Статья "Примеры проблемного обучения"
статья (1 класс)
Примеры применения на практике проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знания- дети удивления и любопытства.
Луи де Бройль
Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. На протяжении нескольких столетий проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств пытались решить такие педагоги, как Сократ, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, П.Ф. Каптерев.
В конце XIX-начале XX веков формируется исследовательский метод обучения, основанный на приемах развития самостоятельности учащихся, нашедший отражение в работах А.Я. Герда, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова. В отечественной педагогике второй половины XX века различные подходы к организации проблемного обучения освещены в работах A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера и др.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Целевые ориентации проблемного обучения направлены на формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.А так же развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка; повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во- первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и , наконец, в третьих, - ее решить. Для этого их необходимо обучать видеть проблемы.
Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые я использую в своей работе.
1. «Посмотрите на мир чужими глазами» Одно из самых важных свойств в деле выявления проблемы- способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Выполним несложное упражнение, прочитаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары ,дороги и т.д. »
Задание: продолжи рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
Аналогичных рассказов можно придумать множество, и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
- «Составьте рассказ от имени другого персонажа».
Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир другими глазами является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов.
Задание детям формулируется примерно так: представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
- «Составьте рассказ, используя данную концовку»
Иного подхода требует задание составить рассказ, имея только его окончание. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать , а потом рассказать о том, что было в начале. Оцениваем, в первую очередь, логичность и оригинальность изложения. «... и котенок мирно заснул на руках у Маши».
- «Сколько значений у предмета»
Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования предмета.
Это задание позволит ребенку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами, ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.
- «Назовите как можно больше признаков предмета».
Задача детей: называть как можно больше возможных признаков этого предмета.
Это задание можно провести и как увлекательный конкурс. Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Почему зимой идет снег?» и т.д.
Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения, то есть развертывается следующая фаза мыслительного процесса- фаза решения проблемы. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок и гипотез. Новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы. Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения.
Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей- важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счете, прогресс в любой творческой деятельности. В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем, как птицы узнают дорогу на юг?
Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае? Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним. Бывают и совершенно иные, особенные , неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса»
Приведу несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Упражнения на обстоятельства
- При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?
- ветка дерева; -телефон; -кукла
- книга
Очень эффективно (в плане тренировки умения выдвигать гипотезы) упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
- «Найдите возможную причину события» Друзья поссорились.
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу. Дети стали больше играть во дворах.
- Задания, носящие фантастический характер. -Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов. -Слоны стали меньше кошек.
-Люди стали в несколько раз больше или меньше, чем сейчас.
Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Способы проверки гипотез обычно делят на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний),в рамках которых данная гипотеза выдвинута.Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения
Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/19/picture-79149.jpg)
Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.
В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-494503-1412786704.jpg)
Проблемное обучение . Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противор...
Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников
выступление на МО...
Теоретические основы проблемного обучения. Проблемное учение. Проблемная Ситуация
Теоретические основы проблемного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-271193-1509370924.jpg)
Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"
Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....