Главные вкладки

    Информационно-образовательная среда - важнейшее условие реализации стандартов второго поколения
    статья по теме

    Нафикова Гульназ Наиловна

    Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС) - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

    В основе ИОС лежат современные информационные технологии, обеспечивающие стремительный рост информационно-ресурсной базы, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дистанционность, мобильность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, интерактивность, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

    ИОС в процессе обучения одновременно выступает и как условие современного процесса обучения, и как средство формирования новой системы образования.

    ИОС -  это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуальной и социально развитой личности. Она представляет собой совокупность взаимодействующих компонентов – банка информационно-образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации (Интернета), педагогических технологий.

    В состав информационно-образовательных ресурсов входят:

    ·         компоненты на бумажном носителе (учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие, тетрадь-тренажер);

    ·         компоненты на съёмных носителях: флеш-карты, CD, DVD и др. (электронные приложения к учебнику, электронные наглядные пособия, электронный тренажёр);

    ·         Интернет-среда.

    Только методически осмысленное, продуманное сочетание всех этих трёх компонентов, собранное в единую систему и формирует современную информационно-образовательную среду.

    Рассмотрим насколько развита ИОС в рамках образовательной системы «Школа 2100».

    В образовательной системе «Школа 2100», кроме основных учебников по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру имеются учебники по музыке, изобразительному искусству, физической культуре, информатике, риторике. Также имеются пособия для дополнительного образования «Театр», по проектной деятельности, дневники школьника, летние тетради,  тетради по диагностике метапредметных и личностных результатов. Учебники дополняются рабочими тетрадями, тетрадями для проверочных работ, дидактическим материалом, методическими рекомендациями, наглядными пособиями.

    В процессе создания - рабочий журнал учителя и электронные приложения к учебникам «Школы 2100», включающие электронные проверочные работы и электронный журнал.

    Сайт Интернет-поддержки у образовательной системы «Школа 2100» - www.school2100.ru.

    С чего начать формирование своей предметной ИОС? Не ко всем учебникам к настоящему времени разработаны электронные приложения. Прежде всего необходимо знать, что основа любого электронного приложения к учебнику это разворот учебника. Мы можем открыть учебник на любой странице, выделить самое главное, т.е «активные зоны». Затем к ним привязываются те методически отобранные ресурсы, которые позволяют с одной стороны расширить научное содержание учебника, с другой стороны позволяют ученику осваивать те важные виды деятельности, работы с информацией, которые мы должны у ученика сформировать. Это могут быть таблицы, карты, рисунки, фотографии, анимации. Каждый учитель может эту простейшую схему реализовать.

    Главное в  использовании ИКТ - целесообразность и продуктивность. Учащиеся не должны пассивно наблюдать за тем, что происходит на экранах мониторов, поэтому важно продумывать вопросы и задания к используемым ресурсам. Достаточно эффективно использование на уроках различного вида тренажёров.  Даже использование  простой иллюстрации должно активно задействовать учащихся.

    Сейчас начинают формироваться социальные образовательные сети учителей. Учитель может войти в эти социальные сети не только в качестве пользователя каких-то банков ресурсов, но и в качестве активного деятеля для обмена методической информацией, для выяснения каких-то проблемных  моментов, для своего собственного педагогического роста. Для учителя, успешно использующего образовательные Интернет-ресурсы, полезно и удобно составить собственный каталог различных ссылок. Такой каталог экономит время учителя, сужает область поиска. Ссылки можно сохранять в «Закладках», либо вести список Интернет-ссылок. Эти ссылки затем копируются и вводятся в строку «Поиска».       

    В ходе данной работы был прослушан курс видео-лекций директора по развитию издательства "Просвещение" Дронова Виктора Павловича. Также были изучены Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.  Был составлен перечень образовательных сайтов необходимых в работе учителя начальных классов. Урок литературного чтения по сказке Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками» был удостоен Дипломом 2 степени в конкурсе ИКТ в творчестве педагога – 2009 и размещён на сайте БИРО, также урок по ИКБ с использованием презентации «Композитор Рим Хасанов» опубликован на сайте Фестиваль педагогических идей в 2011 году.

    Исследуя вышеперечисленные материалы, а также внедряя их в практику, можно сделать вывод о том, что развитая  ИОС учителя, ученика и образовательного учреждения позволяет организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне и обеспечивает условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, согласно требованиям нового стандарта образования, что подтверждает гипотезу исследования. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Гимназия №3» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

    Нафикова Гульназ Наиловна

    учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №3»

    городского округа город Октябрьский

    Республики Башкортостан

    г. Октябрьский

    2012 г. 

    ВВЕДЕНИЕ

    Новый государственный образовательный стандарт задаёт новую планку развития нашего образования. В нём по-новому сформулированы цели образования, по-новому раскрывается содержание образования, даётся новое целеполагание для учащихся и для учителей.  В современных условиях реализация стандарта второго поколения невозможна без новых средств обучения, нужны новые технологии обучения, и всё это определяет новые требования к подготовке учителя.

    Новые технологии предъявляют совершенно новые требования к образованию. Они формируют новые условия при которых образование развивается.

    Расширяются требования, которые предъявляются к содержанию образования. Если мы раньше останавливались на предметном содержании образования, то сейчас содержание должно охватывать все основные компоненты социализации: систему духовно-нравственных ценностей, систему научных представлений по предмету о природе, обществе, человеке и систему универсальных учебных действий.

    Как же достичь всех этих поставленных задач? Что должно стать основным инструментом в руках учителя? Что должно увлечь ученика и позволит ему реализовывать те новые требования, которые ему стандарт предъявляет к учащемуся. Ответ на этот вопрос даётся в ФГОС, где записано: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

    Цель моего исследования: изучение требований к информационно-образовательной среде (ИОС), как составной части Стандарта и формирование её на практике.

    Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    • определить, что представляет информационно-образовательная среда в условиях реализации ФГОС;
    • рассмотреть компоненты современных образовательных ресурсов, их взаимосвязь;
    • рассмотреть развитие ИОС в рамках УМК «Школа 2100»
    • изучить требования, предъявляемые  к информационной образовательной среде учебного заведения;
    • выяснить принципы проектирования и конструирования ИОС в соответствии с ФГОС;
    • создать собственную программную базу информационной образовательной среды;
    • изучить литературу по теме исследования

    Гипотеза исследования заключается в том, что развитая  ИОС образовательного учреждения позволяет организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне и обеспечивает условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

    Методы исследования: изучение и исследование передового педагогического опыта, изучение литературы и исследование опыта практической работы, сравнение и анализ результатов исследовательской деятельности.

            

            I. ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА –

    ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    1. Понятие об информационно-образовательной среде

    Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

    С введением новых государственных образовательных стандартов важнейшим компонентом новой системы образования становится информационно-образовательная среда, в основе которой лежат современные информационные технологии, обеспечивающие:

    • стремительный рост информационно-ресурсной базы,
    • свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам,
    • дистанционность,
    • мобильность,
    • возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ,
    • интерактивность,
    • возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

    ИОС в процессе обучения одновременно выступает и как условие современного процесса обучения, и одновременно, как средство формирования новой системы образования. Как отмечает директор по развитию издательства "Просвещение" Виктор Павлович Дронов, очень часто ставится знак «равенства» между ИОС и внедрением ИКТ в образовательный процесс. Но это далеко не одно и то же. Безусловно, без ИКТ технологий использование формирования современной образовательной среды невозможно, но понятие ИОС гораздо шире, чем понятие ИКТ технологий.

    С точки зрения образовательного процесса современная информационно-образовательная среда – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности. Она представляет собой совокупность взаимодействущих компонентов – банка информационно-образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации (Интернета), педагогических технологий.

    Таким образом, одним из результатов введения нового федерального государственного стандарта рассматривается создание в школе  информационно-методической развивающей образовательной среды - оптимальных информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ.

    При этом информационно-образовательная среда школы понимается как педагогическая система нового уровня и должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

    2. Компоненты современных образовательных ресурсов и их взаимосвязь

    В состав информационно-образовательных ресурсов входят:

    • компоненты на бумажном носителе (учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие, тетрадь-тренажер)
    • компоненты на съёмных носителях: флеш-карты, CD, DVD и др. (электронные приложения к учебнику, электронные наглядные пособия, электронный тренажёр);
    • Интернет-среда (мультимедиа коллекция, методическая поддержка учителя (справочники, энциклопедии, программы, конструктор уроков), Интернет-школа и т.д.).

    «Несмотря на то, что все эти компоненты возникли достаточно давно, говоря об ИОС, нельзя рассматривать каждый из этих компонентов в отдельности. Только методически осмысленное, продуманное сочетание всех этих трёх компонентов, собранное в единую систему и формирует современную информационно-образовательную среду». [ видеолекция Дронова В.П.]

    Современные учебники разрабатываются и создаются для целостного комплексного использования в образовательном процессе.  Они используются в сочетании с информационно-образовательными ресурсами на съёмных носителях и с применением Интернет-среды. Только в этом случае мы можем получить широкие возможности для организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, ориентировать ученика на самообразование. Такая система обеспечивает широкие возможности для воспитания, социализации учащихся, организации деятельностного подхода в обучении.

    «До недавнего времени каждый учитель был носителем информации «последней инстанции». То, что он говорил для ученика было незыблемо, не подвергалось сомнению, потому что практически те же  самые определения читал в учебнике и у него не было возможности выйти за пределы этой «жёсткой триады» - учебник, рабочая тетрадь, методические разработки. Сейчас организация образовательного процесса коренным образом меняется. В условиях насыщенной разнообразными ресурсами и разнообразным содержанием ИОС, задача учителя – организовать деятельность ученика по освоению информации,  структуризации, презентации этой информации. Ученик же, под руководством учителя, осуществляет поиск, выбор, анализ этой информации, что и обеспечивает новое качество образования. Именно такой подход и  создаёт мотивацию к обучению на разных этапах развития личности обучающегося. Ученик становится творческим компонентом образовательного процесса. Он не просто усваивает что-то, транслируемое ему учителем, а сам осуществляет активный поиск и работу с информацией. В условиях информационного века, в котором мы живём, это качество, которое должна формировать у ученика школа, становится жизненно-важным, жизненно-необходимым». [ видеолекция Дронова В.П.]

     

    3. Развитие ИОС в рамках УМК «Школа 2100»

    Научный руководитель Образовательной системы «ШКОЛА 2100»

    - академик РАО Леонтьев Алексей Алексеевич (1936–2004).

    Образовательная система«Школа2100» это:

    1.Самостоятельное открытие детьми нового знания.

    2.Формирование единой картины мира.

    3. Разноуровневое обучение.

    4. Возможность продвижения каждого ребёнка  своим темпом.

    5.Максимальная ориентация на творческое начало в учебной  деятельности.

    6. Современные учебники, по которым интересно и  приятно заниматься , продуманная система работы по ним.

    • Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В. 

    (Комплект из учебника, тетради по литературному чтению, толкового словарика.

    Отличительная особенность учебника - ориентация  на общечеловеческие ценности, опора на детское мировосприятие.

    Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В.  (Комплект из  учебника, дидактического материала, проверочных и контрольных работ, орфографической тетради и тетради по чистописанию, тетради для печатания, комплекта наглядных пособий, прописей, тетради для письменных упражнений).

    Содержит систему упражнений, формирующих языковые и речевые навыки и умения ; систему работы по развитию орфографических умений.

    •  Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан

     А.С. (Комплект из учебников, рабочих тетрадей, самостоятельных и итоговых работ, наглядных пособий).

    С опорой на собственный опыт ребенка учебник формирует целостное представление о мире, интерес к его познанию и создает базу для изучения основ наук в средней школе.        

    •  Математика. Авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А.

    (Комплект из учебников, дидактического материала, сборника задач по стохастике, наглядных пособий по классам, тетрадей для контрольных работ).

    Учебники ориентированы на развитие мышления, общеучебных умений (метапредметных результатов) и деятельностных способностей ребенка, его интереса к математике, а также на формирование системы прочных математических знаний, умений и навыков.

    • Пособие для дополнительного образования «Театр» . Автор Генералова И.А.
    • Риторика.  Руководитель авторского коллектива Ладыженская Т.А.    
    • Информатика и ИКТ. Автор Горячев А.В. 
    • Изобразительное искусство и технология. Автор Куревина О.А., Лутцева Е.А.
    • Музыка. Авторы Усачёва В.О., Школяр Л.В.

    В учебнике реализован основной принцип концепции Д.Б. Кабалевского - преподавание музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью.

    • Физическая культура. Авторы Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.

    Содержание учебника ориентировано на коллективную и индивидуальную работу учащихся, на выполнение детьми и взрослыми совместных проектов, на включение в процесс физического развития учащихся их родителей.

    • Личный ежедневник первоклассника. Дневник  школьника. 

    (Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др.)

    Данное издание предназначено для учащихся начальной школы. Оно сочетает в себе элементы традиционного дневника школьника и «взрослого» еженедельника, а также дает возможность развить у обучающихся организационные умения и умения самоконтроля и самооценки, а учителям и родителям позволяет принять участие в этом важном процессе.

    • Летняя тетрадь. Авторы Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В., Вахрушев

     А.А., Козлова С.А.

    Цель работы по данной тетради — максимально закрепить в памяти важнейшие понятия курсов русского языка, математики, окружающего мира, информатики и чтения, изученные детьми за прошедший год обучения. Материалы тетради распределены таким образом, что каждая глава включает в себя задания на повторение понятий всех перечисленных курсов.

    • Диагностика метапредметных и личностных результатов

    начального образования. Проверочные работы. Авторы Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова.

    Пособие содержит диагностические материалы (проверочные работы), позволяющие педагогам и родителям выявить, насколько успешно у ребёнка формируются универсальные учебные действия, как идёт его личностное развитие. Данное пособие является составной частью комплекта учебников и пособий развивающей Образовательной системы «Школа 2100».

    • «Всё узнаю, всё смогу». Пособие по проектной деятельности (2-4

    классы). Авторы Горячев А.В., Иглина Н.И.

    Пособие предназначено для учеников 2—4-х классов, их учителей и родителей. Оно направлено на освоение работы над проектами в начальной школе и ориентировано на формирование универсальных учебных действий (общеучебных умений) школьников.

    Совместная деятельность учителя и детей организована через методический аппарат учебников и подробные методические рекомендации для педагога.

    Учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа 2100» реализует деятельностный подход и основывается на совокупности нескольких технологий:

    ● проблемно-диалогической;

    ● формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);

    ● оценивания учебных успехов;

    ● проектной технологии.

    Все учебники сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом.

    В процессе внедрения технологии оценки образовательных достижений авторским коллективом поэтапно будет создаваться технологический пакет, обеспечивающий новую технологию соответствующими материалами:

    рабочий журнал учителя в Образовательной системе «Школа 2100» (перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д. пока в процессе создания);

    дневники школьника для начальной и основной школы;

    сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания будут соотнесены с уровнями успешности и умениями, входящими в таблицы требований;

    - тетради интегрированных проверочных работ, включающих как работы на основе текста, так и работы с отдельными заданиями к рисункам и схемам, нацеленные на проверку результатов формирования универсальных учебных действий;

    электронные приложения к учебникам «Школы 2100», включающие электронные проверочные работы и электронный журнал (в процессе создания).

    Сейчас очень важным компонентом информационно-образовательных средств по предметам являются сайты Интернет-поддержки отдельных УМК.  Они позволяют ученику и учителю находить на этом сайте поддержки всю необходимую информацию, общаться с коллегами, с другими учениками и демонстрировать свои достижения. Такой сайт имеется у образовательной системы «Школа 2100».

    4. Требования, предъявляемые к информационно-образовательной среде учебного заведения

    Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта.

    ФГОС. Глава IV.

    26. «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

    Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

    -  планирование образовательного процесса;

    -  размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

    -  фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НО);

    -  взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

    -  контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

    Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.[9]

    27. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ООП НО, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

    Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их  составной  частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам ООП НО.

    Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

    Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.»

    II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЯ ИОС

    1. Принципы проектирования и конструирования ИОС в соответствии с ФГОС

    Каждый учитель, следуя требованиям стандарта, задаётся вопросом: где взять эту самую ИОС, в которой, должен работать каждый учитель и каждое образовательное учреждение. На сегодняшний день  абсолютно готовых ИОС по предмету не существует и прототипы их только начинают формироваться. Но даже, когда они будут сформированы, задача  учителя методически осмыслить то, что приготовлено авторами и издателями, что-то перекомпоновать или адаптировать применительно к требованиям данного региона, образовательного учреждения или класса. Таким образом, ИОС для себя разрабатывает каждый учитель и каждое образовательное учреждение.

    При формировании ИОС необходимо соблюдать определённые принципы её  проектирования и конструирования. 

    Прежде всего, необходима технологическая экспертиза тех образовательных ресурсов,  которые учитель собирается использовать в образовательном процессе. Прежде, чем использовать любой ресурс в обучении, надо заранее его проиграть и  посмотреть, насколько ваша техника в состоянии его воспроизвести, хватит ли на это технологических параметров.  

    Также необходим тематический отбор имеющихся у учителя ресурсов на предмет соответствия его научного содержания. Сейчас на рынке существует огромное количество ресурсов, которые не соответствуют современным научным представлениям. Если учебники проходят федеральную научную и методическую экспертизу, то другие образовательные ресурсы (различного рода CD, DVD, Интернет-ресурсы такой экспертизы не проходят.

    При формировании у ученика деятельностного подхода, мы должны чётко понимать  как мы будем использовать данный ресурс по видам деятельности, как с ним будет работать ученик.

    Формируя ИОС, каждый учитель и каждое образовательное учреждение должно стараться сделать её по возможности комплексной и иметь в своём распоряжении электронные приложения к учебникам.

    Сейчас начинают формироваться социальные образовательные сети учителей. Учитель может войти в эти социальные сети не только в качестве пользователя каких-то банков ресурсов, но и в качестве активного деятеля этих сетей для обмена методической информацией, для выяснения каких-то проблемных  моментов, для своего собственного педагогического роста. Очень важно открыть доступ образовательному учреждению к коллекции образовательных ресурсов.

    Также важными для формирования ИОС являются Интернет-школы и Интернет-институты повышения квалификации ИОС.

    Таким образом, и учитель, и образовательное учреждение, каждый на своём уровне формирует свою ИОС. В свою очередь, ИОС формируется и в каждом регионе, а в дальнейшем должна быть создана единая ИОС страны.

    2. Формирование собственной предметной информационно-образовательной среды

    С чего начать формирование своей предметной ИОС? Не ко всем учебникам к настоящему времени разработаны электронные приложения. Прежде всего необходимо знать, что основа любого электронного приложения к учебнику это разворот учебника. Мы можем открыть учебник на любой странице, выделить самое главное - основные определения, основные факты, т.е выделяем «активные зоны». Затем к этим «активным зонам» привязываются те методически отобранные ресурсы, которые позволяют с одной стороны расширить научное содержание учебника, с другой стороны позволяют ученику осваивать те важные виды деятельности, работы с информацией, которые мы должны у ученика сформировать. Каждый учитель может эту простейшую схему реализовать. Однако нужно помнить о том, что действительно, ресурсы должны быть не только визуально красивы, они должны разъяснять ученику определённое содержание, должны помогать его усваивать, а самое главное, помогать ему формировать различного рода учебные навыки. Это могут быть таблицы, хрестоматии, карты, рисунки, фотографии, анимации. Но не следует этим очень сильно увлекаться, т.к. время у учителя на уроке и у ученика при выполнении домашнего задания ограничено. Мы должны провести чёткий методический содержательный отбор для того, чтобы понимать, что мы хотим достичь применением этих ресурсов.

    В электронных приложениях, которые существуют к учебникам, каждый учитель может вырезать данный ресурс, поместить его в личную папку и перекомпоновать эти ресурсы так, как он считает нужным . Таким образом, возможности для адаптации этой ИОС под личные наклонности, потребности , задачи, являются очень и очень широкими.

    Для учителя, успешно использующего образовательные Интернет-ресурсы, полезно и удобно составить собственный каталог различных ссылок. Такой каталог экономит время учителя, сужает область поиска. Ссылки можно сохранять в «Закладках», либо вести список Интернет-ссылок. Эти ссылки затем копируются и вводятся в строку «Поиска».

    Главное в  использовании ИКТ - целесообразность и продуктивность. Учащиеся не должны пассивно наблюдать за тем, что происходит на экранах мониторов, поэтому важно продумывать вопросы и задания к используемым ресурсам. Даже использование  простой иллюстрации должно активно задействовать учащихся.        

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Образование в условиях избытка информации, направленность обучения на формирование способности самостоятельного «добывания» знаний требуют существенного пополнения и изменения традиционного методического багажа. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга, как части единой образовательной среды, а информационная структура — обеспечивать их эффективное применение.

    В ходе данной работы был прослушан курс видео-лекций директора по развитию издательства "Просвещение", доктора географических наук, члена-корреспондента Российской академии образования Дронова Виктора Павловича. Также были изучены Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, включённые в ФГОС.  Был составлен перечень образовательных сайтов необходимых в работе учителя начальных классов.

    Исследуя вышеперечисленные материалы, а также внедряя их в практику, можно сделать вывод о том, что развитая  ИОС учителя, ученика и образовательного учреждения позволяет организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне и обеспечивает условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, согласно требования нового стандарта образования.

    Материалы данной работы можно использовать учителям, реализующим ФГОС НОО при подготовке к урокам, создании презентаций, на заседаниях методической кафедры.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Дронов В.П. Лекция «Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования». Часть 1. - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729
    2. Дронов В.П. Лекция «Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования». Часть 2. - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729
    3. Дронов В.П. Презентация «Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования» - http://ipkro.ykt.ru/files/Dronov.ppt
    4.  Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. ФГОС: Начальное общее образование. /Приложение "ФГОС НОО" в формате .doc/ - http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=321
    5. Информационно-образовательная среда в стандартах нового поколения. –  http://info-school1702.ucoz.ru/index/0-2
    6. Интернет-сайт Образовательной системы «Школа 2100» www.school2100.ru: методическая и информационная поддержка (Н.В. Ладыженская) статья из журнала «Начальная школа плюс до и после» - www.school2100.ru
    7. Электронный каталог издательства «Баласс» - http://www.school2100.ru/izdaniya/books/
    8. Материалы вебинара "Реализация требований ФГОС в образовательной системе "Школа 2100" - http://wiki.saripkro.ru/index.php/ОС_%22Школа_2100%22
    9. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы «Школа 2100» (пособие для учителя 1-го класса) - http://wiki.saripkro.ru/index.php/ОС_%22Школа_2100%22

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Перечень российских образовательных Интернет-ресурсов, которые могут быть полезны для учителей начальной школы


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Информационно-образовательная среда – важнейшее условие реализации стандартов второго поколения Нафикова Г.Н., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №3» г.Октябрьский

    Слайд 3

    «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения». ФГОС второго поколения

    Слайд 4

    Цель: изучение требований к информационно-образовательной среде (ИОС), как составной части Стандарта и формирование её на практике определить, что представляет ИОС в условиях реализации ФГОС; рассмотреть компоненты современных образовательных ресурсов, их взаимосвязь; рассмотреть развитие ИОС в рамках образовательной системы «Школа 2100» изучить требования, предъявляемые к ИОС учебного заведения; выяснить принципы проектирования и конструирования ИОС в соответствии с ФГОС; создать собственную программную базу информационно-образовательной среды; изучить литературу по теме исследования Задачи:

    Слайд 5

    ИОС в процессе обучения одновременно выступает и как условие современного процесса обучения, и, одновременно, как средство формирования новой системы образования. ИОС ≠ ВНЕДРЕНИЕ ИКТ–ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

    Слайд 6

    Что такое современная ИОС? С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННАЯ ИОС – ЭТО: ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПОДСИСТЕМА), НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И СОЦИАЛЬНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

    Слайд 7

    ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИОС ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОВОКУПНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ СИСТЕМ (ПОДСИСТЕМ):

    Слайд 8

    СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СИСТЕМЫ ИОС

    Слайд 9

    Принципы проектирования и конструирования ИОС Необходима технологическая экспертиза тех образовательных ресурсов, которые учитель собирается использовать Необходим тематический отбор имеющихся у учителя ресурсов на предмет соответствия его научного содержания Мы должны чётко понимать как мы будем использовать данный ресурс по видам деятельности, как с ним будет работать ученик

    Слайд 10

    СОЛНЦЕ ВЕТЕР ВОДА РАСТЕНИЯ Почему в скалах образуются трещины?

    Слайд 11

    Математические тренажёры

    Слайд 12

    Материалы, использованные в работе Дронов В.П. Лекция «Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования». Часть 1; Часть 2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. ФГОС: Начальное общее образование.

    Слайд 13

    Заключение Развитая ИОС учителя, ученика и образовательного учреждения позволяет организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне и обеспечивает условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, согласно требования нового стандарта образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деятельностный метод обучения как механизм реализации стандартов второго поколения

    Дидактическая система деятельностного методаобучения  «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОСвторого поколения...

    Система Л.В. Занкова на этапе реализации стандарта второго поколения

    Статья,в которой даётся краткое описание Системы развивающего обучения Л.В. Занкова на этапе реализации ФГОС....

    Компетентностный подход в контексте реализации Стандартов второго поколения

    Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие...

    Семинар «Современный урок как основа формирования УУД в условиях реализации стандарта второго поколения»

    Материалы к проведению методического семинара «Современный урок как основа формирования УУД в условиях реализации стандарта второго поколения»...

    Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения

      Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам  не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...

    Организация целостного педагогического процесса в условиях реализации стандартов второго поколения.

    Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. ...

    «Формирование орфографической зоркости и читательской компетентности на уроках в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения»

    В статье рассматривается актуальность формирования орфографической зоркости и читательской компетентности на уроках в начальной школе...


     

    Комментарии

    Мокринская Марина Михайловна

    Огромное спасибо за Ваши материалы!