Педагогическая диагностика
статья на тему

Арзютова Вера Борисовна

Педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Она служит оценочной практикой, направленной на изучение индивидуально–психологических особенностей ученика и социально–психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно–воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Она служит оценочной практикой, направленной на изучение индивидуально–психологических особенностей ученика и социально–психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно–воспитательного процесса.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:

            1. Информационную.

            2. Прогнозирующую.

            3. Оценочную.

            4. Развивающую.

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы выявить относительный уровень развития ребёнка, уровень состояния педагогического взаимодействия, определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся, определять прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы иметь представление о результативности педагогического взаимодействия, определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития, создать условия для самореализации и саморазвития личности на основе диагностики.

Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие:

1. Определить уровень развития ребёнка.

2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

3. Увидеть норму и отклонение.

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Отбирая диагностические методики, учитель должен учитывать возраст учащихся, особенности формирования детского коллектива, готовность учащихся к диагностическому исследованию, степень взаимодействия учащихся и педагога.

Работая с диагностическими методиками, учитель должен придерживаться следующих правил:

- содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат;

- диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности;

- результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми;

- любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо;

- по результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа;

- необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Наиболее информативными методами диагностики являются следующие методы:

-  беседа с учеником (собеседование, интервьюирование)

- беседа с родителями

- беседа с педагогами

- наблюдение

- анкетирование

- тестирование

- сочинения

- графический и рисуночный тест и другие.

Метод беседы является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным аргументом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа, как с самим ребёнком, так и с взрослыми, входящими в его окружение. Особенностью беседы и отличие её от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого. Ещё одна особенность – ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый – в роли задающего вопросы.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если педагог обладает

-  умением создавать благоприятную атмосферу,

-  такими личностными качествами, как тактичность, коммуникабельность, «направленность на ребёнка»,

- умением сочувствовать и сопереживать другому человеку,

- гибкостью в формулировании вопроса,

- способностью точно воспринимать информацию и использовать её без искажений,

- умением правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения даёт возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросник даёт возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребёнка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нём.

Графические и рисуночные тесты позволяют изучить уровень обученности детей, отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействия с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить в некоторой степени интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношения к мировым ценностям, мироощущения ребёнка.

За годы работы в школе, мною использовались различные методы диагностики: беседа, наблюдение, графические и рисуночные тесты, анкетирование учащихся и родителей, тестирование и другие.

Предваряя работу с первоклассниками, я провожу на самом первом родительском собрании (в марте месяце) анкетирование родителей с целью ознакомления с особенностями их детей, уровнем готовности к школе, традициями семьи.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни вашей семьи наступил торжественный момент – ваш малыш делает новый шаг по лестнице жизни. Вам очень хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми. Ваш первый вклад – честный и объективный ответ на поставленные вопросы, касающиеся развития и становления Вашего ребёнка.

1. Каково физическое состояние здоровья Вашего ребёнка? (были ли операции, часто ли болеет и чем, есть ли нарушения слуха и зрения …)

2. Какие положительные качества характера своего ребёнка Вы можете назвать? Какие отрицательные моменты его развития Вы хотели бы преодолеть?

3. Какими знаниями к данному периоду овладел Ваш ребёнок? (различает звуки, знает буквы и цифры, умеет считать, читать…)

4. Какое любимое занятие у Вашего ребёнка?

5. Кто в семье занимается воспитанием ребёнка?

6. Какие традиции существуют в Вашей семье?

7. Наказываете ли Вы своего ребёнка? (если «да», то за что и как)

8. Какие постоянные обязанности и поручения ребёнок имеет в семье?

9. Есть ли у Вашего ребёнка друзья? (если «да», то кто)

10.Каким Вы видите своё участие в жизни классного коллектива Вашего ребёнка?

На этом собрании  стараюсь вооружить родителей приёмами организации тренировочных занятий с детьми:

- тренировка умения слушать и выполнять указания взрослого;

- тренировка памяти;

- подготовка руки к овладению письмом.

Задолго до того, как малыши станут первоклассниками, мы – учителя начальных классов наблюдаем их в детском саду: посещаем занятия, проводим совместные конкурсы, спортивные состязания, участвуем в мероприятиях.

В конце лета дошколята по приглашению своего учителя посещают школу. Занятия преследуют несколько целей:

- дети в спокойной обстановке знакомятся со школой;

- готовятся к выступлению на Празднике знаний;

- учатся ориентироваться в тетради, выполнять задания учителя;

- при помощи теста Керна – Ирасека учитель определяет «школьную зрелость» будущих первоклашек.

Тест Керна – Ирасека  включает три задания:

1) рисование фигуры человека по представлению;

2) графическое копирование предложения из письменных букв;

3) срисовывание точек в определённом пространственном положении.

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребёнка, о его глазомере и способности к подражанию, а также выраженности тонких двигательных координаций. Развитие двигательных координаций связано как с определённой зрелостью центральной нервной системы, так и со степенью развития мышц кисти руки.

Институтом гигиены детей и подростков Минздрава разработана подробная инструкция к использованию теста Керна – Ирасека.

Инструкция к использованию ориентировочного теста «школьной зрелости»

Ребёнку (группе детей) дается лист бумаги, на лицевой стороне которого записываются имя, фамилия ребенка, дата его рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.

Дается инструктаж к выполнению первого задания: «Здесь (каждому показывается где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка не допускается. Если какой-нибудь разговорчивый ребенок начнет расспрашивать подробнее, нужно стараться выбрать форму ответа без конкретизации выполнения задания, например, можно ответить: «Рисуй так, как ты умеешь».

На вопрос, можно ли нарисовать тетю, необходимо объяснить, что все дети рисуют дядю, так и он(а) пусть рисует дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру.

Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого заранее написан образец фразы (2-е задание) и дана конфигурация из 10 точек (3-е задание), которые ребенок должен повторить.

Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй это написать. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши то же самое».

Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину графы, и третье слово у него не будет помещаться на строке, нужно подсказать ребенку, что можно написать ниже или выше.

Объяснение третьего задания: «Здесь нарисованы точки. Попробуй рядом так же их нарисовать». В этом случае необходимо указать, где можно рисовать, так как у некоторых детей может ослабнуть концентрация внимания. За детьми необходимо все время наблюдать и делать краткие пометки об их поведении. Прежде всего обращают внимание на то, какой рукой будущий школьник пишет, не перекладывает ли во время работы карандаш из одной руки в другую. Необходимо также отметить, не вертится ли ребенок, не падает ли у него карандаш, нужно ли его при работе постоянно хвалить, нет ли у него побуждения, обводить образец и др.

Оценка результатов производится по следующей инструкции.

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая). Ниже приводятся критерии оценки заданий по пятибалльной системе. Образцы выполнения заданий представлены на рисунках.

ЗАДАНИЕ 1. Рисование мужской фигуры.

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове – волосы (возможно шляпа или шапка), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом.

2 балла – такое же выполнение всех требований, как и для получения 1 балла, кроме синтетического способа изображения. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая- либо часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности (руки и ноги) нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей или нет ничего похожего на человеческую фигуру.

ЗАДАНИЕ 2. Имитация написанного текста (например, «Ей дан чай»)

1 балл – имитацию, которую можно прочитать. Буквы могут в два раза по величине превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от прямой линии не больше чем на 30 *.

2 балла – предложение можно прочитать. Величина букв близка к образцу. Графическая правильность не обязательна.

3 балла – буквы должны быть разделены на две группы, можно прочесть хотя бы четыре буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа имеет ещё видимость «письма».

5 баллов – каракули.

                                                                       

           

ЗАДАНИЕ 3. Срисовывание группы точек.

1 балл – точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить за рамки столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше чем в полтора раза.

2 балла – количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить три точки на 0,5 ширины пробела между строчками или столбиками.

3 балла – общее впечатление – похожее на образец. Различия по высоте и ширине не больше чем в два раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше чем двадцать и меньше чем семь. Возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180*.

4 балла – рисунок лишь напоминает образец, но всё-таки он сделан из точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

5 баллов – каракули.

ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Анализ работы ребёнка по тестовым заданиям даёт возможность учителю принять следующее решение.

Дети, получившие за выполнение трёх заданий данного теста 3-5 баллов, безусловно, будут справляться со школьной программой.

Если ребёнок получает 6-9 баллов, то это означает, что учителю необходимо подобрать для ребёнка дополнительные специальные упражнения.

Если «испытуемый» набрал по тесту 10 и более баллов, учителю следует в дальнейшей работе с этим учеником уделять ему больше внимания, опираться в индивидуальной работе с ним на рекомендации психологов.

Детей с результатами по тесту в 15 баллов рекомендуют для специализированного медико-педагогического обследования.

Учителю необходимо проявить максимум такта, внимания, не «приклеивать ярлык» неполноценности к детям с отклонениями в развитии корректно информировать родителей о результатах обследования и рекомендациях.

Тесты на уроках математики

- на определение пространственных отношений

Учитель предлагает ученику расположить на альбомном листе предметы (геометрические фигуры, рисунки сказочных героев или животных, цветные карандаши …) по определённой схеме. Например, в верхний правый угол положи …, в нижний левый угол  …, в нижний правый угол …, в верхний левый угол - … Если учащийся не сразу справляется с заданием, необходимо провести дополнительную работу по развитию пространственных  отношений.

Для этого хорошо использовать игру «Лабиринт». Учитель просит учеников отметить точку начала «движения по лабиринту».Далее учитель сообщает маршрут. Например: две клетки вверх, три клетки вправо, одну клетку вниз, одну клетку влево, две клетки вниз, две клетки вправо, четыре клетки вверх, три клетки влево, одну клетку вверх. Остановились. «Лабиринт» ученика сравнивается с образцом.

- на определение логического мышления и воображения

Учитель предлагает ученику найти соответствия на картинках или выделить «лишний» предмет, расположить иллюстрации к сказке в логике сюжета.

Для развития логического мышления, воображения и конструкторских способностей хорошо систематически использовать игру «Танграм». Учащимся предлагается составить фигуру по образцу из разрезанных семи частей квадрата. Сначала фигуры ученики составляют по образцу, а далее – по представлению.

Когда в дальнейшем дети освоятся с этой головоломкой, можно проводить соревнования индивидуальные или групповые – кто быстрее соберёт фигуру, кто больше составит разных фигур.

РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ

- отношение ребёнка к себе и другим

Многое о ребёнке могут рассказать рисунки, особенно, если темы: «Моя семья», «День рождения» и др. По тому, как и что ребёнок рисует, можно сделать вывод о его душевном состоянии.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Расположение и размеры фигур указывают на особенности взаимоотношений в семье. Кто на рисунке выше ростом, тот для ребёнка – главный человек в семье; кто ближе всех расположен к ребёнку – тот наиболее желаем в общении. Если ребёнок нарисовал себя отдельно от всех, он ощущает свою изоляцию.

Необходимо обратить внимание на прорисовку отдельных частей: голова (разум и контроль), шея (возможность осуществлять контроль разума над эмоциями), тело (чувства, страсти), руки (установление контакта с близкими людьми), ноги (опора в реальности и свобода передвижения),  глаза (орган печали, тревоги и контроля), уши (возможность слышать и слушать), рот (возможность разговаривать, есть и … нападать).

           

Ребёнок с заниженной самооценкой располагает рисунок лишь на небольшой части листа. Тревожные, неуверенные в себе дети по нескольку раз могут перерисовывать свой рисунок, стирать отдельные его элементы. Если в рисунке преобладают яркие, жизнерадостные тона (жёлтый, зелёный, голубой), то это говорит о положительном состоянии ребёнка. Использование «мрачных» красок: чёрных, тёмно-синих – сигнализирует о сниженном эмоциональном фоне.

Повысить самооценку ребёнка, улучшить его эмоциональное состояние, развить  коммуникабельность, воспитать художественный вкус, расширить кругозор помогает работа с куклами-петрушками. Кукольный театр интегрирует многие виды коммуникаций, а это в свою очередь способствует социализации учащихся, их здоровому психическому развитию, так как при активном общении на литературном языке лучше развивается речь, мышление, следовательно, улучшается уверенное самоучастие в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика учащихся 1 класса

Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...

Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся

Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....

Статья «Педагогическая диагностика. Что необходимо знать и учитывать при исследовании мышления младшего школьника»

В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним пов...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Презентация по теме "Педагогическая диагностика как условие дифференциации в начальной школе"...

Авторская форма педагогической диагностики

"Зажги свет в своем окошке"       Наименование формы педагогической диагностики Цель работы с ФПД для учащихся Цель работы с ФПД для педагогов "Зажги свет ...

педагогическая диагностика

Важным направлениемв работе классного руководителя является диагностика...

Педагогическая диагностика, разработанная доктором педагогических наук, профессором Н,Ф, Виноградовой.

        Регулярные контрольные работы, срезы, итоговые работы по  предметам не дают полного результата. Мы можем увидеть конкретные ошибки, но не можем дать конкр...