Дидактические аспекты подготовки будущих учителей начальных классов к реализации ФГОС (на примере учебного предмета «Русский язык»)
статья на тему
В статье рассмотрена возможность использования разработанного курса на факультетах подготовки учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические аспекты подготовки будущих учителей начальных классов к реализации ФГОС (на примере учебного предмета «Русский язык»)
Российское образование сегодня переживает очередной этап своего развития. Перед преподавателями высших учебных заведений стоит экстренная задача: подготовить студентов – будущих учителей к работе в новых условиях, связанных с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Одним из инструментов подготовки будущего учителя начальной школы к введению ФГОС начального общего образования (НОО) в предметной области «Русский язык» является курс «Методика обучения русскому языку» (МОРЯ).
Основой для разработки специального курса по выбору «Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами учебного предмета "Русский язык"», содержательно и организационно дополняющего подготовку будущего учителя начальных классов к работе в современных условиях
При определении учебного содержания, ориентированного на изучение особенностей реализации требований ФГОС НОО, важно учитывать необходимость формирования у студентов представлений о дидактических требованиях стандарта к современному уроку; выработки умений методически грамотно проектировать уроки математики разной целевой направленности; определять УУД, формируемые при изучении определённой темы; приобретения собственного опыта практической разработки уроков русского языка с учётом требований ФГОС.
Спецкурс направлен на решение следующих специфических задач:
– знакомство с концепцией развития универсальных учебных действий (УУД) в системе начального образования;
– формирование терминологической грамотности в тезаурусе «универсальные учебные действия»;
– знакомство с классификацией УУД согласно материалам образовательных стандартов второго поколения;
– практическая реализация личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД младших школьников при изучении предмета «Русский язык».
Тематическое планирование специального курса «Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами учебного предмета "Русский язык"»
№ п/п | Тема занятия | Всего | Лекции | Практ. занятия | Самост. работа |
Цели, задачи и направления развития начального образования | 2 | 2 | |||
Основные проблемы современного лингвистического образования младших школьников | 4 | 2 | 2 | ||
Концепция развития УУД в системе начального образования | 4 | 2 | 2 | ||
Понятие «универсальные учебные действия». Виды УУД | 2 | 2 | |||
Личностные УУД | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Регулятивные УУД | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Познавательные УУД | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Коммуникативные УУД | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Структура учебной деятельности. Место и роль УУД в системе лингвистического образования младших школьников | 2 | 2 | |||
Технология деятельностного подхода как инструмента целенаправленного формирования УУД в курсе русского языка ной школы | 4 | 2 | 2 | ||
Система заданий, направленная на формирование УУД | 6 | 2 | 4 | ||
Задания для поэтапной диагностики УУД | 8 | 2 | 2 | 4 | |
Проектирование урока русского языка с учётом требований формирования УУД | 8 | 2 | 6 | ||
Итого | 72 | 26 | 18 | 28 |
При определении учебного содержания, ориентированного на изучение особенностей реализации требований ФГОС НОО, мы учли необходимость формирования у студентов представлений о дидактических требованиях стандарта к современному уроку; выработки умений методически грамотно проектировать уроки математики разной целевой направленности; определять УУД, формируемые при изучении определённой темы; приобретения собственного опыта практической разработки уроков русского языка с учётом требований ФГОС.
Для приобщения студентов к реалиям будущей педагогической деятельности в условиях вуза следует шире использовать различные формы и методы активного обучения: проблемные лекции и семинары, спецкурсы, учебную практику и курсовое проектирование, деловые игры, решение ситуационных задач, использование реальных ситуаций для создания учебных проблем.
Описанная в статье организация занятий позволяет преподавателю развивать у студентов познавательную самостоятельность, даёт представление о дидактических требованиях ФГОС к современному уроку, учит определять УУД, формируемые в образовательной области «Русский язык», совершенствует умения практической разработки урока русского языка с учётом требований стандарта и приближает будущих учителей начальной школы к управлению собственной познавательной деятельностью для самостоятельного продвижения в знаниях и умениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/09/picture-22994.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/28/picture-334838-1630147092.jpg)
Рекомендации учителей начальных классов по реализации ФГОС
Рекомендациипо подготовке и проведению современного урока в условиях реализации ФГОС НООРекомендации к оснащению современного учебного кабинета в условиях реализации ФГОС НОО Рекоменда...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-563021-1422909500.jpg)
Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов для реализации ФГОС
Профессиональная компетентность учителя для реализации ФГОС...
Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов для реализации ФГОС
Выступление на МО учителей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/28/picture-774231-1459167456.jpg)
Рабочая программа учителя начальных классов высшей квалификационной категории Яковлевой Н. И. по русскому языку для 1 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ (базовый уровень):Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. «Русский язык». 1 клас...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/23/picture-1058946-1706028784.jpg)
Методические рекомендации для учителей начальных классов по теме "Использование речевых игр на уроках русского языка".
В материале даются описание речевых игр, которые можно испьзовать на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/12/picture-142063-1494617857.jpg)
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»
Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...