Доклад "Проектные задачи в начальной школе"
презентация к уроку (1 класс) на тему

Корнилова Евгения Юрьевна

Проектная задача — это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад26.26 КБ
Файл презентация98.59 КБ

Предварительный просмотр:

            Проектные задачи в начальной школе.

1.  В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения. Это связано с тем, что меняется время, меняется мир, меняются и дети. Они  становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими, не подверженными шаблонам, с возможностями получать и использовать информацию из самых разнообразных источников. А учителя пытаются до сих пор учить, руководствуясь девизом: «Делай как я!». И в результате на выходе из начального звена  получаем то, что ученик не умеет пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебной и жизненной ситуации. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

2.  А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности.

Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

 3.   Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
  • Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.

    Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. Более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе,  выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов из основной школы, либо это присвоение названия «проект» всему, что ни делается: самостоятельно сделали поделку на уроке технологии – «проект» и т. п.

4.   На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить  о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.  Таким образом, проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом будущей проектной деятельности подростков.

  Под проектной задачей  понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.

Через опыт решения серии подобных задач на протяжении  первых лет обучения в школе  младшие школьники осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фактически задает «стратегию решения» этой задачи. В 4—5 классах целесообразно вместо упорядоченной системы заданий использовать их неупорядоченный набор; в этом случае дети сами строят свою «стратегию» решения задачи. В предельном случае некоторые задания вообще не выделяются явным образом изначально. Выявление их в общем контексте задачи возлагается на самих учащихся. Такая форма проектной задачи является наиболее приближенной к собственно проекту.

5.  Итак, проектная задача — это система (для 4—5 классов — набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.  

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

6. Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать   (видеть   проблему;   анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели,    выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в  коммуникацию (взаимодействовать  при решении задачи,  отстаивать свою  позицию,  принимать или отклонять точки зрения других).

Итак, применение  проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы.

7.  Для организации наиболее эффективной работы над проектной задачей возможно использование следующей таблицы.

Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

1. Подготовительный

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

2. Проектировочный

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

3. Практический

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

Координация работы.

4. Контрольно-коррекционный

Самооценка.

Координация работы.

5. Заключительный

Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.

Итак, деятельностная технология образовательного процесса выстраивается в соответствии с теорией учебной деятельности, при этом единицей образовательного процесса является не урок, а акт учебной деятельности, представляющий собой полный цикл
(блок уроков) постановки и решения учебной задачи.

Для выхода на новые образовательные результаты необходима целостная система способов работы учителя, которая должна включать учебное сотрудничество, безотметочное оценивание, дискуссионные формы, пробу и поиск. Именно на эти способы и формы работы необходимо опираться при конструировании и использовании в образовательном процессе системы проектных задач.

8. Основной принцип построения деятельностной технологии – цикличность разворачивания образовательного процесса, в котором выделяется 3 цикла: пятилетний, годовой и тематический.

9. Пятилетний цикл с выделением стабильного и переходных (рефлексивных) этапов в образовании младших школьников ( 1, 2 – 4,  5 классы)

Переходная фаза

(фаза «запуска»)

1 класс

(6 – 7 лет)

Основная фаза

(решение системы учебных задач)

2 – 4 класс

(8 – 11 лет)

Переходная фаза

(рефлексивная)

5 класс

10.    Годовой цикл занимает особое место в работе учителя, он включает фазу запуска, фазу решения учебных задач, рефлексивную фазу.

 

 Фаза запуска

сентябрь

Фаза решения  учебных задач

октябрь-апрель

Рефлексивная фаза

апрель-май

11. Фаза запуска приходится на сентябрь. Она нужна для того, чтобы сами учащиеся с одной стороны оценили свои стартовые возможности для дальнейшего изучения предмета и произвели их коррекцию, с другой стороны, определили границу своих  знаний, наметили направления дальнейшего поиска и перспективные задачи начинающего учебного года.

  Для организации этой фазы учебного года целесообразно изменить подход к составлению расписания учебных занятий на сентябрь – перейти на концентрированное обучение, выделив три этапа работы:

 1.  первая неделя (8 – 10 ч.) – проведение стартовой работы, определение проблем учащихся и объема коррекционной работы, постановка задач на текущий учебный год.

 2. вторая и третья недели – самостоятельная работа учащихся дома над выявленными на первой неделе проблемами и трудностями. На этом этапе обычные уроки по данному предмету для всего класса не проводятся. Вместо этого выделено время и место для уроков-консультаций, т.е. ответов на вопросы учащихся, и для уроков-мастерских, т.е. уроков помощи учащимся по их запросу.

3. четвертая неделя (2 ч.) -  урок-презентация, в котором учащиеся сначала предъявляют классу результаты своей самостоятельной работы, а потом выполняют задания на оценку учителя.

    Таким образом, в ходе первой фазы учебного года каждый учащийся строит свою индивидуальную систему коррекционной работы над проблемами и трудностями предметного содержания, а класс в целом ставит новые задачи, которые предстоит решать в текущем учебном году, и фиксирует их в специальной «карте знаний», которая постепенно заполняется, преобразуется в ходе учебного года.

12.  С октября начинается вторая фаза учебного года – последовательная постановка и решение учебных задач в соответствии с «картой знаний».

Единицей анализа и планирования является не урок, а период, включающий постановку и решение учебной задачи. Но учитель каждый день должен идти на урок и работать с детьми от звонка до звонка. Поэтому, с учетом такого подхода уроки по месту в цикле делятся на вводные (постановочные), уроки решения учебной задачи и уроки конкретизации открытого способа действия.

13. третья фаза начинается со второй половины апреля и состоит из нескольких этапов.

- подготовка и проведение итоговой проверочной работы (проектной задачи);

- анализ и обсуждение ее итогов;

- подготовка и проведение демонстрации личных достижений учащихся за год.

Результаты года должны быть предъявлены самому ученику, родителям, администрации. С этой целью на данном этапе уместно использовать «портфель» ученика и публичную демонстрацию достижений класса за прошедший учебный год.

14. Таким образом, только при системных  изменениях начальной школы, в которые естественным образом вписываются проектные задачи, можно достичь необходимых результатов для дальнейшего развития проектной деятельности в подростковой школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектные задачи В начальной Школе.

Слайд 2

Проблема: Поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования . Решение: Через организацию проектной деятельности.

Слайд 3

Проектная деятельность способствует: обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения; реальному применение знаний.

Слайд 4

Прообраз проектной деятельности Проектные задачи

Слайд 5

Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Слайд 6

Способности: Рефлексировать Целеполагать и планировать Моделировать Проявлять инициативу при поиске Вступать в коммуникацию

Слайд 7

Название этапа Сроки Ученик Педагог 1. Подготовительный Формулирование основополагающего и проблемного вопросов. Создание проблемной ситуации. 2. Проектировочный Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки. Координация работы. 3. Практический Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. Координация работы. 4. Контрольно-коррекционный Самооценка. Координация работы. 5. Заключительный Представление (презентация) проекта. Координация работы. Создание портфолио проекта. Для организации наиболее эффективной работы над проектной задачей возможно использование следующей таблицы.

Слайд 8

Цикличность образовательного процесса: Пятилетний цикл; Годовой цикл; Тематический цикл.

Слайд 9

Пятилетний цикл: Переходная фаза (фаза «запуска») 1 класс (6 – 7 лет) Основная фаза (решение системы учебных задач) 2 – 4 класс (8 – 11 лет) Переходная фаза (рефлексивная) 5 класс

Слайд 10

Годовой цикл: Фаза запуска сентябрь Фаза решения учебных задач октябрь-апрель Рефлексивная фаза апрель-май

Слайд 11

Фаза запуска 1. первая неделя (8 – 10 ч.) – проведение стартовой работы, определение проблем учащихся и объема коррекционной работы, постановка задач на текущий учебный год. 2. вторая и третья недели – самостоятельная работа учащихся дома над выявленными на первой неделе проблемами и трудностями. 3. ч етвертая неделя (2 ч.) – урок-презентация, в котором у чащиеся сначала предъявляют результаты работы, а потом выполняют задания учителя на оценку.

Слайд 12

Постановка и решение учебных задач Уроки: в водные (постановочные); у роки решения учебной задачи; у роки конкретизации открытого способа действия.

Слайд 13

Рефлексивная фаза подготовка и проведение итоговой проверочной работы (проектной задачи); анализ и обсуждение ее итогов; подготовка и проведение демонстрации личных достижений учащихся за год.

Слайд 14

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логические задачи для начальной школы

логические задачи для начальной школы...

Проектные задачи в начальной школе

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно ...

Занимательные задачи в начальной школе

Представлены разнообразные занимаетльные задачи....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Решение проектных задач в начальной школе

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....

Виды задач в начальной школе.

Здесь можно найти виды задач для 1- 2 классов,  3 класса и 4 класса....