Методическая разработка
консультация на тему

Чекалева Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Устный журнал для родителей с ОВЗ128.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ТСОШ №1 имени М. Г Ефремова

Работа с родителями: «Устный  журнал»

Подготовила учитель нач. классов

Чекалева Ольга Николаевна

Таруса 2013 год

Данный выпуск журнала посвящен вопросам оказания помощи тревожным детям. Родители смогут ознакомиться с причинами возникновения и особенностями проявлений тревоги у детей. В журнале представлена информация о выявлении тревожности у ребенка, об условиях устранения и профилактике возникновения этого состояния, даны рекомендации по коррекции, а также игры, способствующие преодолению тревожности. В разделе 5 предложена диагностика «История жизни с проблемным ребенком». является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и, следовательно темы, изложенные на страницах  следующих журналов.

Устный  журнал для родителей.

Тема номера : «Страхи»

1 раздел:

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями, иногда с плачем и криком. Такой сон не приносит отдыха нервной системе: утром ребенок встает вялым, капризным, отказывается от занятий. Поэтому, если у ребенка расстроен сон, родителям надо обязательно посоветоваться с врачом. Кроме того, при воспитании таких детей очень важно соблюдать режим дня, создавать спокойную обстановку перед сном: избегать шумных игр, просмотра видеои телепередач и различных резких раздражителей.

Все эти особенности определяют необходимость соблюдения определенного режима при воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Родителям нужно, посоветовавшись с врачом, организовать четкий режим питания и сна и проводить систематические курсы лечения. Если воспитание такого ребенка в семье ведется неправильно, все нарушения нервной деятельности могут усиливаться, принимать стойкий характер.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья представления об окружающем крайне ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять кругозор ребенка, знакомить его с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Прежде чем ребенку показать каких-либо домашних животных, необходимо рассказать о них, показать их на картинках.

Особый подход требуется к ребенку с болезненно выраженным чувством страха. Родители должны очень осторожно знакомить его с предметами, которых он боится, помогать ему постепенно преодолевать свой страх. Важное значение для предупреждения страха и развития таких отрицательных черт характера, как неуверенность, боязливость, имеет воспитание у ребенка активности. Он должен обязательно выполнять в доме посильную работу; его надо научить с учетом его двигательных возможностей самостоятельно есть, одеваться, привить элементарные бытовые навыки. Важно, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья не только обслуживал себя, но и постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих: помочь накрыть на стол, убрать посуду и т.д. В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен старшим, уверенность в своих силах.

В ходе любой деятельности расширяется кругозор ребенка, развивается его интеллект. Многие родители, боясь, что ребенок упадет, уронит посуду, обольется или неправильно оденется, не дают ему ничего делать самостоятельно. Это приводит к тому, что он растет пассивным, вялым. Он отказывается от выполнения заданий, не может соблюдать правила коллективных игр. Таким образом, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекая его, оберегая от всего, что может огорчить, родители тем самым ставят своего ребенка в трудное положение на многие годы. Терпение, организованность и выдержка — главные условия воспитания в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Дети данной категории, как и все дети, начиная с раннего возраста прежде всего должны научиться некоторым общим правилам поведения. Доброе отношение близких людей в сочетании с требовательностью помогут ему в этом. Необходимо также, чтобы ребенок начинал принимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребенок будет заимствовать оценку и представление о себе и о своей болезни. В зависимости от реакции и поведения родителей он будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь каких-то успехов. Родители должны понять сами и внушить ребенку с ограниченными возможностями здоровья, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае они не должны стыдиться ребенка с ограниченными возможностями здоровья — тогда и он сам не будет уходить в себя, в свое одиночество. Такой ребенок будет лишен эгоцентризма, направленности только на себя, он будет с удовольствием выполнять посильную работу и радоваться тому, чего достигнет. Это даст ему возможности вести спокойную, богатую впечатлениями и положительными переживаниями полноценную жизнь.                                

        Для создания благоприятных условий воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье родителям прежде всего необходимо знать особенности заболевания и развития ребенка, а также его возможности выполнять те или иные задания, упражнения и т.д. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль играет и организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи, формированию навыков самообслуживания и двигательных навыков и умений. Установлено, что наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни в домашних условиях у него расширяется кругозор, обогащается память, формируются наблюдательность и любознательность. Ежедневно перед ребенком возникают различные проблемы, решить которые можно только при активном использовании своих умственных и физических возможностей, формирующихся на специально организованных занятиях и в самостоятельной деятельности в быту.   Огромное значение имеет формирование у детей-инвалидов адекватной самооценки, правильного отношения к своему дефекту и развитие необходимых им в жизни волевых качеств. Следует еще раз обратить внимание родителей на необходимость активного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в повседневную жизнь семьи. Несмотря на двигательные и речевые нарушения разной степени выраженности, ребенок должен в качестве равноправного члена семьи принимать посильное участие в домашних делах и заботах. Родительский такт в таких случаях выражается в умении предложить ребенку доступные и посильные дела.

Такое распределение обязанностей в семье будет способствовать сглаживанию у ребенка ощущения ущербности и развитию положительных сторон его личности.


Раздел 2

                      Как научиться не бояться лечиться, ИЛИ

                       Что делать, если ваш ребенок боится врачей?

Врач и ребенокКаждый родитель знает, что поход с ребёнком к врачу дело непростое! Многие взрослые побаиваются докторов и подолгу откладывают визиты к ним, а что тогда говорить о детях!

Боязнь врачей и уколов достаточно распространенный тип детских страхов. Согласно психологическим исследованием этим страхам чаще всего подвержены дети следующих возрастных групп:

  1. Девочки и мальчики в возрасте 3х лет;
  2. Девочки в возрасте с 5 до 8 лет и - с 10 до 12 лет;
  3. Мальчики в возрасте с 6 до 9 лет и в 11-летнем возрасте.

Некоторым детям для того, чтобы меньше бояться достаточно присутствия мамы, ее ласковых слов и прикосновений. Кто-то облегченно вздыхает после того, как улыбающаяся тетя-доктор покажет ему, скольких игрушек-зверюшек она вылечила с помощью волшебных уколов-комариков. А кто-то боится так сильно и изо всех сил сопротивляется медицинским процедурам, что это становиться серьезным затруднением в процессе лечения маленького пациента. В этом случае, как правило, не помогают взрослые объяснения о том, что это необходимо и совсем не страшно, далеко не всегда срабатывают и обещания поощрения за примерное поведение в кабинете доктора. В подобных ситуациях родители начинают чувствовать себя беспомощными, не зная как помочь своему ребенку. Некоторые взрослые сами становятся очень тревожными, переживая за своего малыша, кто-то начинает испытывать злость по отношению к ребенку из-за его трусости и непослушания. Эмоции родителей легко понять, однако подобное поведение взрослых порой только усугубляет проблему. Тревога родителей еще сильнее подпитывает детский страх, а угрозы и насмешки только загоняют страх вовнутрь, лишая ребенка чувства доверия по отношению к собственным родителям.

Что же делать если вы столкнулись с подобной проблемой? Как помочь ребенку победить свои страхи?

Страх  врачейДля начала проанализируйте, какие приемы борьбы со страхом вы уже предпринимали. Если эти приемы были неэффективны, то пора от них отказаться и начать поиск новых. Прекратите заниматься нахождением все новых и новых логических объяснений того, почему страх ребенка беспочвенен. Страх – эмоция, а эмоции по своей природе иррациональны и логические доводы здесь слабо работают. Не стоит и продолжать запугивать малыша тем, что в случае сопротивления процедурам его будут ожидать разные страшные последствия. Не стоит поддаваться чувству собственной беспомощности и пытаться повлиять на ребенка слезами и разговорами о том, что еще чуть-чуть и вы не выдержите этого кошмара. Для любого ребенка родители – это опора, защита, безопасность. И если дети ощущают это в своих родителях, то гораздо спокойнее и увереннее идут вперед по дороге жизни.

Ища новые способы избавления от страха, взрослым необходимо становиться на позицию ребенка и придумывать интересные творческие решения близкие и понятные детям.

Например, для преодоления страхов можно придумывать различные игры, ведь игра – самая близкая форма деятельности для детей дошкольного возраста. Например, в ближайшее время вам предстоит первый визит к стоматологу. Поиграйте с ребенком в больницу. Вы будете добрым доктором, а ребенок – пациентом. Придумайте забавные названия инструментам стоматолога – жужалки, шипелки и т.п. Ведь ребенка, как и взрослого, очень страшит неизвестность. А когда у него есть представление о том, что его ожидает в кабинете у врача, то повода для страха нет. Если же ребенок уже проходил процедуры, испугался и этот страх закрепился, то поиграйте с ним в то, как он боится. В процессе игры важно меняться местами. Сначала он «злой, ужасный доктор», а вы испуганный ребенок, а затем наоборот. Важно соблюдать последовательность ролей. Не стоит предлагать ребенку сначала проигрывать роль самого себя, т.к. это может сильнее закрепить страх. Когда вы будете проигрывать роль вашего сына или дочери, бойтесь не на шутку, пусть ваши эмоции будут преувеличенными! Скорее всего ребенку будет смешно и весело проигрывать такую ситуацию. Смех – это отличный способ снятия эмоционального напряжения. После первого проигрывания поменяйтесь ролями. Ваша задача в роли «страшного доктора», сделать так, чтобы ребенок в итоге победил и пусть эта победа не будет для него чрезмерно трудной и тяжелой. Поиграйте в эти игры несколько дней и вы увидите положительные результаты.

Также для преодоления страхов можно обратиться к рисованию. Предложите малышу нарисовать «Как он боится врача». Таким образом, у ребенка будет возможность выплеснуть свой страх, а у вас – лучше понять чего именно так страшится ваш ребенок. В рисунках страхов как правило присутствует темные краски, много штриховки. Иногда маленький ребенок в процессе рисования может заплакать, таким образом, он освобождается от своих переживаний. Пожалейте его, поддержите. После того, как рисунок завершен, спросите, что он хочет сделать с ним. Иногда детям хочется порвать рисунок, сжечь его, выкинуть в мусорное ведро. Позвольте ребенку это сделать. Следующий этапом рисования могут быть рисунки на тему «Как я не боюсь», «Что мне может помочь победить мой страх». Пусть ребенок в течение нескольких дней выполняет подобные задания, ощущая себя каждый раз все сильнее и сильнее победителем над собственными опасениями. После выполнения каждого рисунка – спрашивайте, что малыш хочет с ним сделать. Наверняка, рисунки из серии «Как я не боюсь» займут почетное место в вашем доме.

Достаточно эффективным способом борьбы со страхами может явиться придумывание сказок, историй, рассказов. Придумайте вместе с ребенком сказку про мальчика или девочку, который (- ая) боялся (- ась) врача. Если история малыша получается мрачной, помогите ему добавить в нее волшебные инструменты и добрых помощников, которые помогут герою победить зло. Следующим этапом прорабатывания сказки может явиться его проигрывание или создание к ней иллюстраций, что в свою очередь будет способствовать достижению более устойчивого положительного результата.

                                               

Раздел 3

Десять способов преодоления детских страхов

Страх – естественная реакция организма на опасность. Без него нам было бы не выжить. Однако, гипертрофированные страхи, не имеющие под собой реального основания, могут существенно осложнить жизнь и взрослым и детям.

 %D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B8-300x169

Используя следующие рекомендации в борьбе с детскими страхами, вы сможете помочь ребенку избавиться от большинства из них.

1. Никогда не стыдите ребенка за его страхи и не относитесь к ним с иронией. Высказываниями типа «Мальчики никогда не бояться» или «Такая большая девочка, а боится!» вы только усугубите ситуацию.

2. Нельзя пытаться силой преодолеть детские страхи. Некоторые родители считают, например, что страх темноты можно побороть, заперев ребенка в темной комнате. Но это то же самое, что учить ребенка плавать, столкнув его с лодки на глубине. Плавать он, может быть, и научится, но психическая травма и новые страхи, вероятнее всего, останутся на долгие годы.

3. Старайтесь избегать чтения страшных историй или просмотра страшных фильмов с ребенком, особенно на ночь. Естественно, вы сами не должны пугать малыша разными «бабаями» и «дядями милиционерами», которые при случае заберут ребенка. Это воспитательное средство, возможно, и оказывает желаемое воздействие на ребенка, но при этом оно провоцирует усиление уже имеющихся детских страхов и приобретение новых.

4. Применяйте метод постепенного освобождения от страха. Так, если ребенок боится темноты, то можно сначала зажигать в его комнате на ночь верхний свет. Потом включать только ночник, затем оставлять приоткрытой дверь, и так далее.

5. Используйте юмор в борьбе с детскими страхами. Причем высмеиваться должен не ребенок и его страх, а именно объект страха. Так, например, можно вместе с ребенком придумать смешную историю или нарисовать юмористическую картину, где то, чего боится ребенок, будет выглядеть скорее смешным, чем страшным.

6. Хорошие результаты в преодолении детских страхов дает применение средств арт-терапии. Попросите ребенка нарисовать или слепить свой страх. Когда работа будет завершена, пусть малыш сделает с произведением то, что ему хочется. Так, рисунок можно сжечь, а пепел развеять по ветру. Пластилиновую фигурку можно смять и слепить что-то радостное. Эти действия символически помогают ребенку уничтожить свой страх или хотя бы ослабить его действие, почувствовав свою власть над ним.

7. Попросите ребенка придумать историю, в которой одним из главных героев будет то, чего он боится, или само чувство страха. Вы можете сочинять историю вместе, передавая друг другу роль рассказчика. В этом случае вы будете направлять развитие сюжета в нужное вам русло.

8. Еще одним средством борьбы с детскими страхами может быть разыгрывание по ролям пугающих ситуаций. Предложите малышу создать небольшое представление, в котором он будет играть роль своего страха, а вы – самого ребенка. Потом можно поменяться ролями. Важно, чтобы мини-спектакль завершался победой над страхом и его изгнанием. Иногда ребенку полезно просто детально представить, «прожить» то событие, которого он боится. Это может быть использовано и взрослыми, например, при подготовке к сложному разговору, выступлению и т.п.

9. Вашему ребенку будет интересно и полезно поиграть в игру «Большой—маленький». Пофантазируйте с ребенком, что будет происходить, если сначала объект детского страха сильно-сильно увеличить, а затем уменьшить. Детям нравится представлять, как, например, злой пес сначала превращается в огромного гиганта, который не может двинуться с места, а потом в маленькую букашку — настолько маленькую, что даже воробей легко с ней справится.

10. Последний совет – самый важный! Постарайтесь сделать все возможное, чтобы ребенок ощущал вашу защиту, поддержку и любовь. В этом случае детские страхи, если они и возникнут, будут незначительными и легко преодолимыми.

                     

071

Раздел 4

Рецепты от страха

1. Никогда не фиксируйте страх, не поддерживайте его. Категорически запрещены разговоры в присутствии ребенка: Нет, этого мультика нам не надо, мы пугаемся… Знаете, он у меня боится кошек уберите кошку и т.п.
2. Попробуйте, например, страх
нарисовать (слепить, сшить из любого материала, свернуть хоть из целлофанового пакета). Главное, чтобы ребенок осознавал, что это изображение страха. Чем больше ребенок будет говорить, объяснять изображение тем лучше. Теперь нужно порвать рисунок, спустить в туалет, сжечь под маминым руководством, хоть заморозить в морозилке. Внимание: нельзя просить рисовать страх своей смерти или родителей, а также события, которые произошли с ребенком недавно: укусила собака и т.д

3. Можно создать защитника реального (папа или дедушка, который поймает страшное и ему наподдаст ) или выдуманного. Изолируйте пугающий персонаж, лишите его силы: Змей Горыныч летал без шарфа, простудился и разучился летать. Ищите, во что поверит ребенок. Дайте вашему чаду самому примерить роль защитника, силача, бесстрашного героя: пусть играет в Бэтмена или в Илью Муромца, представляет себя не маленьким и слабым, а напротив отважным и непобедимым.
4. Не упускайте случая сказать ребенку, что мама-папа-бабушка его
 любят и в обиду никогда не дадут.

5. Кому-то может помочь Волшебный зонтик. Сделайте из обыкновенного зонтика сказочный: раскрасьте, приклейте яркие, красивые аппликации. Когда ребенок готовится ко сну, раскройте над ним волшебный зонтик и скажите, что теперь он будет видеть разноцветные сны.

6. Сказкотерапия. В сказках есть ответы на многие детские вопросы. Не всякому взрослому под силу говорить с ребенком о смерти. Доверьтесь, например, Андерсену ( Ангел, Девочка со спичками, Дочь болотного царя в переводе Анны Ганзен, а не адаптированные!). Творите сами расскажите старую печальную сказку с другим, счастливым концом.

7. Религия. Священники говорят, что возрастной страх смерти быстро проходит у воцерквленных детей. В религиозной семье ребенок с пеленок знает, что смерти нет, а душа бессмертна.

8. Однако, если страх навязчив, отличается яркостью и сюжетностью, мучает ребенка долгое время лучше обратиться к детскому психологу.

Раздел 5

История жизни с проблемным ребенком

Методика «История жизни с проблемным ребенком» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя, и характер его субъективных переживаний по этому поводу.

Бланк методики «История жизни с проблемным ребенком»

Инструкция: «Опишите в свободной форме проблемы Вашего ребенка и связанные с ними семейные трудности с самого начала. Не спешите и будьте последовательны. Вверху листа укажите дату, Ваши имя и отчество, возраст, профессию, дату рождения ребенка и его имя».

Дата____________________________

ФИО родителя_________________________________________________________   Возраст____

Профессия________________________________________________________________________

ФИ ребенка____________________________________________________________   Возраст____

__________________________________________________________________________________

 __________________________________________________________________________________

 __________________________________________________________________________________

 __________________________________________________________________________________

 __________________________________________________________________________________

 __________________________________________________________________________________

 __________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...