Современный урок в начальной школе в процессе реализации ФГОС второго поколения
статья на тему

Воронина Галина Михайловна

 

    Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в начальной школе в процессе реализации ФГОС второго поколения

Г.М. Воронина, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8, Елец (Россия), moyshkola8@yandex.ru 

    Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития. Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных

государственных стандартах общего образования второго поколения [1].

   В чем отличие стандарта 2004 г. и  ФГОС второго поколения?

   Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

  • требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,
  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
  • требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр).

     В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной

образовательной программы основного общего образования: личностным,

метапредметным, предметным. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. УУД- совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [2].

   Прежде всего, новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни.

      Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое [3].

     Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков.

    Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • резко возросла информированность детей;
  • современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
  • несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
  • ограниченность общения со сверстниками.

  В настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный. Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга (Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е.)

Как подготовить современный урок?

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный ­ действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок ­ современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • продумать форму подведения итогов урока.
  • продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

  Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.( А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.). Системно - деятельностный подход обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он: ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. В рамках системно – деятельностного подхода приемы и технологии обучения должны быть нацелены на развитие интереса, мотивации, активность субъекта учения, интерактивность, увеличение самостоятельности школьника, получение реальных речевых продуктов, приращение знаний, навыков и умений (Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е.).

 Считаю, что в арсенале подобных средств и методов проблемно – диалогическое обучение рассматривается как один из основных видов деятельности, помогающий обучающимся адаптироваться к современным условиям жизни. Интерес вызван тем, что новые знания не даются в готовом виде, а приобретаются детьми в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу. Использование проблемного диалога на уроках русского языка и литературы развивает у школьников умение решать поставленные перед ними проблемы, вести диалог, извлекать информацию, делать логические выводы.

Структура урока проблемно - диалогического обучения

Проблемный урок отличается от традиционного именно этапами введения и воспроизведения знаний. При подготовке к урокам  использую следующие этапы:

1.Создание проблемной ситуации на уроке и формулирование проблемы учениками.

ФГОС  вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию [1].

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Приведу пример.

Урок литературного чтения.

Тема: Дмитрий Наркисович. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»  

Введение в тему урока.

На данном этапе урока создаю учебную ситуацию.

-Мы привыкли видеть зайца трусливым, слабым. В названии сказки есть словосочетание храбрый заяц. Как же так? Могут ли зайцы быть храбрыми? Давайте предположим, что такое возможно и постараемся доказать это!   Выдвижение гипотезы- зайцы могут быть храбрыми.

Подвожу учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы, чтобы через анализ сказки подвести к выводу: нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы.

2.Актуализация обучающимися своих знаний.

Использую вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответов. Учащиеся же вспоминают изученный ранее материал: понятия, факты, которые связаны с формулировкой проблемы.

3. Поиск решения проблемы, на основе ранее обобщённого материала учащимся необходимо найти ответ на проблемный вопрос.

4. Выражение решения. Применение нового знания. Обобщают, делают вывод по проблеме (Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е.).

 Такая структура урока проблемно - деятельностного обучения способствует тому, что все учащиеся включены в учебную деятельность, каждый ребенок понимает, зачем он делает, что он делает, как он делает и достиг ли он результата  собственной деятельности. 

   Таким образом, проблемно - диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Принципиально важно при этом:

1.Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2. Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).

4.Мысленно сформулировать ответ.

5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что вo- первых…, во вторых…». (Дусавицкий А.К., Кондратюк и др.)

    Многие учителя, познакомившись с такой структурой урока, считают, что организовать урок «открытия нового знания» на основе системно - деятельностного подхода – очень трудно. Да, нелегко.  Этому надо учиться самому. Но при таком подходе мы сможем научить ребенка думать, действовать, а не просто сидеть и брать готовые истины. И если учитель понимает, что он должен формировать у детей, зачем он это делает, и как организовать урок, чтобы дети учились учиться, то они научатся ставить цель и формулировать учебные задачи. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.

Документы:

1.ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)

3. ФГОС среднего (полного) общего образования – утвержден приказом от 17 мая 2012года № 413 (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480

Список литературы:

1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.,  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.

2.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И., Урок в развивающем обучении: Книга для учителя./ Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М.,   ­ М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3.Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е., Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) /Серия «Новые образовательные стандарты». ­ М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.