Тезисы "ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ"
статья по зож на тему

Эрдыниева Цырма Нимаевна

Тезисы по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_erdynieva_ts.n._shmigelskaya_a.v_2.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Эрдыниева Цырма Нимаевна учитель начальных классов первой категории,

Россия, г. Южно – Сахалинск, МБОУ СОШ №1

Шмигельская Анжелика Валентиновна, учитель начальных классов высшей категории, Россия, г. Южно – Сахалинск, МБОУ СОШ №1

 

Применение игр в современной школе в начальных классах рассматривается как привлекательное средство, оптимальной адаптации и разностороннего развития растущего организма детей и повышения качества обучения. При их использовании в учебном процессе необходимо учитывать индивидуально-личностные и возрастные особенности учащихся, дидактические, развивающие факторы, санитарно-гигиенические требования, с непременной опорой на богатый опыт отечественных ученых-педагогов.  

В исследованиях М.В.Богуславского на основе анализа опыта модернизации содержания общего образования в отечественной педагогике ХХ века выделены деятельностные аспекты разработки содержания образования представляемые «в виде междисциплинарных систем знаний (комплексные темы), освоение которых требует от учеников коллективных усилий по решению поставленных проблем, практических действий, игровых форм занятий, индивидуальной самостоятельности» (Богуславский М.В., 2012).

В работах М.Н.Скаткина обращалось внимание на  создание «необходимых условий для овладения детьми основами политехнических знаний в различных играх, с раннего детства, дома в саду, в начальных классах, когда дети собирают детали конструктора, технические устройства и машины, выполняют на уроках труда простейшие электротехнические работы, в процессе которых они практически знакомятся, из каких главных частей и деталей состоит каждая машина, как соединяются между собой детали, как передается движение от двигателя к рабочей части машины» (Занаев С.З. 2009).

В отечественной педагогике при использовании игр в учебно-воспитательном процессе важное значение придается преемственности при их применении. В исследованиях Т.Н.Богуславской было установлено, что «дошкольный возраст представляет собой благоприятный (сензитивный) период для становления в контексте игровых форм деятельности ряда способностей (воображения, общения, самоорганизации), которые задают основу для формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе, доказано долгосрочное положительное влияние адекватно организованного дошкольного образования на последующее продвижение детей».

Так например, в первом классе особенно в начале учебного года используются игры способствующие развитию коммуникативных качеств и адаптации детей друг к другу, к классу, в целом к школе. В качестве перемены деятельности и чередования мыслительных и двигательных действий в игровом стиле используются упражнения дыхательной гимнастики, глазодвигательные перекрестные упражнения, наклоны и повороты, растяжки, упражнения для тренировки моторики рук, элементы самомассажа.

При проведении занятий в начальных классах огромное  значение имеет сочетание целей и задач урока, в соответствии с которыми подбирается та или иная игра, выбирается конкретное время по их применению на протяжении урока, состава играющих, соответствию игры учебной программе.

При организации и проведении игровых занятий на свежем воздухе, необходимо учитывать регионально-климатические особенности острова Сахалин, приравненного к районам Крайнего Севера России. Это особенно важно в связи с естественной тягой и большим интересом детей к подвижным играм, связанным с естественно-физиологическими потребностями растущего организма. При этом необходимо исходить из индивидуально-личностных и физических особенностей развития учащихся. Например, более подвижным и активным ученикам предлагаются элементы игры или упражнения с повышенной нагрузкой. Детям с меньшим физическим развитием и менее активным, даются упражнения малой и средней интенсивности, особенно на начальных этапах.

Важной особенностью проводимых занятий является нацеленность на формирование у детей навыков самостоятельной психологической регуляции, тренировки умения расслабления, снятия нервно-психических напряжений, обучения несложным приемам самомассажа, укрепления органов зрения и дыхания в процессе выполнения упражнений. Большое значение имеет здесь бодрый, оптимистический, психоэмоциональный настрой детей, использование юмора, шутки, смеха, музыки, танца, игр. Безусловно, что занятия должны приносить детям моральное и психофизическое удовлетворение. Нежелательно здесь проявление отрицательных эмоций.

Для повышения эффективности обучения, игры включаются в разные части урока. На вводном этапе подбираются элементы игры направленные на тренировку внимания, быстроты реакции. В основной части урока включаются игры, способствующие общему психофизическому развитию. На завершающих уроках применяются менее подвижные варианты, активизирующие внимание, и в тоже время способствующие раскрепощению, и отвлечению от умственной нагрузки. При этом необходимо следить за физическими нагрузками, чтобы не допускать переутомления. В воспитательном отношении при проведении игровых занятий у детей необходимо стимулировать проявление и формирование волевых качеств, дисциплинированности, упорства, настойчивости, самостоятельности, находчивости, выдержки и самообладания. Поощрять проявление положительных установок у детей, благородства, взаимопомощи и взаимовыручки в отношениях, тем самым, способствуя их развитию. Сдержанно критически следует относиться к отрицательным наклонностям детей.

Большую роль для воспитания воли, коммуникативных качеств личности и взаимодействия детей имеет проявление совместных действий в коллективе при организации групповых игр. В процессе подготовки и их проведения активное участие принимают все учащиеся. Для более дифференцированного подхода и обстоятельной тренировки и отработки разных учебных моментов, класс делится на несколько групп, в каждом из которых дети одновременно по очереди отрабатывают те или иные игровые моменты и ситуации. Преимуществом таких методов и приемов является то, что они позволяют более детально и конкретно проработать и прорепетировать в игровом виде разные учебно-воспитательные компоненты содержания образования, одновременно с несколькими учениками. Важной особенностью этого метода является то, что дети при этом устанавливают близкий психоэмоциональный контакт, учатся реальному взаимодействию и сотрудничеству друг с другом, пониманию и слушанию своего одноклассника. При работе в таких группах дети в непринужденной обстановке среди своих сверстников, проигрывают разные учебные ситуации, в процессе выполнения которых у них повышается взаимная ответственность, сглаживаются различные барьеры и комплексы, уходят зажимы и страхи. Ценное значение здесь имеет то, что дети учатся оценивать себя и своих сверстников, тем самым они фактически занимаются взаимно развивающим тренингом и обучением.    

В результате применения игровых методов на уроках и во внеурочное время в начальных классах, в образовательной практике нашей школы, мы пришли к следующим выводам, что у учащихся формируются вполне осознанные самостоятельные представления и полезные привычки к здоровому образу жизни, возникает понимание необходимости соблюдения распорядка и режима расписания, чередования разных видов работы, учебы и отдыха, крайне необходимые им в дальнейшей жизни. Особенно важное значение имеет то, что они позволяют повысить заинтересованность детей к урокам и как следствие к улучшению эффективности и качества обучения.   Проведенные длительные наблюдения за учащимися наших классов показали, что у основного большинства из них сложились потребности и привычки к дальнейшим систематическим занятиям физкультурой и спортом, что способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Литература: 

  1. Богуславский М.В. Приоритеты модернизации содержания общего образования в отечественной педагогике ХХ века // Проблемы современного образования. № 6. 2012. С.99-111. http://www.pmedu.ru      С. 102.
  2. Занаев С.З. О педагогическом политехническом просвещении населения на основе исследований М.Н.Скаткина // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 1 Педагогика. 2009. С. 33-36.  
  3. Богуславская Т.Н. Развитие теоретических основ содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 80-х гг. XX - начала XXI века:
    автореф. дис.  канд. пед. наук: 13.00.01 / Богуславская Татьяна Николаевна. – М., 2009. 26 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)

 Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...

О современных компьютерных технологиях как средстве повышения эффективности обучения на уроках окружающего мира и развития речи в начальных классах школ VIII вида.

Как все мы знаем, детям с ограниченными возможностями здоровья  обучение дается с большим трудом. Для эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо использовать ряд приемов и мет...

Бинарные уроки как средство повышения эффективности обучения в начальной школе

Статья в сборник научно-практической конференции «Реализация ФГОС начального общего образования: проблемы, поиски, решения», ТОГИРРО...

Мастер - класс Тема: «Спортивные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья»

Общие задачи мастер - класса •создание условий для профессионального общения, самореализации, стимулирования роста творческого потенциала педагогов.•повышение профессионального мастерст...