Особенности гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников.
статья на тему

В последнее время в педагогических кругах все чаще звучит вопрос о гендерном воспитании и обучении учащихся. В своей статье я постаралась раскрыть особенности гендерного подхода на примере моих учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_gendernogo_podkhoda.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА  В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Воронова С.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 города Белгорода

Гендерный подход в образовании - это учет в процессе обучения особенностей мальчиков и девочек.

В последнее время все чаще поднимается проблема,  что совместное обучение мальчиков и девочек затрудняет учебно-воспитательный процесс, не учитывает особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки их к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивает требуемой дисциплины. Одним из существенных недостатков организации учебно-воспитательного процесса в современной школе является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов преподавания без учета гендерных особенностей школьников.

К началу обучения в школе девочки и мальчики характеризуются целым рядом физиологических и психологических особенностей, что необходимо учитывать в образовательном процессе.  И действительно в процессе обучения  мы видим  ряд этих особенностей.  Я стала замечать,  информацию мальчики и девочки воспринимают по-разному. Мальчики  прежде всего ищут смысл и, только  ухватив его,  готовы действовать.  Девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют.

Возникла проблема в предъявлении разных  требований к мальчикам и девочкам. Поэтому  я использую дифференциацию по половому признаку.

Как же я подбираю задания? Так при изучении темы по математике «Сложение и вычитание двузначных чисел», девочек  достаточно  было познакомить с алгоритмом вычисления, и к концу урока уже можно было дать самостоятельную работу на закрепление, с мальчиками же пришлось отрабатывать вычислительные приемы практически весь урок.

Я считаю, что  мальчики требуют  более  образной  формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. Им требуется обучение, основанное в первую очередь на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность. Девочкам же обычно проще понять схему, алгоритм. Они лучше ориентируются в правилах, способны разъять целое на части.

На уроках русского языка я заметила, что девочки лучше выучивают орфографические  правила  и применяют их к заданиям, ребята же зачастую правилами не пользуются совсем.

На уроках ИЗО нельзя давать установку: «Нарисовать такую-то игрушку!» Интересы у девочек и мальчиков разные, следовательно, и игрушки будут разные.

На уроках литературного чтения ребята получают конкретные задания по тексту, отвечают на вопросы по прочитанному, а девочкам больше нравятся задания, где нужно пофантазировать, придумать продолжение сказки или историю какого-либо героя.

Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов – открытый. Девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя алгоритм.

Применительно к школе  следует вывод, что мальчику  подходит традиционный прием "повторения и закрепления" материала. Девочки все прекрасно слышат сразу. Они послушно повторяют, хорошо ориентируются в настроениях взрослых. Поэтому ученые советуют учителям действовать по принципу: девочки повторяют, мальчиков ободряем.

У мальчиков хорошо работает соревнование. Для девочек соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Мои ученики активно принимают участие в конкурсах детского творчества, и я не раз наблюдала, как воспринимают награды за свои работы ребята. Для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности. По моим наблюдениям, мальчики и девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились - подрались, смотришь - на другой переменке опять вместе.

Девочки же, если поссорятся - в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют, как праздник для всего класса. Со своими ребятами на классных часах мы проводим этические беседы «Вежливость на каждый день», «Ты и твои товарищи», «Азбука нравственности» и др.

         Многолетние исследования показывают, что при смешении детей по календарному возрасту для генетически менее зрелых мальчиков девочки становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом для подражания. Качества этого «образца» - прилежность, послушание,  стремление услужить, понравиться. Более того, духовно более зрелые девочки сами стали прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо женские символы, пристрастия, игры, эмоции, мечты, привычки, фантазии. В конечном счёте, присущие только мальчикам природные задатки: страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным  стали заглушаться и нейтрализоваться.

Необходимо подчеркнуть, что и женская конституция при таком воспитании и обучении оказалась деформированной. Девочки, взявшие на себя роль лидерства, стали всё больше развиваться по мужскому типу. У них появляются ранее присущие только мужскому полу привычки, в т.ч. и вредные. Это всё больше проявление у девушек-женщин мужских, часто патологических эмоций (агрессия, злоба, грубая сила и т.д.)

Но самой кричащей проблемой современности является кризис межполовых отношений и распад института семьи. Следствием этого является рост внебрачных детей, беспризорности, асоциального поведения молодых людей.

Идеи гендерного подхода к обучению и воспитанию младших школьников  нашли почву для реализации  в связи со стоящей задачей осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении  и воспитании школьников  и проблемой сохранения физического и психического здоровья детей в период школьного детства. Гендерное обучение может рассматриваться, как здоровьесберегающая технология.

 У мальчиков я стремлюсь сформировать комплекс мужских характеристик и мужского характера. Это смелость, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых и особенно девочек, женщин, готовность стать главой семьи, готовность встать на защиту Отечества, трудолюбие.

У девочек нужно стремиться воспитать иные качества: нежность, целомудрие, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью. Необходимо воспитывать у девочек уважение к мальчикам, а у мальчиков – рыцарское, заботливое, трепетное отношение к девочкам. Это невозможно сделать без поддержки семьи. (Беседы с родителями, анкетирование).

Исследование проблемы гендерного подхода к обучению младших школьников имеет принципиальное значение для повышения продуктивности учебного процесса. Благодаря гендерному подходу к обучению школьников происходит оптимизация учебного процесса, что способствует повышению уровня обученности  школьников.                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова

Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией.  Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...

Здоровьесберегающие подходы к обучению и воспитанию младших школьников.

Из опыта работы по здоровьесбережению младших школьников....

Деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников

Обобщение опыта работы по теме самообразования....

Личностно — ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников

В связи с изменением экономической  и политической ситуаций в России, появились тенденции и в реформировании школы. Возникла неудовлетворенность качеством знаний школьников во многих странах, и в...

Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников

Статья о системно-деятельностном подходе в обучении и воспитании младших школьников....