"Гармония и стандарты II поколения - информационно-образовательная среда (ИОС)"
рабочая программа по теме

БАННИКОВА ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС) –

это система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных средств коммуникации, педагогических технологий, направленная на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УМК «Гармония» и стандарты второго поколения БАННИКОВА Е.П. РУКОВОДИТЕЛЬ ПЛУНК «ПРОМЕТЕЙ» 24 февраля 2012 п. Лермонтовский

Слайд 2

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС) – это система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных средств коммуникации, педагогических технологий, направленная на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности Учебная печатная продукция Учебная информация в сети Интернет Учебная информация на съёмных носителях ( CD, DVD и др.) ИОС ОСНОВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА Современная ИОС – одновременно и важнейшее условие обучения и воспитания и их средство .

Слайд 3

УМК «Гармония» и стандарты второго поколения

Слайд 4

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели 2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний 3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) 4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу 5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Слайд 5

Деятельностный подход к обучению русскому языку в учебнике М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели Методистами разработан один из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска. В учебнике «К тайнам нашего языка» этот приём модифицирован: говорит один из персонажей – отстающий на год от нашего ученика Антон или изучающий русский язык мальчик-иностранец. Они что-то спрашивают или высказывают суждения, чаще всего ошибочные, а нередко по своему разумению выполняют то или иное учебное действие. Ученик, работающий по учебнику, вступает с персонажем в диалог, пытаясь ответить на его вопрос, проверить его действия, исправить, объяснить ему и т. п. Отсутствие достаточных знаний создаёт необходимость их пополнения. Условия последовательно соблюдения подход:

Слайд 6

Наиболее распространённые с пособы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции использованы в учебнике «К тайнам нашего языка» вопросы, суждения, ошибки персонажей; задания, для выполнения которых недостаёт знаний; заголовки-вопросы; наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения, и др. учебника поступают в тех случаях, когда никакой поиск, никакие предположения не могут быть продуктивными.

Слайд 7

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний В учебнике «К тайнам нашего языка» ученикам чаще всего рекомендуется высказать предположение, попробовать самим ответить кому-то из персонажей и т. п., а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Иногда сразу для получения ответа на возникший вопрос ученикам предлагается узнать «решение учёных».

Слайд 8

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) Постепенному накоплению знаний и формированию осознанных умений способствуют сконструированные в дополнение к учебнику наглядные пособия.

Слайд 9

4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу Особую роль в формировании умения проверять написанное и в целом самоконтроля играет приём какографии – упражнение в поиске и исправлении специально допущенных ошибок.

Слайд 10

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач По пути реализации деятельностного подхода к обучению авторы учебника «К тайнам нашего языка» пошли около десяти лет назад : а) организация работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний; б) целенаправленная организация речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.»

Слайд 11

Помогает ли учебник воплотить этот подход в жизнь и тем самым способствует ли формированию у младших школьников различных познавательных интересов, желания и умения учиться? Ответ на этот вопрос может дать только работа по учебнику.

Слайд 12

Реализация идей обновлённого стандарта (стандарта нового поколения) в учебниках по предмету «Технология»

Слайд 13

УМК «Художественно-конструкторская деятельность» (авт. Н. М. Конышева) Курс строится на основе интеграции интеллектуальной, эмоционально-оценочной и практической деятельности ученика и предполагает практическое применение знаний, полученных не только непосредственно на уроках технологии, но и при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение). В основу обучения положена системная проектно-творческская деятельность учащихся, в которой основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону сознательного и творческого использования приемов и технологий при решении проблемных задач в предметно-практической деятельности.

Слайд 14

В авторском учебном курсе технологии все элементы учебной деятельности (ориентировка в задании, планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) реально представлены в работе учащихся, причем, в наглядном плане, наиболее понятном для детей. Тем самым данный предмет во многом становится опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы.

Слайд 15

Учебно-методический комплект по технологии Н. М. Конышевой отмечен Премией Правительства РФ в области образования (2005 г.) и может быть использован в общеобразовательных школах любого уровня и профиля, в том числе в школах с углубленным изучением предметов естественнонаучного и гуманитарного направлений. На основе данной программы может быть реализован любой из вариантов курса технологии, предлагаемых в новых образовательных стандартах (в том числе интегрированный курс «Изобразительное искусство и художественный труд»).

Слайд 16

Реализация идей обновлённого стандарта (стандарта нового поколения) в учебниках по предмету «Окружающий мир» (авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин) В содержании курса реализуются идеи интегрированного подхода к обучению: интегрированы знания о природе, человеке, обществе, истории Отечества. Реализован краеведческий принцип обучения, позволяющий учителю конкретизировать изучаемый материал характерными для данной местности примерами. Предложенная система заданий позволяет учителю формировать не только предметные умения, но и универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные. Методический аппарат учебников предлагает учителю возможные варианты организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа парами, в группе, индивидуально. Предлагаются темы для проектных и творческих работ. Учебная деятельность организуется таким образом, что позволяет формировать у учащихся умения работать с разными источниками информации: рисунок, модель, наблюдения, опыт, энциклопедия, Интернет и др. Учебное содержание представлено отдельными блоками, что позволяет осуществлять программированный метод обучения – обучения с обратной связью. Достаточное количество творческих заданий разного уровня сложности позволяет реализовать идеи развивающего обучения. Учебная информация представлена в таком виде, что позволяет реализовать деятельностный подход к обучению – знания добываются, а не репродуцируются. Достаточное внимание уделено формированию знаний и умений, которые необходимы ученику не только для учения, но и для его повседневной жизни. Особое внимание уделено формированию логических операций: анализу, сравнению, обобщению, классификации. Широко представлены задания по наблюдению и дальнейшему моделированию природных объектов и явлений, социальных явлений, кодированию и декодированию полученной информации, по добыванию знаний через опытно-экспериментальную деятельность и др.

Слайд 17

Методическое обеспечение реализации ФГОС в образовательной системе «Гармония» Предметная область «Математика и информатика» Н. Б. ИСТОМИНА, доктор педагогических наук, профессор 2000 год - Участие в Федеральном эксперименте по модернизации начального образования УМК «Гармония»

Слайд 18

• способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с её решением, самоконтролем и самооценкой; • способы организации продуктивного общения, которые являются необходимым условием формирования учебной деятельности; • способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей. В учебно-методическом комплекте «Гармония» с 2000 года реализуются:

Слайд 19

«Гармония» 2000 год Концепция учебно-методического комплекта «Гармония» «… целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) …» (стр. 7) «… способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с еѐ решением, самоконтролем и самооценкой…» (стр.6) ФГОС 2010 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования «…овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей…» (стр.9) «…овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности , поиска средств ее осуществления …» (стр. 8) «…формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия…» (стр. 9)

Слайд 20

Практическая реализация концепции находит выражение 1.В логике построения содержания начального курса «Математика». 2.В методическом подходе к формированию понятий. 3.В системе учебных заданий. 4.В методике обучения решению текстовых задач. 5.В методике формирования представлений о геометрических фигурах. 6.В методике использования калькулятора. 7.В организации дифференцированного обучения. 8.В организации уроков математики.

Слайд 21

Включить маленького школьника в активную познавательную деятельность, направленную на усвоение системы математических понятий и общих способов действий (метапредметные умения). •Создать методические условия для формирования учебной деятельности, для развития эмпирического и теоретического мышления, эмоций и чувств ребёнка (познавательные умения). •Сформировать умение общаться в процессе обсуждения способов решения различных задач, обосновывать свои действия и критически оценивать их (коммуникативные умения). •Повысить качество усвоения математических знаний, умений, навыков (предметные умения). •Обеспечить преемственность между начальным и средним звеном обучения, подготовить учащихся начальных классов к активной мыслительной деятельности (готовность к продолжению математического образования). •Развить творческий методический потенциал учителя начальных классов, стимулируя его к самостоятельному составлению учебных заданий, выбору средств и форм организации деятельности школьников (готовность учителя к реализации стандартов).

Слайд 22

Критерии оценки развивающих уроков математики Логика построения, направленная на решение учебной задачи Вариативность учебных заданий, вопросов и взаимосвязь между ними Продуктивная мыслительная деятельность учащихся Сочетание различных средств и форм обучения Высказывание детьми самостоятельных суждений и способов их обоснования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК Гармония и стандарты второго поколения.

УМК Гармония и стандарты второго поколения...

«Образовательная среда кабинета начальных классов в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов второго поколения»

Материально-техническое обеспечение  – одно из важнейших условий  реализации основной образовательной программы начального общего образования. Настоящие Требования к ним направлены на создан...

Тема: "УМК Гармония и стандарты второго поколения"

Выступление на кафедре учителей начальных классов...

"Гармония" и стандарты II поколения - образовательная среда (ОС)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ОС) – это система, сформированная на основе разнообразных образовательных ресурсов, современных средств коммуникации, педагогических технологий, направленная на формирование тво...

Информационно-образовательная среда - важнейшее условие реализации стандартов второго поколения

Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС) - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия ...