Гиперактивные дети. Трудности и преодоления.
статья на тему

Бардышева Марина Вадимовна

Статья об особенностях развития и обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ.

Бардышева Марина Вадимовна

МАОУ СОШ № 1 г Тамбова

«Из человеческого образования нельзя

исключать никого, кроме нечеловека»

Ян Амос Каменский

      За последние 20 лет число  учащихся начальной школы,  не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы,  возросло в 2 - 2,5 раза. По данным НИИ детства наблюдается рост числа детей со стёртыми нарушениями развития. Они не имеют выраженных сенсорных отклонений и грубых нарушений интеллектуального и речевого развития, но испытывают стойкие трудности в обучении и адаптации к школе. Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам оказываются не в состоянии за отведённое время и в необходимом объёме усвоить программу, колеблется от 30% до 40% . Увеличение числа таких детей отмечается во всём мире. Их обучение и воспитание – сложная социальная и педагогическая проблема. От решения этой проблемы зависит подготовка детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной активной общественно полезной жизни.

         В зависимости от подхода к обследованию этих детей, применяются разные термины для обозначения нарушений в развитии: дети со сниженными способностями к обучаемости, отстающие в учении, дети с задержкой психического развития, «группы риска», педагогически запущенные, соматически ослабленные, нервные и т.п. От 10% до 40% популяции детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).

          СДВГ – пограничное состояние. Половина таких детей к подростковому возрасту трансформируются к норме. Особенность развития психики этих детей в преобладании активности над возможностями контроля этой активности. Нейтрализовать повышенную активность невозможно. Коррекция сводится к организации строго регламентированных условий, в которых ребёнок реализует эту активность.

         Основное психическое образование младшего школьника – произвольность. С первого дня обучения в школе повышенные требования предъявляются именно к тем свойствам, которые у детей с СДВГ нарушены. Особенности  внимания, памяти, повышенные отвлекаемость и утомляемость, слабость самоуправления – все эти неустранимые характеристики начинают играть роковую роль в судьбе детей. Такие дети оказываются не в состоянии обучаться наравне со здоровыми сверстниками.

         Коррекционная работа очень трудоёмка, нередко тяжела для ребёнка и часто малоэффективна. Одна из основных характеристик любого развития, в том числе и  дефективного, - необратимость. Человека нельзя перепрограммировать, как компьютер. Дети с проблемами в развитии требуют особого подхода, но отношения такого же, как к детям с нормальным развитием.

        Специфика обучения детей с СДВГ основана на реализации таких принципов, как:

               - комплексность

               - системность

               - поэтапность

          Такие дети нуждаются в специальном охранительном режиме. Заключается он в дозированности учебного материала, в частой смене видов деятельности, в проведении физкультминуток разной направленности, в применении здоровьесберегающих технологий. Распорядок дня  детей с СДВГ должен устанавливаться с учётом их повышенной утомляемости. Целесообразна работа в первую смену по режиму продлённого дня с организацией горячего питания,  дневного сна (до третьего класса включительно) и необходимых оздоровительных мероприятий.

        Серьёзной проблемой при обучении детей с СДВГ является наполняемость классов. Дети с такими особенностями развития легко знакомятся, но не могут поддерживать отношения. Большая наполняемость класса приводит к переутомлению, эмоциональной неустойчивости, агрессивным реакциям. Более комфортно такие дети чувствуют себя в разновозрастной группе из 9 – 10 человек.

        Специфика интеллектуальной деятельности этих детей – ярко выраженная цикличность. Время продуктивной произвольной работы 5 – 15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3 – 7 минут) мозг «отдыхает», накапливая энергию для следующего рабочего цикла. Если интеллектуальная работа ребёнка хорошо организована, продумана и распределена так, что совпадает с активными периодами, то обучение проходит эффективно. При планировании занятий необходимо учитывать ещё одну особенность: чем дольше ребёнок работает, тем короче становятся активные периоды, а время необходимого отдыха увеличивается, пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности необходим сон.

Чтобы создать условия для концентрации внимания гиперактивного ребёнка во время его деятельности, необходимо убрать лишнее из его поля зрения. Любые старания такого ребёнка и даже слабые попытки что-то сделать по просьбе взрослого, необходимо сразу поощрить, даже если они не имеют ожидаемого результата.

          Все многочисленные рекомендации физиологов, психологов и других специалистов, занимающихся проблемой развития детей с СДВГ, можно свести к следующему:  коррекционная работа  должна заключаться в реорганизации жизнедеятельности ребёнка с СДВГ. Необходимо задействовать только нормально созревающие мозговые функции. На ослабленные и дефицитные психические процессы должна приходиться минимальная нагрузка, что в результате позволит обеспечить полноценное психическое развитие личности ребёнка. Среди гиперактивных детей много талантливых и успешных в будущем людей, которые принесут пользу обществу, будут иметь свои семьи, найдут свой путь в жизни.



Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты проблемы обучения

двуязычных детей.

В нашей школе обучается много детей из нерусских семей. Нельзя отрицать существование проблем при их поступлении в школу.

В науке считается, что двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки.

Почему же тогда столько трудностей  возникает у нас?  

Думаю, вы со мной согласитесь, решающим фактором успешности обучения таких детей является уровень владения русским языком.

 А главным критерием, влияющим на процесс овладения языком, является возраст.  Если ребенок усваивает оба языка в возрасте до трех лет, то в 6 лет он уже активно и полноценно использует язык в игре и социальном общении со сверстниками.

Специалисты отмечают, что критическим периодом в освоении второго языка является возраст от 8 до 11 лет, так как в это время возрастает предвзятость (критичность) восприятия чужой культуры, заметно снижается «естественность» овладения языковыми конструкциями, и снижается возможность хорошего качества овладения фонетикой чужого языка.

      Наибольшую тревогу у нас вызывают  дети из цыганских семей.  В школу они приходят  как раз в таком «критическом» возрасте. Дошкольные учреждения дети не посещали, в семье общались только на родном языке.  Словарный запас некоторых ограничивается двумя-тремя десятками слов. Наши программы и учебники рассчитаны на русскоязычных детей. Естественно, двуязычный ребенок часто оказывается не в состоянии понять содержание текста. Лишены они и помощи родителей, поскольку их родители обычно знают русский язык еще хуже. В этих семьях не уделяют внимания речевому развитию ребенка, не планируют, на каком языке общаться с ребенком, смешивают языки.

Из-за недостаточного словарного запаса дети на уроках  молчат (не отвечают на вопросы, уклоняются от всякого общения, даже со сверстниками). На переменке,  до и после занятий  переходят между собой на родной язык.

Из-за речевых проблем (путают окончания, предлоги, личные местоимения), даже  при  развитом словарном запасе, не могут описать предмет, назвать его признаки. Не могут подобрать слово по смыслу, продолжить предложение, отгадать загадку, понять пословицу.

    Эти обстоятельства вызывают трудности при обучении детей не только русскому языку, но и всем остальным предметам.

        В моём 3 Д классе сейчас обучается Оглу Золушка. Все перечисленные сложности нам с ней знакомы не понаслышке. В первом классе понадобились ежедневные индивидуальные занятия(15-20 мин) по развитию речи. Начинали мы с названий и описаний бытовых предметов, учили стихи А.Барто, детские считалочки, потешки, песенки, разгадывали детские кроссворды, составляли рассказы по серии картинок, ходили в библиотеку «почитать» сказки. Много полезных упражнений нашли в пособии «Рабочая тетрадь дошкольника».

(демонстрация работы с пособием)

        Большим подспорьем стали дидактические игры «Съедобное-несъедобное», «Я знаю пять названий…», «Чёрное-белое» (назвать антоним), «Города», «Словесный серпантин», «Дежурная буква». При организации игр моей задачей было продумать цели игры (скрытую учебную и открытую игровую), дать образец нужной словесной формы, заинтересовать. Через минуту от желающих поиграть не было отбоя, если у Золушки возникали трудности, ей помогали. Мне оставалось не прозевать момент нужного окончания игры, удивиться результатам и разделить радость общения.

          Соня Курова и Настя Бучнева помогали Золушке выполнять  задания на дом. В этом году «тьютором» Золушки стала наша новенькая – Садкина Яна. Сейчас Золушка неплохо читает, понимает смысл прочитанного, пересказывает, пишет под диктовку. Речевых и грамматических ошибок становится меньше. Она может ответить на вопрос учителя, построить сложное высказывание, выразить своё отношение. Не получается у нас пока освоить в нужном объёме программу по  математике, за первую четверть у Золушки «два».   Но даже небольшие её успехи на уроках мы старались и стараемся отметить.

         Очень дорого ценю её желание общаться с детьми и со мной. Откладываю любые отчёты в сторону, если слышу: «Я хочу с Вами просто поговорить...»  или: «Рассказать Вам про моего щеночка?»

                          Ну, конечно же, рассказать! А как по-цыгански  «щенок»?    

                          А он какой? У него есть будка? Чем ты его кормишь?..

         Я пришла к выводу, что обучение таких детей необходимо начинать с повышения их уровня владения русским языком. Важно продумать систему посильных заданий, вызвать интерес к русскому языку, дать возможность активно включиться в деятельность и общение.

     Убеждена, что, несмотря на все сложности, дети-билингвы, сталкивающиеся с двумя различными стилями мышления и восприятия мира, в дальнейшем могут оказаться наиболее адаптированными к постоянно меняющемуся миру. Моя Золушка, без сомнения, станет ПРИНЦЕССОЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гиперактивные дети. Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми».

Статья содержит рекомендации для родителей по работе с гиперактивными детьми...

Родительское собрание в 1 классе по теме "Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей"

Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей.Родительское собрание.1 класс. Задачи:1.     Дать родителям знания о психологических особенностях гиперактивных де...

Гиперактивность.Рекомендации родителям гиперактивных детей

Материал содержит рекомендации родителям гиперактивных детей....

Школьные трудности гиперактивных детей

Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособ...

Трудности обучения в школе гиперактивных детей.

Симптомы гиперактивности, школьные трудности и пути исправления ситуации....

Гиперактивность и гиперактивные дети

          В статье поднята проблема гиперактивности детей, рассмотрены причины возникновения гиперактивности, правила работы с ними в условиях начальной школы....