Методическая разработка
методическая разработка на тему

Богатова Ольга Львовна

Использование метода проектов на уроках "Технологии".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Использование метода проектов

на уроках  « Технологии».

Подготовила учитель

 начальных классов

МОУ Тарусская средняя

общеобразовательная школа № 1

Богатова Ольга Львовна

I квалификационная категория

2009 год


Содержание

  1.  теоретические основы метода проекта на уроках «Технологии»
  1. Актуальность темы                                                            стр. 3
  2. Преимущества метода проекта                                         стр. 6
  3. Этапы проектной деятельности                                        стр. 9
  4. Деятельность субъектов над образовательным

проектом                                                                           стр. 10

  1. Типология проектов                                                        стр. 12
  2. Критерии оценки проектного  изделия                          стр. 14

  1. Пример развития проектных компетенций

              на уроке «Технологии» в 1классе                                 стр. 15.                                          


Использование метода проектов на уроках  « Технология».

Цель: показать практическое применение метода проектов на уроках « Технологии».

Задачи:

- обосновать актуальность данной темы

-  показать преимущества метода проекта

- рассмотреть этапы работы над проектом

-  показать взаимодействие ученика и учителя в ходе работы над проектом.

- познакомить с типами проектов

-дать представление о критериях оценки проектной деятельности и защиты проекта

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения: коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей.

Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, переживает происходящее с ним, формирует свое отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие. Познание всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение,  мышление или память. Эмоционально – личностная сфера может оптимизировать усвоение школьной программы, либо существенно осложнить ее. Так, хорошее настроение  обостряет восприятие, активизирует мыслительные процессы, а упадок духа ухудшает запоминание, не дает простора фантазии. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизует все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные – создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность восприятия.

Кроме этого, с поступлением ребенка в школу, с началом его систематических учебных занятий, его поведение начинает подчиняться определенным целям: быть хорошим учеником, не получать замечаний и т.д. У ученика  постепенно начинают формироваться черты личности.

У ребенка, поступившего в школу, возникают и развиваются определенные общественные отношения со своими соучениками, учителем, у него постепенно вырабатывается определенная позиция  - отношение к учению, к нормам поведения, к сверстникам, к учителям. А способность выражать свое внутреннее эмоциональное состояние обогащает и облегчает общение ребенка с окружающим миром, расширяет его социальные контакты, придает уверенность в себе и в своих силах.

Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.

Успех – это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Успех – это состояние человека, качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия.

Успешным ученик может стать в условиях  не только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализовать личностно ориентированные подходы в образовании, использовать здоровье сберегающие технологии, но и в условиях той среды, где нужно уметь применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт. Успешное освоение учащимися учебного материала осуществляется в ходе работы над проектами, включением школьников в процесс проектирования, изготовления и оценки объектов деятельности.

Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится  все более актуальной в современной педагогике.

Метод проектов возник в 20-е годы XX века в США. Сегодня он составляет дидактическую основу освоения нового интегрированного курса "Технология".

Под методом понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной учебно-познавательной задачи, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Важно не смешивать понятия "проект" - как результат деятельности и "проект" как метод познания. Метод проектов предусматривает наличие проблемы, требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме. А может быть использован, как на одном уроке, так и серии уроков.

Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использованием учителем метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной познавательной деятельности.

Преимущества метода проекта состоят в:

1. Системном закреплении знаний по другим предметам (проекты дают дополнительные возможности). Знания, полученные на уроках математики, могут быть использованы для принятия правильного решения по отбору оптимальной формы, действий изготовления планируемой учениками вещи. Математические и пространственные знания и умения развиваются, когда планируют и оценивают свои идеи, взвешивают и измеряют материалы. На уроках ИЗО делают чертежи и эскизы при работе с бумагой и материалами – отходами производства. Эстетические способности развиваются, когда ученики принимают решения по поводу внешнего вида, цвета или текстуры изделия.

Метод проектов не только помогает закреплять полученные по другим предметам знания и умения, обеспечивая соответствующие ситуации, в которых эти знания могут применяться. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" развитие интереса к другим предметам. Все предметы значительно выигрывают от интеграции различных дисциплин при обучении Технологии.

2. Развитии когнитивных умений (знаниевых).

Обучение технологии через проекты развивает когнитивные навыки и умения, что является очень полезным для учеников, каким бы видом деятельности они ни занимались. Они обучаются навыкам и умениям планирования, исследования, анализа и приведения в порядок полученных данных. У них развиваются навыки дивергентного (различного, вариативного) мышления, которые очень важны для творческой деятельности. У них также развиваются навыки конвергентного (в буквальном смысле это "схождение", "сближение") мышления, которые необходимы для принятия решений. И по мере совершенствования их у учеников развиваются умения выбирать правильную стратегию для разрешения конкретной задачи.

  1. Развитии социальных и физических умений.

Ученики развивают свои физические умения, когда

они учатся работать с инструментами, оборудованием и другой техникой. У них развиваются "социальные" умения, когда они исследуют потребности (может быть, через простейшее исследование рынка потребления), испытывают свое изделие и просят других оценить его. У них развивается умение выслушивать критику и вести критическое обсуждение. Самое важное то, что при групповой работе развиваются "социальные" умения работать в команде.

4.        Развитии уверенности в своих силах.

Ученики учатся подходить к окружающему их миру творчески, учатся уверенности в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь людей. Они учатся воспринимать себя как активных и способных на многое людей, а не простых получателей готовых знаний.

Как это помогает школе?

Ученики видят Технологию как интересный предмет, который придает достаточную мотивацию к учебе как самым слабым, так и самым сильным. Увеличивается стремление к знаниям по всем предметам, они лучше подготовлены к резкой перемене профессии, что пригодится в XXI веке.

На практике учителя иногда говорят, что они дают своим ученикам выполнять проекты, хотя, по сути, они дают такие упражнения, в которых фактически нет возможности для самостоятельной творческой работы. В упражнениях ученики просто следуют набору указаний и , иногда может быть, добавляют что-то свое, зачастую поверхностное и несущественное (например, по отделке или украшению изделий). Используя метод проектов, у учителя появляется возможность создать для детей такие условия для работы, в которых учащиеся самостоятельно могут пройти все этапы проекта от определения проблемы, темы до получения конечного результата.

Метод проектов в курсе реализации "Технологии" можно представить в виде схемы

« Этапы проектной деятельности»

ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

1.Поиск и анализ проблемы.

2. Постановка цели и задач проекта.

3. Выбор темы проекта, критерии оценки ожидаемого результата.

4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП

1.Анализ конструкции изделия, его воплощение в графических документах

2. Планирование проектной деятельности по этапам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

1. Подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

2. Выполнение запланированных технологических операций. Соблюдение техники безопасности.

3. Текущий контроль качества.

4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Оценка качества выполнения проекта.

2. Анализ результатов выполнения проекта.

3. Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка,  включение в банк проектов, публикация).

4. Защита проекта .

Все эти компоненты имеют место внутри проекта как целостного процесса.

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. Л. С. Выготский выдвинул идею о зоне ближайшего развития : « Только то, что сегодня ребенок делает вместе со взрослым, завтра он сможет сделать самостоятельно»

Деятельность субъектов над образовательным проектом можно представить следующим образом:

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы

1.Уточняют информацию

2.Обсуждают задание

1. Мотивирует учащихся

2. Объясняет цели проекта

3. Наблюдает

2. Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор приоритетов оценки результатов. Ролевое распределение в команде

1.Формируют задачи

2.Уточняют информацию (источники)

3.Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

1. Помогает в анализе и синтезе (по необходимости)

 2. Наблюдает

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (мозговой штурм). Выбор оптим. варианта. Уточнение планов деят-ти

1.Работают с информацией

2. Проводят синтез и анализ идей

3.Выполняют исследование

1. Наблюдает

2. Консультирует

4. Выполнение

 

Выполнение проекта

1.Выполняет исследование и работают над проектом

.Оформляют проект

1. Наблюдает

2. Советует (по просьбе)

5. Оценка результатов

Анализ выполнения достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке результатов своего продвижения

1. Наблюдает

2. Направляет процесс анализа (если необходимо)

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

6. Защита проекта

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка

1. Защищают проект 2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Организует процесс коллективной оценки результатов

Доминирующая деятельность, которую осуществляет учащийся, работая над проектом, во многом определяет тип проекта.

Типология проектов:

  • По содержанию:

Материальные

Интеллектуальные

Сервисные

Комплексные

  • По комплексности:

Монопредметные

Межпредметные

  • По характеру контактов:

Внутриклассные

Внутришкольные

Региональные

Международные

  • По количеству участников:

Индивидуальные

Групповые

  • По продолжительности:

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

Письменная часть проекта является  важнейшей составляющей всей работы. Независимо от того, что из себя представляет проектный продукт, к проекту обязательно должна быть приложена письменная часть, которая фактически является отчетом о ходе и результате работы. Письменная часть проекта связана с самооцениванием, поэтому она может представлять некоторые трудности для учащихся, у которых еще не сформировалось адекватного представления о себе. Поэтому была разработана анкета :

 1.       Нравится ли Вам работа над творческим проектом?

____ Да

____ Нет

____ Немного

2.       Какие формы проведения урока наиболее Вас удовлетворяют?

____ урок-беседа

____ самостоятельная практическая работа

____ поиск информации

____ выполнение творческих заданий

3.       Работая над проектом, что полезного и необходимого для достижения цели Вы приобрели?

____ новые знания

____  новые знания о проектной деятельности

____  художественный вкус

____  умение проводить исследования, сравнения, анализ, самоанализ

____  ничего

4.       Какой этап проектной деятельности был для Вас наиболее сложным и почему?        

____ поисковый

____ конструкторский

____ технологический

____ заключительный

5.       Какой из этапов проекта Вы выполняли с большим удовольствием и интересом? Почему?

____ поисковый

____ конструкторский

____ технологический

____ заключительный

Заключительный этап работы включает в себя оценку проектного изделия

Критерии оценки проектного  изделия

  1. Конструктивные:
  • Прочность, надежность,
  • Удобство в использовании,
  • Соответствие конструкции назначению;
  1. Технологические:
  • Сложность конструкции,
  • Оригинальность и рациональность в сочетании и применении материалов, их экономичный расход,
  • Правильность, сложность выполнения технологических операций и приемов работы с инструментами
  1. Экологические:
  • Возможность использования отходов производства,
  • Возможность использования деталей по окончанию срока службы изделия
  1. Экономические:
  • Доступность ,
  • Личная и общественная потребность в изделии
  • Низкая себестоимость.
  1. Эстетические:
  • Оригинальность формы
  • Композиционная завершенность,
  • Цветовое решение
  • Использование традиций национальной художественной культуры.

Приведем пример развития проектных компетенций на уроке Технологии в 1 классе.

Вид проекта:

- по содержанию: материальный;

- по продолжительности : среднесрочный;

- по числу участников : групповой;

- по характеру контактов: внутриклассный;

- по комплексности: межпредметный.

Цель проекта для учителя:

познакомить с новым видом работы ( методом проектов)

Задачи:

  • формировать умения планировать, исследовать, анализировать и приводить в порядок полученные данные;
  • развивать "социальные" умения работать в команде.
  • развивать межпредметные связи в ходе выполнения проекта, создать условия для применения знаний на практике;
  •  Воспитывать такие качества характера как: самостоятельность, уверенность в своих силах, толерантность, способность к самоанализу, самооценке. Приобщать детей к   бережному отношению к окружающей среде.

Цель проекта для учащихся:

           Создать макет детской площадки

Тема проекта: « Как создать макет детской площадки?»

Задачи:

  • Учиться ставить цель, разбивать ее на более мелкие задачи,
  • Планировать ход работы,
  • Продумывать свои действия,
  • Распределять амплуа при работе в группе,
  • осуществлять свои планы,
  •  демонстрировать результат своего труда.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема и краткое содержание занятий

Формы и методы обучения

интеграция

1.

Выявление проблемы.

Выбор темы проекта, ее обоснование, критерии оценки ожидаемого результата

беседа

Развитие речи

2.

Сбор информации

Экскурсия на детскую площадку, наблюдение, беседа, рассматривание детских книг

Окружающий мир, Изо, математика, развитие речи

3

Анализ эскизов, конструкции изделий

Рассматривание, рассказ, беседа, анализ

Развитие речи, Изо, математика

4

Планирование выполнения проекта. Выбор материалов

Беседа, анализ

Развитие речи, экология

5-7

Поэтапное выполнение проекта. Техника безопасности. Текущий контроль. Качество, внесение изменений в конструкцию и технологию

Практическая работа,

Математика, Изо, экология

8

Защита проекта, презентация

рассказ

Развитие речи.

Порядок работы над проектом был следующим.

I этап  поисковый

Однажды на одном из классных часов в беседе с детьми выяснилось, что после уроков и в ГПД на территории школы им негде играть.  В ходе разговора было решено создать макет детской площадки и предложить администрации школы  претворить проект в «жизнь». Совместно с детьми были определены критерии, руководствуясь которыми, они должны будут выполнить проект.

Во время экскурсий ребята побывали на городских детских площадках. Там они рассматривали, какие горки, качели, карусели, домики построены для детей. В беседе обсуждалось, из каких материалов построены все сооружения и для чего они предназначены. Для расширения кругозора, для более полного представления результата своей работы детям были представлены иллюстрации  детских площадок из книг.

Таким образом, на первом этапе была выявлена потребность в выполнении проекта, поставлена цель работы, была собрана необходимая информация.

II этап - конструкторский

На следующем  этапе (конструкторском) ученики рисовали рисунки детских площадок, анализировали их, отбирали лучшие работы. Авторы работ рассказывали о том, какую площадку они хотели бы построить. Обсуждали различные варианты конструкций на детской площадке.

На втором этапе была спланирована работа над проектом и выбраны варианты конструкций.

III этап – технологический

На технологическом этапе дети выполняли практическую работу по изготовлению детской площадки согласно намеченному плану, работая в группах. Они были проинструктированы о соблюдении правил по технике безопасности во время занятий.

Постоянно контролировалось качество изготавливаемых конструкций.  При необходимости дети вносили изменения в конструкцию или технологию изготовления изделий. Учитель наблюдал за процессом выполнения, давал рекомендации и советы.

В ходе работы дети тянулись друг к другу,  « заражали» своим увлечением и интересом не только одноклассников, но и родителей. Дома совместными усилиями детей и родителей были выполнены некоторые конструкции (карусели, качели).

Таким образом, непосредственное изготовление продукта детьми происходило в классе в тесном контакте с учителем, а также частично дома совместно с родителями.

IV этап – заключительный

На заключительном этапе  каждая творческая группа представляла свою конструкцию, затем была презентация детской площадки в целом.

Презентация продукта и последующая его оценка детьми, а так же оценка ими собственной деятельности показали, что школьники с удовольствием работали самостоятельно, использовали совокупность знаний и умений, которыми владели. Одобрили новый для них вид деятельности, а также порядок работы над проектом.

В ходе проекта были активизированы связи между такими направлениями обучения, как развитие речи, изобразительное искусство, математика, окружающий мир.

Школьники учились работать в группе, выдвигать разнообразные идеи (включая дизайнерские), обсуждать их, выбирать лучшие и получать готовый продукт, используя знания и умения, приобретенные в период обучения.

Таким образом, учащиеся, определяя цель своей работы, открывая новые знания, экспериментируя, выбирая пути решения возникающих проблем, неся ответственность за свою работу, сделали первые шаги в развитии проектных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...