сообщение по теме "Здоровьесберегающие технологии" в начальной школе
материал на тему

Козякова Елена Владимировна

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе. Комплекс упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я всех вас рада видеть.

Слайд 2. – слова Сухомлинского

I. Актуальность.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Поэтому  проблема охраны и укрепления здоровья учащихся актуальна.

Слайд 3. Во-первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. По данным медиков, 29,7% приходящих в школу детей имеют первую группу здоровья.

Во-вторых, для современной системы образования характерно постоянное увеличение и объёма учебного материала, и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка.

В-третьих, переход от необязательного, нерегламентированного обучения, свойственного дошкольному детству, к систематическому обучению вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так далёкое от оптимального.

Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Актуальной является проблема внедрения здоровье сберегающих технологий в начальной школе.

Цель здоровье сберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Слайд 4 – внутришкольные  факторы.

Слайд 5 – факторы риска.

  • Слайд 6.  Методика Владимира Базарного
  • Базарный Владимир Филиппович- доктор медицинских наук, руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Московской области.
  • Уже 30 лет он исследует состояние здоровья детей в школе. Офтальмолог по образованию, он обратил внимание на ухудшение здоровья ребенка при начале  обучения в школе. Сначала его внимание привлекли факты детской близорукости и чрезмерное склонение детей при чтении и письме.
  • Чрезмерно низкое склонение при письме имеет отрицательное влияние на весь организм школьника: ухудшается зрение, нарушается осанка со всеми вытекающими последствиями- появляется смещение внутренних органов, ухудшается работа сердечно-сосудистой системы. Малая двигательная активность во время урока приводит к расслаблению мускулатуры, в том числе и мышц стопы, что ведет к плоскостопию.
  • В.Ф.Базарный на основе многолетних наблюдений и исследований в школе создал методику школьного обучения в нач. классах.
  • Слайд 7. 1. Бумажные офтальмотренажеры
  • • Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.
  • • На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и т.д.). Толщина линий – один сантиметр.
  • 2. Пирамидки
  • Детям предлагаются следующие задания:
  • 1) Найди глазами две пирамидки.
  • 2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и т.д.
  • 3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и т.д.?
  • 4) Сколько всего колец у пирамидок?
  • 5) Сколько всего колпачков?
  • Слайд. 8 . 3. Тарелки
  • с разноцветными кружками
  • Детям предлагаются следующие задания:
  • б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
  • в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках?
  • г) Сколько всего кружков?
  • Для выполнения тренажей с помощью зрительно-двигательных траекторий на стенах выше уровня глаз размещены плакаты размером 0,6х2,0 м с изображением фигур: овал, «восьмерка», волна, спираль (толщина линий 1 см). По просьбе учителя дети встают и изображают глазами, как кружится листочек, плывет по волнам кораблик, вьются снежинки и т.д. Глазки «пробегают» спираль или «восьмерку», тренируются.
  • С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:
  • вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.
  • Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.
  • Благодаря этим упражнениям у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовые функции.
  • Кроме того, учитывается материал психологического воздействия цвета на ребенка.
  • Предлагаю некоторые рекомендации по использованию цветов на уроках:
  • а) русского языка – желтый цвет (стимулирует зрение);
  • б) математики – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает);
  • в) литературного чтения (и на других предметах) – зеленый цвет (снимает переутомление).
  • (См. приложение № 4)
  • 1. Какие функции имеет каждый цвет?
  • • Желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.
  • • Зеленый – улучшает настроение, успокаивает.
  • • Голубой – улучшает настроение.
  • • Красный – возбуждает, раздражает.
  • • Коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сонливость, депрессию.
  • • Черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли.
  • • Белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему.
  • Презентации, таблицы, схемы необходимо выполнять или в основных цветах: красный, синий, жёлтый, или в последовательности: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий , фиолетовый. Менять местами цвета нельзя.
  • Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного школьника  огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения.
  • Дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.
  • В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это высшая свобода моторики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье.  Сильное впечатление производит на меня идея В.Ф.Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём изображается сельский пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето.
  • А как же использовать зрительно - пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического  материала. Предъявляемый дидактический материал может быть  маленьких размеров (раньше нам запрещали его использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
  • Способствует расширению зрительно - двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.
  • При использовании  технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение  показателей  заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и  педагогическом  коллективах, активное  приобщение родителей школьников к работе по укреплению  их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых  целенаправленно  занимаются здоровьем  своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию  В. Ф. Базарного как здоровьесберегающую

Слайд 9. Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.

 Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. 

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития обучающихся.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации .У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики  активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения
      Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач

Создание благоприятного психологического климата на уроке. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.

Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности.

 Слайд 10-11. Анализ научно-методической литературы позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих  технологий.

  • Правило 1. Правильная организация урока
  • Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:
  • а) показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
  • б) проявлением и тренировкой познавательной активности;
  • в) показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
  • Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
  • Организация урока должна обязательно включать три этапа:
    -  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
    -  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
    -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
    Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
  • Правило 2. Использование каналов восприятия
  • Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
    -
    левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический
  • стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
    -
    правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
    -
    равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
  • На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие;     - визуальное восприятие;
    - кинестетическое восприятие.
  • Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех обучающихся  языке, облегчив процесс его запоминания.
  • Правило 3. Учет зоны работоспособности  обучающихся
  • Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели.     Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
  •  Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
  • При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний  обучающихся  в течение урока такова:
  • 5-25-я минута — 80%;
  • 25-35-я минута — 60-40%;
  • 35—40-я минута — 10%.
  • Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы дети  заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
  • Отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

- нестандартные уроки        

Уважаемые коллеги! Вопрос здоровьесбережения на занятиях поднимается в нашей педагогической работе много раз. Все мы понимаем, что это важно. Но где время? Да, я с вами, абсолютно согласна, времени на занятиях не хватает катастрофически! Поэтому мне бы хотелось сегодня взглянуть на этот вопрос с другой стороны и на мастер-классе говорить о здоровье сбережении не для того,  чтобы вы об этом узнали, а для того чтобы сказать: "Каждый из вас, почти на каждом своем занятии, занятии активно использует здоровье сберегающие методы, хотя порой и не догадывается об этом". А по-другому и быть не может.

Для решения этих задач педагог должен выйти из привычных для себя ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы группы и каждого ученика, мотиватора, консультанта тренера, психотерапевта.

Жизнь по-разному можно прожить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя спать.

Вовремя делать гадости

А можно и так:

На рассвете вставать и,

Помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям!

А как подарить его людям, если его нет в тебе? Солнце - это добро, свет, любовь, стремление отдавать себя людям, распахнуть навстречу им свою душу, это радость общения, это сама жизнь... А радоваться жизни может только здоровый человек.

Наша работа характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным  напряжением, стрессами. Проблема здоровья педагогов имеет определённую специфику. Какое отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни?

Нездоровый педагог не может обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так  как  в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления  синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье обучающихся.

Предупредить болезнь – всегда легче, чем её потом лечить. Профессиональных деформаций, «выгорания», стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий.

Слайд 12.  С чего начать? Предлагаю начать с утреннего настроя на работу:

Рано утром я встаю(Потянулись, руки вверх!)

Бога я благодарю

Солнцу, ветру улыбаюсь (Улыбнулись все друг другу!)

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь по утру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

Итак, здоровье начинается с утреннего настроя на работу.

Предлагаю: все приёмы, используемые сегодня, разместить на  дереве здоровья в виде цветка. Надеюсь на вашу помощь!

Здоровье сберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, разработки технологии и диагностических процедур оценки качества занятия .Занятие – главная составная часть образовательного процесса. Для учащегося – это сложная работа, 40 минут сосредоточения, внимания и напряжения, где часто наблюдается физическая усталость

Занятие, которое начинается рано утром,  после звонка можно начать с 3-х минутной утренней зарядки. Она сгонит остатки сна и придаст бодрости, оптимизма.

Пример, «Зимняя зарядка»

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег - хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Мы теперь метатели -
Бьем по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на занятии, провожу эмоциональную разрядку (Как я рада вас видеть!), строго слежу за соблюдением обучающихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение занятия.

Слайд 13. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала занятия или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся группы. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение педагогу, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Для этого использую музыкальное сопровождение. Упражнения выбираю, учитывая специфику предмета – работа с компьютером, с элементами самомассажа. Я их называю «оживлялками».

Вот упражнение для глаз используемое на занятиях.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим  по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Школа», «центр», «дорога», «дом».

За окном у нас видны.

Вдаль теперь ты посмотри.

Что ты видишь там в дали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз –

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!

И работу продолжать!

Игра «Метелки». Организуют после нагрузок, требующих как зрительного напряжения, так и статико-динамических напряжений мышц кисти. Учащиеся выполняют частое моргание, проговаривая текст: “Вы, метелки, усталость сметите, мы еще заниматься хотим до звонка. Глазки нам хорошо освежите, в учебный мир окунуться пора”. Проговаривание сочетают с быстрым (для снятия статического напряжения) сгибанием-разгибанием пальцев, кистей. Длительность выполнения 6—8 сек., повторить 2—3 раза.

«Бег глазами». Если на кончик указки прикрепить искусственную бабочку, то можно отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе педагога обучающие начинают « пробегать» глазами по заданной траектории. Упражнение выполняется стоя.

Играя в «Аиста», использую упражнения корректирующие осанку.

Спина прямая, руки на поясе. Плавно и медленно поднимаем правую, то левую ногу, согнутую в колене. И также плавно опускаем. Следим за спиной.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногой, снова – левою ногой.
После – правою ногой, после – левою ногой.
И тогда придешь домой.

В процессе обучения значительная нагрузка приходится на нервно-психическую сферу учащихся. Поэтому профилактика психических переутомлений и невротических реакций на занятии представляется необходимой. С этой целью часто применяю дыхательные упражнения. Правильно выполняемая дыхательная гимнастика дает возможность быстро отдохнуть, успокоиться, управлять своим психоэмоциональным состоянием. Определенные виды дыхания помогают улучшить кровоснабжение головного мозга, повысить умственную работоспособность, уравновесить состояние процессов возбуждения и торможения, сконцентрировать внимание на своем состоянии или предстоящей деятельности.

Ритмичное дыхание с паузой на вдохе или выдохе приводит к периодическому уменьшению содержания кислорода в крови и вызывает ответную стремительную реакцию расширения сосудов. Перед началом упражнений нужно попросить учащихся отпустить пояса, расстегнуть воротнички. Не следует забывать о свежести воздуха в кабинете. Особое внимание педагог должен обращать на самочувствие школьников, осуществляя индивидуальный подход к каждому.

«Зверек». Представили зверька, выглядывающего из норки. Повороты головы налево и направо. На каждый поворот шумный короткий вдох носом. Наш зверёк появился из норки до половины. Повороты туловища влево и вправо. При каждом повороте глубокий вдох.

При возбужденном состоянии обучающихся (например, после перемены), повышенной раздражительности, вспыльчивости рекомендуется выполнять комплекс успокаивающих дыхательных упражнений - когда выдох значительно превосходит по длительности вдох.

«Шарик». Я предлагаю ребятам представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - они делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет один - восемь медленно выдыхают.

Климатические условия той, местности, в которой мы живем, способствуют развитию легочных заболеваний у детей. Отсюда следует, что релаксационные упражнения на дыхание – один из серьезных и необходимых моментов занятия. В данном случае особенно важными являются голос педагога и его внутреннее спокойствие. При этом, максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.

«После грозы»:Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. После дождя блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко. (фон)

Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Действительно, пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. В группах третьего и четвертого года обучения ученики обладают навыками саморегуляции и самомассажа.

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

2. Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

5. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

  • . Во время урока проводить такие упражнения можно только в том случае, если идёт стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.

 Спокойная, а иногда ритмичная музыка (зависит от эмоционального настроя детей или от времени суток, времени года) включается в конце занятия (для перехода к активному отдыху на перемене) и фон убирается лишь со звонком - для продолжения работы.

 Физминутка для преподавателей

Мы сидели и писали,

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули.

Повернулись вправо, влево –

Стало гибким наше тело.

И на стуле скок-скок-скок

Ну как будто колобок!

А теперь попляшут ножки:

 Побежали по дорожке.

Ножки вытянем вперёд,

Влево, вправо поворот.

Чтоб сильнее мышцы стали,

Поработают суставы.

Ножки выше поднимаем

И в коленочках сгибаем.

Подбородком потянулись

И друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем.

Мастер-класс наш продолжаем!

         «А кто переставил мой цветок?!», -

неожиданно отвлекаю от  работы вопросом начинается круговое вращение головы, мышц шеи, глазного яблока у обучающихся. Вот и ещё один пример физкультминутки.

Современное занятие характеризуется большой интенсивностью,  требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, отсюда быстрая утомляемость школьников. Поэтому использование в работе с учащимися релаксационных упражнений является важным моментом сохранения здоровья детей и воспитания бережного отношения к нему.

        Что же такое релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.

        Цель проведения релаксации – снятие напряжения, возможность дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала.

        Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, упражнения, не требующие запоминания учебного материала.

        В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Все это происходит на фоне приятной медленной музыки.

        1-й этап. Сядьте удобно и расслабьтесь.

        2-й этап. Осмотрите все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Желательно при этом закрыть глаза.

        3-й этап. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.

Примеры  релаксации 1. «Сожми кулачок»

        Вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять.  Вы сжимаете кулаки все крепче и крепче… и крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают дрожать…  Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…

2. «Чудесная полянка»

        Представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

Профилактико-восстановительные физические упражнения для глаз. Можно воспользоваться советами йогов .Рекомендуемые ими упражнения помогут сохранить зрение в хорошем состоянии. Эти упражнения при регулярном их выполнении укрепляют глазные мышцы, увеличивают циркуляцию крови в органе зрения, а значит улучшают его питание.

Упражнения для глаз

  1. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.
  1. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.
  2. Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрытьглаза.
  3. Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.
  4. Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затемсменитьнаправление.
  5. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
  6. Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.
  7. Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 – 35 см, затем на предмет вдали.
  8. Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)
  9. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии.Начальная школа 21 век.

В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели: - развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и  логическ...

Календарно-тематическое планирование по технологии "начальная школа XXI век" по ФГОС

Календарно-тематическое планирование по технологии "начальная школа XXI век" ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по технологии. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по технологии для 3 класса. Составлено по учебнику Лутцевой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...

Рабочая программа по технологии "Начальная школа ХХI век" 1-4 класс

Рабочая программа "Начальная школа ХХI век" технология 1-4 класс...

Рабочая программа по технологии «Начальная школа XXI века» 2 класс

Программа разработана на основе:- авторской программы  Е. А. Лутцевой «Технология» и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»...