Статья "Примеры проблемного обучения"
статья (1 класс)

Зубкова Светлана Владимировна

Примеры применения на практике проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Примеры проблемного обучения.36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знания- дети удивления и любопытства.

Луи де Бройль

      Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления.      На протяжении нескольких столетий проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств пытались решить такие педагоги, как Сократ, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, П.Ф. Каптерев.

     В конце XIX-начале XX веков формируется исследовательский метод обучения, основанный на приемах развития самостоятельности учащихся, нашедший отражение в работах А.Я. Герда, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова. В отечественной педагогике второй половины XX века различные подходы к организации проблемного обучения освещены в работах A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера и др.

     Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

    Целевые ориентации проблемного обучения направлены на формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.А так же развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка; повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

    Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во- первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и , наконец, в третьих, - ее решить. Для этого их необходимо обучать видеть проблемы.

    Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые я использую в своей работе.

1. «Посмотрите на мир чужими глазами» Одно из самых важных свойств в деле выявления проблемы- способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Выполним несложное упражнение, прочитаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары ,дороги и т.д. »

Задание: продолжи рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

   Аналогичных рассказов можно придумать множество, и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

  1. «Составьте рассказ от имени другого персонажа».

Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир другими глазами является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов.

Задание детям формулируется примерно так: представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

  1. «Составьте рассказ, используя данную концовку»

Иного подхода требует задание составить рассказ, имея только его окончание. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать , а потом рассказать о том, что было в начале. Оцениваем, в первую очередь, логичность и оригинальность изложения. «... и котенок мирно заснул на руках у Маши».

  1. «Сколько значений у предмета»

Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования предмета.

Это задание позволит ребенку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами, ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.

  1. «Назовите как можно больше признаков предмета».

Задача детей: называть как можно больше возможных признаков этого предмета.

Это задание можно провести и как увлекательный конкурс. Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности.     Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Почему зимой идет снег?» и т.д.

    Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения, то есть развертывается следующая фаза мыслительного процесса- фаза решения проблемы. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок и гипотез. Новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы. Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

    Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей- важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счете, прогресс в любой творческой деятельности. В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем, как птицы узнают дорогу на юг?

    Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае? Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним. Бывают и совершенно иные, особенные , неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса»

     Приведу несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Упражнения на обстоятельства

  1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?
  • ветка дерева; -телефон; -кукла
  • книга

Очень эффективно (в плане тренировки умения выдвигать гипотезы) упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

  1. «Найдите возможную причину события» Друзья поссорились.

Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу. Дети стали больше играть во дворах.

  1. Задания, носящие фантастический характер. -Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов. -Слоны стали меньше кошек.

-Люди стали в несколько раз больше или меньше, чем сейчас.

     Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Способы проверки гипотез обычно делят на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний),в рамках которых данная гипотеза выдвинута.Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

Проблемное обучение . Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противор...

Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"

Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....