленных на развитие конкретных коммуникативных умений: умений приветствия и прощания, умения сотрудничать в группе, паре, умения управлять и подчиняться, умения ставить цели и достигать их, умения просьбы и отказа и другие.

Очень нравятся учащимся письменные речевые упражнения малых форм, например: «Продолжи текст», «Распутай текст», «Напиши письмо в клуб «Ключ и заря», составь синквейн.  

Вызывают интерес у учащихся игровые ситуации на уроках, которые побуждают делать выбор между «плохим» и «хорошим», проявлять сильные стороны характера, а также понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать, исподволь формируя ценностные ориентации. Тематика таких заданий разнообразна: «Как научиться разговаривать с людьми», «Что такое интонация», «Как научиться преодолевать трудности вместе», «Как понять друг друга без слов», «Для чего нужна улыбка», «Умеешь ли ты дружить» и другие.  

Для закрепления, полученного на уроках важна взаимосвязь с внеурочной деятельностью. Знакомство с правилами общения, дискуссии, нормами языковой деятельности происходит постоянно.

Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника невозможно без взаимодействия с родителями. С этой целью я веду просветительскую работу среди родителей определённой тематики:

«Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»,  

«Поговорим о дружбе»,

«Как научить ребёнка жить в мире людей»,

«Эффективное общение – залог успеха»,

«Роль совместного досуга родителей и детей в воспитании коммуникативной культуры школьника»,

«Речевая культура школьника. От чего она зависит?»,

«Поговорите со мной, родители!» и другие.

В своей работе активно использую частые посещения театров, кинотеатров, музеев, обязательно раз в четверть устраиваем день отдыха с родителями, на 21 день выезжаем в санаторий «Лесная сказка» Эти мероприятия проводятся с целью улучшения контакта между одноклассниками, формирования нравственных ценностей и базовых отношений к себе и другим людям.

Оптимальность

Анализ результатов работы по формированию коммуникативной компетентности по данной системе не только отражает результаты деятельности, но и представляет основу для дальнейшего совершенствования видов и приёмов работы.

Данная работа способствует созданию образовательной среды, обеспечивающей слияние в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения.

Лозунг «Словари – наше богатство» существует многие годы, но реализуется, только в УМК «Перспективная начальная школа». Работа со словарями – это возможность формирования всех ключевых компетенций. Словари используются при изучении нового материала, во время самостоятельной работы, при самоконтроле и так далее.

Учебники русского языка в УМК «ПНШ» - это реальная возможность реализации компетентностного подхода в начальном образовании.

Практически все учащиеся класса имеют членский билет клуба «Ключ и заря» и «Мы и окружающий мир». В первом классе вели переписку письмами, во втором полугодии у многих проходит переписка через интернет, по электронной почте.

Выпускники начальной школы успешно адаптируются при переходе в основную школу. Анализ результатов учебной деятельности учащихся 5-х классов свидетельствуют о стабильности качества знаний выпускников начальной школы.

Перспективность

Предлагаемая система работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся посредством уроков русского языка может служить образцом для аналогичной работы в других классах не только начальной школы, но и школы второй ступени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».

Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....

Положение о творческом объединении учащихся начальной школы "Подсолнушек" (газета начальной школы) МБОУ СОШ №21 (Владимирская обл., г. Ковров)

Положение регламентирует деятельность творческого объединения "Подсолнушек" (газета начальной школы) учащихся начальной школы МБОУ СОШ №21 (Владимирская обл., г. Ковров)....

Интерактивные игры как средство обучения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы способам конструктивного разрешения конфликтов

В настоящее время сциологи рассматривают конфликт как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.Эффективным средством обучения детей способом конструктивного разрешения конф...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе.

Научить ребенка критически мыслить – одна из  задач, которую решают современные педагоги. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляютс...

Использование технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления. Критическое мышление – творческое, рефлексивное мышление, ...

Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе

Данная статья помогает понять, как научить ребёнка критически мыслить.Какие приёмы использует учитель начальных классов для развития критического мышления у учащихся....