«Формирование орфографической зоркости и читательской компетентности на уроках в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения»
статья

Найденко Алла Дмитриевна

В статье рассматривается актуальность формирования орфографической зоркости и читательской компетентности на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование орфографической зоркости и читательской компетентности на уроках в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения»

Найденко Алла Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20 г. Ейска

Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек - даром слова. Вот уже несколько столетий показателем образованности человека является его языковая культура.

Огромное влияние на формирование духовно-нравственных ценностей на современном этапе оказывает Интернет, общение в социальных сетях,  телевидение. Безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы оказывают отрицательное воздействие, разрушают традиции и культуру нашего народа, наносят вред процессу воспитания, приводят к формированию вредных привычек у детей.

 За последние годы наблюдается тенденция увеличения просмотра детьми телевизионных передач, увлечение компьютерными играми, бесцельного времяпровождения на улицах наших городов. У детей пропадает желание к чтению художественной литературы, к работе с книгами, посещению библиотек, выставок. С точки зрения личности и семьи, ценностные ориентиры, присущие детскому сознанию, стали во многом разрушительны. Сегодня мы учим поколение детей «нечитающих» родителей, не бравших в руки произведения современной и классической литературы.

В современной школе главнейшей задачей обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности.

     Актуальность данной темы обусловлена сохранением орфографических ошибок в работах учащихся по русскому языку в начальной школе, и  как следствие в старших классах, а также с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, где в содержательной линии раздела «Орфография и  пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник  начальной школы:

— осознавать место возможного возникновения орфографической       ошибки;

— подбирать примеры с определённой орфограммой при составлении собственных текстов, перефразировать записываемое,      чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

— при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

          Работа над опытом формировалась в условиях муниципальной бюджетной общеобразовательной организации средней общеобразовательной школы № 20 г. Ейска муниципального образования Ейский район, которая функционирует с 1964 года.  Я работаю учителем начальных классов в течение 20 лет. Систематизацией материалов описываемого опыта занимаюсь с 2009 года. В настоящее время преподаю по УМК «Школа России», в котором  сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребенка, так и достижение положительных результатов в обучении.

        В своей работе я опиралась на научные подходы ведущих психологов и методистов:  Л.И.Айдарова, Н.Н.Алгазина,         М.Т.Баранова, Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, М.Р.Львова, Н.С. Рожденственского, М.М. Разумовской, которые считали применение орфографического правила -первостепенной задачей по развитию орфографической зоркости.

Решение проблемы формирования орфографической зоркости младших школьников я вижу в развитии читательской компетентности,  которую принято понимать как «более высокую ступень формирования учебных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной читательской деятельности и личной ответственности обучающихся». Именно чтение формирует в человеке целостную картину мира, знакомит с культурным и историческим наследием всех времен и народов.

В связи с этим мною были разработаны и систематизированы виды языкового  анализа и синтеза с учетом требований ФГОС, апробирован социально-педагогический проект «Формирование читательской компетентности посредством внеурочной деятельности», определена система упражнений по развитию орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка, разработана и проведена серия уроков с реализацией положений системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС.

Мой собственный опыт работы свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, когда объем учебного материала увеличивается во много раз. А в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, повышается орфографическая зоркость.

Осуществлению проекта способствовало вовлечение учащихся всего класса в кружок «Мир глазами ребенка», содержание которого представлено  в форме интенсива, состоящим из нескольких разделов, при изучении которых предполагаются экскурсии (в том числе в библиотеки города), посещения городских творческих выставок, памятных мест и достопримечательностей города и края  – овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру.

Был составлен план мероприятий для осуществления проекта: совместные мероприятия с работниками детской и центральной городской библиотек города, литературные часы, литературные конкурсы и викторины, конкурсы чтецов, оформление книжек-малышек и классных стенгазет, родительские собрания по популяризации  чтения.

        У каждого педагога имеется свой арсенал методических приемов, разработок  по формированию грамотности  учащихся. Но наиболее эффективными, на мой взгляд, в работе  при реализации ФГОС НОО являются  специальные орфографические упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями, и диктанты различных видов: предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, свободный, зрительный. Стержнем системы орфографических упражнений является степень самостоятельности учащихся в ходе их выполнения. При этом должна учитываться связь классной и домашней работы.

Немаловажную роль в решении обозначенной проблемы является  систематическое применение орфографического чтения, которое  развивает артикуляционную память на основе орфографического чтения. Моя собственная практика работы подтверждает, что при ежедневном использовании на каждом уроке (математике, русском языке, литературном чтении, окружающем мире) по 5-7 минут орфографического чтения, позволяет добиться хороших результатов. «Чтение грамотности» должно быть регулярным и для чтения я использую произведения классической литературы: И.Тургенева, Л.Толстого, А.Пушкина, М.Лермонтова и др.

Для формирования навыка орфографической зоркости я эффективно применяю систему этимологических упражнений. Наиболее интересными, на мой взгляд, являются:

а) рассказы, содержащие ответ на проблемный вопрос:

    Что общего между словами капитан и капуста?[1] Лопух и лопата?

б) игра «Верно ли, что»:

-   слово газета образовано от слова газ?

- слова капитан и капуста, работа и ребята восходят к одному и тому же историческому корню?

Согласно п.19.4 федерального государственного образовательного стандарта, программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у учащихся на уровне начального общего образования должна содержать типовые задачи формирования УУД, в том числе и коммуникативных. Для решения этого вопроса я использую в своей практике лингвистические этюды.

           Например: «Трудно безупречно говорить по-русски. Ошибки допускают самые грамотные люди. Главное - стараться исправлять ошибки, постигать логику языка, интересоваться его историей и бесконечно наслаждаться его красотой. Однако ошибка ошибке рознь! Иной раз её никто и не заметит. Но есть ошибки серьезные.

Как правильно сказать: «надеть» или «одеть», «сходить» или «выходить» на остановке, «кушать» или «есть»?

Как правильно сказать: ты мне «позвОнишь» или «позвонИшь»?Где поставить ударение?

Какой вариант правильный: «стери» или «сотри», «ляг» или «ляжь»? Прислушайтесь, как говорят ваши знакомые, одноклассники, друзья. Запишите в свой блокнотик, какие ошибки вы заметили в речи».

Такой лингвистический этюд формирует умение прислушиваться к речи говорящего, произносить слова правильно.

В работе по формированию орфографической зоркости немаловажную роль занимает проектная деятельность учащихся, успешно применяемая мной. Этот метод является одним из ведущих механизмов реализации стандартов второго поколения и эффективным методом формирования УУД. При изучении программного материала русского языка в ходе проведения внеурочной деятельности был осуществлен ряд проектов, подготовленных самостоятельно учащимися:

  • Проект «Скороговорки» Гардабудских Дарьи.

На подготовку проекта отводилось 2 недели, работа велась совместно с родителями. Проект был представлен в форме реферата и  оформлен  на стенде «Наши проекты».

  • Проект «Зеленая аптека Френкель Инны представлял информационный материал о лекарственных растениях Краснодарского края, содержал загадки,  систематизированные распространенные народные рецепты отваров лекарственных растений.
  • Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» Пискловой Анастасии  занял призовое место в муниципальном этапе краевого конкурса учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012 году. 
  • Проект «Сколько весит здоровье ученика начальной школы?» Пискловой Анастасии был представлен на конференции школьного научного общества «Созвездие». В ходе исследования были приведены примеры разнообразных портфелей и ранцев, приведена таблица веса портфелей с учебниками учащихся 3 класса.
  • Проектная работа «Шоколад - вред или польза» Ериховой Екатерины, представленная на конференции школьного научного общества «Созвездие» была отмечена жюри дипломом победителя. В этом проекте ученица кратко рассказала историю шоколада, его сорта, мифы и реальность о вреде и пользе этого продукта, была проведена исследовательская работа по предпочтениям шоколада и влиянии шоколада на умственные способности школьников.

Нужно отметить, что при выполнении данных работ учащиеся активно вовлекаются в процесс проведения исследования, используют материалы учебника, дополнительную литературу, посещают библиотеки, проводят интервьюирование.

         Для создания условий успешной реализации требований ФГОС я применяю цифровые образовательные  продукты (ЦОР) в учебно-воспитательном процессе на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.

Я  считаю, что широкое использование анимации, моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. При подготовке к урокам русского языка и занятиям кружка «Удивительный мир слов» применяю: мультимедийные курсы, презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет, электронные энциклопедии.

Использование ИКТ позволяет существенно расширить рамки  учебников, сделать учебно-воспитательный процесс увлекательным для учащихся, вовлечь их в самостоятельную творческую деятельность, связанную с расширением знаний по предметам. На  внеклассных мероприятиях  ребята совершают увлекательные заочные экскурсии, «виртуальные путешествия» в будущее и прошлое родного края, города и т.д.

   Систематическая работа над решением проблемы по формированию орфографической зоркости и читательской компетентности на уроках в начальной школе, основанная на использовании эффективных методов и приемов привела к  положительным результатам:

— учащиеся прочно усвоили основные виды орфограмм и их опознавательные признаки;

— достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости и грамотности учащихся;

— возрос интерес детей к урокам русского языка и литературного чтения;

- значительно увеличилось число призеров и победителей среди моих учащихся интеллектуальных конкурсов и предметных олимпиад. 

 СПИСОК СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/Ю.К. Бабанский. –М.: Педагогика, 1989.

2. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. –2003 - №4.

3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение./В.В.Волина –М.: Просвещение, 1991.

4.Жукова Т.А. Развитие у младших школьников функциональной грамотности.//Управление начальной школой,-2014,№6.

5. Иванова В.Ф. Современная русская орфография./В.Ф.Иванова –М.: Просвещение, 1991

6. Львов М.Р. и др.. Методика обучения русскому языку в начальных классах/М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева. –М.: Просвещение, 1987.

7. Примерные программы внеурочной деятельности/Под. редакцией В.А. Горского-М.: Просвещение, 2011.

8.  Разумовская Л.И. Обучение орфографии в восьмилетней школе./Л.И.Разумовская –М.: Просвещение, 1974.

9. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе./Н.С.Рождественский –М.: Просвещение, 1960.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования


[1] Волина В. Веселая грамматика.М.-1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Современный урок как основа формирования УУД в условиях реализации стандарта второго поколения»

Материалы к проведению методического семинара «Современный урок как основа формирования УУД в условиях реализации стандарта второго поколения»...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни, ...

Информационно-образовательная среда - важнейшее условие реализации стандартов второго поколения

Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС) - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия ...

Основные направления работы по здоровьесбережению в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Здоровье детей – это понятие, в которое заложено наше будущее. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.В ...

Современный урок в начальной школе в процессе реализации ФГОС второго поколения

Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обуче...

"Формирование личности на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"

С первых шагов обучения ИЯ в школе учитель моделирует определённые ситуации на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала каждого ученика, формируя, тем самым, положительную мотивацию для из...

Организация целостного педагогического процесса в условиях реализации стандартов второго поколения.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. ...