Доклад "Изменения, внесенные в образовательную систему начальной ступени школы, необходимые для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС"
учебно-методический материал на тему

Остапенко Наталья Валерьевна

В докладе представлены приемы, необходимые для внедрения ФГОС в систему начального образования учащихся младших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  по  теме:

«Изменения, внесенные в  образовательную  систему  начальной  ступени  школы, необходимые  для  привидения  ее  в  соответствие  с  требованиями  ФГОС»

подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8 с.Левокумка

Остапенко Н.В.

(ноябрь, 2013г.)

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП)  каждой школы определяет содержание и организацию ее образовательного процесса на ступени начального общего образования, которая направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования" (далее – приказ Минобрнауки России № 373).
Начальная школа является составной частью системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск  нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Согласно п. 8 ФГОС основными результатами образования в начальной школе являются:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; 
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе (т. е. индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, сфере саморегуляции); 
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; 
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. 

В начальной ступени школы МБОУ СОШ №8 переход на ФГОС осуществлен  через:

  • изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС; 
  • составление ООП; 
  • информирование родителей школьников всех ступеней обучения о подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. 

Проделана следующая работа, поддерживающая введение ФГОС: 

  • разработана ООП в соответствии с требованиями ФГОС; 
  • разработаны и утверждены программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; 
  • внесены изменения в должностные инструкции педагогов в связи с переходом на ФГОС;
  • педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая переход ОУ на работу по ФГОС; 
  • в план внутришкольного контроля ОУ на 2012/2013 уч. г. были включены мероприятия по контролю введения ФГОС и реализации ООП в начальной школе; 
  • требуют доработки программы  по организации внеурочной деятельности в начальных классах. 

Методическое сопровождение перехода начальной школы на работу по ФГОС:

осуществлена курсовая подготовка учителей начальной школы на базе  «СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО  ИНСТИТУТА  РАЗВИТИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ  ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ  и ПЕРЕПОДГОТОВКИ  РАБОТНИКОВ  ОБРАЗОВАНИЯ»;
организована деятельность рабочей группы из учителей начальных классов по созданию, доработке, реализации ООП;
проведен анализ модельных заданий, позволяющих оценить метапредметные и личностные результаты освоения обучающимися ООП;
разработаны задания уровневого характера, входного, промежуточного и итогового контроля, позволяющие оценить метапредметные результаты освоения ООП обучающимися начальной школы;

 
организована психолого-педагогическая диагностическая работа:
– определены методики диагностики готовности детей к обучению в школе;
– проведена входная и итоговая психолого-педагогическая диагностика в 1-х классах;
– проведен анализ по результатам психолого-педагогической диагностики обучающихся 1-х классов;
– педагогами начата работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших школьников;

организовано психологическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе: 
– проведена индивидуальная работа по устранению психологических проблем обучающихся (педагогом-психологом  школы – Козыренко Н.И., на основе специально разработанной программы);
– педагогом-психологом осуществлены консультации педагогов с целью повышения  эффективности уроков посредством обеспечения психологической грамотности  учителей по темам: "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения", "Формирование мотивации младших школьников к обучению", "Методические рекомендации по развитию внимания, мышления, памяти обучающихся";
организована работа микрогрупп педагогов по темам: 
– "Организация накопительной системы оценки достижений обучающихся";
– "Организация работы по внедрению методик и технологий, направленных на реализацию идеи целостного развития личности в образовательной деятельности";
– "Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся универсальных учебных действий";
– "Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников";
проводился мониторинг занятости обучающихся во внеурочной деятельности.

Итоговые работы за 1-й класс выполнили все обучающиеся. Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам четвертей) и итоговое оценивание (в форме комплексной письменной работы) показали, что у 100% обучающихся 1-х классов сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом, выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Выводы по итогам реализации методического сопровождения перехода МБОУ  СОШ  №8  на работу по ФГОС в 2012/2013 уч. г.:

  • в течение года проводилась работа по формированию УУД у обучающихся 1-х классов; 
  • организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных и личностных результатов освоения младшими школьниками ООП через комплексные диагностические работы, тестовые задания. 

Информационное обеспечение введения ФГОС в начальной школе

В прошедшем учебном году  проведены классные  родительские собрания, где родителям была дана информация о переходе образования  на ФГОС, представлена программа действий по реализации стандарта.

Организовано информирование участников образовательного процесса и изучение общественного мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам введения ФГОС.

Материально-техническое обеспечение перехода ОУ на ФГОС
В 2012/2013 уч. г. в МБОУ  СОШ №8  за счет краевого финансирования улучшено материально-техническое обеспечение реализации образовательного процесса в начальной школе.

Расширен библиотечный фонд начальной школы (художественная, справочная литература, цифровые образовательные ресурсы); получено  компьютерное оборудование, с подключением  к локальной сети и сети Интернет.
 При организации обучения в начальных классах используются УМК ПНШ (Перспективная начальная школа).

Все обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. В школе организован доступ к Интернету, все кабинеты подключены к локальной школьной сети. Доступ к небезопасным сайтам ограничен фильтром безопасности.

Создан план по внедрению и реализации ФГОС, в соответствии с которым:
были проведены круглые столы по темам:
– "Система оценки результатов образования в условиях внедрения ФГОС"; 

– "ФГОС общего образования: структура, содержание";
проведены родительские собрания и консультации с родителями будущих первоклассников по проблемам введения ФГОС;
шесть педагогов начальных классов прошли курсы повышения квалификации по теме "ИКТ-компетентность учителя начальных классов".

На методическом объединении учителей начальных классов решались следующие учебно-методические задачи:

  • все педагоги приняли участие в практико-ориентированной мастерской "ФГОС начального общего образования: что должен знать, уметь и понимать педагог";
  • непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере в условиях реализации ФГОС;
  • использование наиболее эффективных технологий преподавания учебных предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности уч-ся.

Вывод по итогам  выполнения плана перехода начальной ступени МБОУ СОШ № 8 на работу по ФГОС: результаты внедрения ФГОС показали, что концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника в соответствии с ФГОС, востребованы педагогами начальных классов ОУ.


Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:

  • положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
  • использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
  • ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;
  • осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения;
  • возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами;
  • положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.

Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо решить:

  • недостаточная психологическая и профессиональная готовность учителей начальных классов к реализации ООП;
  • необходимость коррекции всех разделов ООП.

Следует наметить пути решения выявленных проблем в 2013/2014 уч. г. Для этого всем педагогам начальной ступени МБОУ СОШ № 8  необходимо:

  • активно включиться в процесс реализации ФГОС;
  • создать рабочие группы по доработке разделов ООП (особое внимание уделить системе оценивания результатов освоения обучающимися ООП);
  • проанализировать структуры рабочих программ курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;
  • подготовить рабочие программы курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности не только учителям начальных классов, но и учителям-предметникам, работающим в классах, реализующих ФГОС (учителя  музыки,  иностранного языка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения её в соответствие с требованиями ФГОС.

В данной работе изложены требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывающие возрастные и индивидуальные особенности об...

Инновационная деятельность учителя английского языка начальной ступени обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

Основная идеологическая позиция стандарта – направить образование не только на обучение, но и на развитие личности ребёнка, его познавательных и созидательных способностей. Развитие, адекватное возрас...

Технологическая карта образовательного курса «Уроки милосердия» (УМК «Перспектива») во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая  карта образовательного курса «Уроки милосердия» (УМК «Перспектива») во 2 классе  в соответствии с требованиями ФГОС...

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Соообщение на секции учителей начальных классов, содержащее теоретические основы оценки планируемых результатов в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО....

Модель проекта в начальной школе, разработанная в проектной технологии в соответствии с требованиями ФГОС

Метод проектов успешно интегрируется в образовательный процесс. Он органично сочетается с групповыми формами работы. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образо...