Проектная деятельность как основа работы с одаренными детьми
статья на тему

Вальберг Елена Константиновна

В статье описан опыт проектно- исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Вальберг Елена Константиновна

 учитель начальных классов  первой категории  

ГБОУ средняя школа  368   с  углубленным  изучением английского языка   Фрунзенского района Петербурга                          

Проектная деятельность как основа работы с одаренными детьми

В статье классифицированы, приведены примеры проектов, реализуемых в начальной школе, описаны этапы, общие подходы к планированию проектной деятельности. Особое внимание уделено исследовательской  деятельности четвероклассников как основе работы с одаренными детьми.

Перемены в жизни современного общества требуют от образовательного учреждения особого внимания к совершенствованию обучения.

На данном этапе  модернизации  школьного образования ставится задача научить ребенка учиться. В связи с этим встает вопрос о том, как это сделать.

Как показывает практика, ребята с удовольствием занимаются тем, что им интересно. Есть дети, которых можно заинтересовать практически любой темой, есть такие, у которых прослеживаются явные склонности к отдельным наукам и темам, а есть и такие, “расшевелить” которых практически невозможно. Включение таких детей в самостоятельную деятельность представляет определенную трудность, но проблемы отступают, если начинается целенаправленная работа по заранее продуманному плану.

Одним из самых успешных методов, позволяющих научить ребенка учиться, является метод проектов, именно поэтому он пользуется такой популярностью в последнее время.

Хотя некоторые педагоги и психологи склоняются к мысли о сложности применения этого метода в начальной школе, в связи с невозможностью в этом возрасте планировать свои действия, ставить задачи, работать с источниками, но при условии существенной помощи со стороны взрослых, на мой взгляд, вполне реально достичь необходимых результатов. Нагрузка на учителя в этом случае очень велика, так как она подразумевает работу не только с ребенком, но и с родителями, но результат оправдывает все ожидания.

Необходимо помнить о том, что проекты в начальной школе не должны быть долгосрочными и объемными. А если принять во внимание, что результатом проектной деятельности может быть и стенгазета, и книжка - малышка, и инсценировка, и игра, и мини - садик в классе или на пришкольной территории, то и в начальной школе можно и нужно включать детей в проектную деятельность, это поможет детям учиться принимать решения и действовать самостоятельно.

Проекты по доминирующему в них методу бывают исследовательскими, информационными, творческими, игровыми. По количеству участников – личными, парными, групповыми. По продолжительности – краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.

Практика показывает, что первоначально лучше создавать творческие и игровые проекты, в которых принимает участие группа ребят, желательно при этом, чтобы проект не был долгосрочным, интерес детей не должен угаснуть.

В дальнейшем, став старше, дети становятся участниками информационных, исследовательских проектов, которые уже могут быть более продолжительными, выполняться в паре и индивидуально.

Проект, в буквальном переводе с латыни, означает “замысел, план”, т. е. это продукт учебной или внеучебной деятельности, для создания которого необходимо продумать, спланировать свои действия и представить результат. (2)

Этапы проекта могут варьироваться, но существуют общие подходы к планированию проектной деятельности.

  1. Начинать нужно с выбора темы, количества участников и протяженности во времени. Для этого необходимо осознать важность проблемы, подумать над ее актуальностью. Здесь представляется важным создать положительный мотивационный настрой, выслушать идеи детей, обсудить их и прийти к совместному выбору. Учителю необходимо продумать возможные варианты проблемы.
  2. Сбор и обработка информации. Для этого нужно определить задачи. Можно распределить их по группам, если проект групповой, обсудить источники информации. Собранный материал можно представить в наглядной форме (таблицы, рисунки, диаграммы), поставить творческие задачи. Немаловажным представляется промежуточное обсуждение полученных данных.
  3. Подготовка к защите проекта. Это может быть оформление стенда, выставки, репетиция, разработка компьютерной презентации.
  4.  Собственно презентация. Для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, стенгазета, мастер-класс, стендовый доклад, компьютерная презентация.
  5. Коллективное обсуждение, экспертиза, внешняя оценка.

В связи с вышеизложенным метод проектов представляется идеальной педагогической технологией для работы с одаренными детьми.

Формы работы с такими детьми могут быть различны, но основным, мне представляется, являются  занятия проектно - исследовательской деятельностью.  Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на абстрактном мышлении. Их отличает способность квалифицировать информацию и опыт, умение широко использовать полученные знания. Эти дети с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и не любят, когда им навязывают готовые ответы. Их отличает упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка.

Формы работы с одаренными детьми могут быть различны: творческие мастерские, факультативы, конкурсы, участие в олимпиадах, занятия проектно - исследовательской деятельностью, научно - практические конференции.

В прошлом  учебном году наши четвероклассники продолжили обучение по программе “Мы – петербуржцы!”.  Дети, приходящие на эти занятия, проявляют повышенный интерес к истории  своего города, им интересно приобретать знания, проводить исследования и с помощью педагога, и самостоятельно, работая в группах с дополнительной литературой, фотографиями, справочниками, решая логические  задачи, ребусы, кроссворды, составляя собственные экскурсии.

Самые пытливые приняли участие в научно - практической конференции “Малые купчинские чтения” и выполнили работы по истории Петербурга, представленные в форме пешеходных экскурсий. Тема одной из участниц  почти повторила  тему учебной экскурсии, участниками которой стали почти все “кружковцы”. Девочке захотелось самостоятельно побольше  узнать о малых архитектурных формах Петербурга, рассказать о них в компьютерной презентации. Вместе с ребенком мы разработали маршрут прогулки, прошли по нему с фотоаппаратом, сделали свои снимки, и началась работа. Нас интересовало все – история, архитектура, сведения об авторах того или иного объекта и литературные шедевры, посвященные нашей теме,  сопроводили мы свою презентацию нежнейшим ”Адажио” Вивальди.

Проблему второй работы мы сформулировали вместе с ребенком, нам захотелось осветить тему исторической веротерпимости нашего города и рассказать о храмах Невского проспекта. Снова  мы разработали маршрут, сделали снимки, побывали в храмах шести конфессий и погрузились в историю этого вопроса. Нам удалось найти старинные планы нескольких храмов, фотографии конца 19 – начала 20 века, которые мы тоже поместили в свою работу. Следует отметить увлеченность детей, их стремление довести свою работу до совершенства. Они и родителей провели по своим маршрутам, а одна из них призналась, что хочет стать экскурсоводом.

Еще одна работа, представленная на научно - практическую конференцию “ Малые купчинские чтения”, - работа экспериментальная. В ней есть все,  что должно быть в настоящей научной работе – теоретическая часть, формулировка проблемы, гипотеза, экспериментальная часть, обработка полученных данных и выводы.  В настоящее время все громче звучит тема неблагоприятных факторов внешней среды. Человечество вынуждено защищаться и от табачного дыма, и  от  алкоголя, и от электромагнитного излучения, и  от искусственных продуктов питания. Мы решили проверить влияние вышеперечисленных факторов на развивающийся организм и поставить эксперимент на проростках семян. Работая над  проектом, пришлось обучить ребенка настоящим методам исследования, изучить немало теоретического материала,  даже дать маленькому исследователю первоначальные знания по физиологии растений и неорганической химии.  Мои опасения о  преждевременности таких знаний развеяли горящие от восторга  глаза ребенка и тщательность, с которой девочка  с заботливой бабушкой ставили дома эксперимент. Дома была создана целая лаборатория. Девочка с бабушкой, согласно продуманному плану, проращивали семена трех  семейств в различных средах, делали фотографии, вели дневник наблюдений, таким образом,  ребенок почувствовал себя настоящим ученым.

Все полученные данные мы обработали, построили графики, начертили диаграмму, поработали с и  научно - популярной литературой на эту тему и представили материал в виде компьютерной презентации.

Подобным образом в течение нескольких месяцев группа ребят – четвероклассников готовилась к районной экологической игре “Наши пернатые друзья”. Мы собирали информацию о зимующих птицах нашего края  от внешнего вида, кормов до  музыкальных произведений и сказок, посвященным птицам. Этой информацией щедро делились друг с другом, писали рассказы, стихи, проводили наблюдения у кормушки, составляли меню зимующих птиц, придумывали для себя же вопросы  птичьей викторины, сами мастерили кормушки, делали фотографии.

Глядя на эмоциональный подъем,  на то, с каким упорством все эти ребята шли к своей цели, на то, как они стремились вникнуть в суть явления, на стойкий познавательный интерес, сформированный в итоге, можно с полной уверенностью сказать, что данный вид деятельности в начальной школе дает положительный результат.

Здесь очень важна целенаправленная и тактичная помощь учителя, который должен направлять, поддерживать, советовать, предоставлять детям возможность самостоятельно принимать решения и разрешать проблемы. Одновременно учитель должен быть готов сам пополнить собственные знания, готов учиться у других, заниматься самообразованием.

Так как одаренность ребенка не всегда бывает ярко выражена, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию одаренности, вовлекая детей в различные виды деятельности по интересам, организуя научно - исследовательскую деятельность учащихся, развивая умение самостоятельно работать, обучая творческим методам работы.

Все  эти направления прекрасно сочетаются в методе проектов. Нужно просто не бояться его использовать. И тогда удовольствие от общения с увлеченными детьми и достигнутый результат позволят позабыть обо  всех трудностях, которых немало.

“Не существует сколько - нибудь  достоверных тестов на одаренность кроме тех, которые проявляются в результате активного участия  хотя бы в самой маленькой поисковой работе ”, -  писал известный математик  А.Н.Колмогоров.(4)

Список используемых и цитируемых источников:

 1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010

2. С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. – М.: Терра,1996.

3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma-proektnaya-deyatelnost-v-nachaloi-shkole

4.  http://312school-spb.ru/grade-school.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в рамках ДО. Циклограмма проектной деятельности.

Цель: Создание системы целенаправленного выявления, развития и поддержки одаренных детей; определение научно-методического обеспечения работы с одарёнными детьми, поддержка детской одарённости, ...

Работа с одаренными детьми и с детьми с повышенной мотивацией Классно – урочная деятельность

Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос...

Проектная деятельность как эффективная форма работы с одаренными детьми.

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащих­ся — проектной деятельности....

Теоретические основы организации работы с одаренными детьми в начальной школе.

В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных д...

Проектно – исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми на уроках физической культуры.

В статье обобщен опыт работы с одаренными детьми в рамках реализации проектной деятельности на уроках физической культуры....