Главные вкладки

    Статья. "Формирование нравственно - эстетических ценностей в процессе обучения" Из опыта
    статья на тему

    Сурикова Ирина Николаевна

    Статья сопровождается презентацией о том, как в процессе обучения реализуется формирование ценностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование нравственно – эстетических ценностей в процессе обучения учащихся.

     Из опыта работы

    «Детство есть великая пора жизни,

    когда кладётся основание всему

     будущему нравственному человеку»

    Школа как учреждение, призванное обучать и воспитывать детей и молодежь, существует сегодня в тяжелейших условиях. «Знаками беды» нашего сегодняшнего дня, по мнению  психологов и педагогов, являются складывающаяся на наших глазах идеология потребления, культа денег, снижение престижа и уровня знаний и образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и особенно американской культуры. В этой ситуации у детей и молодежи формируется неприятие таких извечных нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм.

    В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка, – в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребенку сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного, слышит недостойные людей слова, а с экранов «телевизоров», которые стали для многих наших детей единственным «окном» в мир, его «учат жить» туповатые уродцы, семейка Адамсов и, в лучшем случае, Бэтмэн? Не будем разбираться в причинах и искать виноватых, подумаем лучше о том, как противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель.

    Результат нравственного и эстетического воспитания,  – «подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре», «…к тому, чем живет Родина, ее люди».

    Традиционная школа прекрасно умела учить, передавать знания. И ее наработки в этом вопросе  не надо выбрасывать, как мы делаем очень часто сегодня, необоснованно и необдуманно подчиняясь моде на «инновации» и неуемному зуду реформаторства. Вооружить детей прочными знаниями – задача школы и сегодня. На этом основании строится любая дидактическая система, в том числе и развивающая. Но одного этого для развития мало, тем более – для развития личности, ее образования. Поэтому репродуктивный метод работы учителя, соответствующая структура традиционного урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление, авторитарная позиция учителя, – хороши и оптимально соответствуют цели научения, передачи знаний. Но для решения задач образования личности, ее развития этого недостаточно.

    Всякое строительство, а значит, и развитие, в том числе личностное, начинается с закладывания фундамента. Фундаментом развивающейся личности являются знания того, что до ее прихода в мир выработало человечество, к которому она, эта личность, принадлежит. Это и знания, и нравственные ценности, опираясь на которые жило человечество, сохраняясь как вид, т.е. оставаясь человечеством. Нравственные ценности – это знания с личностным отношением к ним, нравственные понятия, принятые человеком, ставшие его убеждениями, которые, как говорят психологи, есть осмысленные и прочувствованные личностью знания нравственных норм, ставшие основой поведения человека. Значит, школа должна не только познакомить детей с общечеловеческими нравственными ценностями, но и организовать педагогический процесс принятия их и закрепления в поступках учащихся.

    Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего, в процессе обучения.  Теперь самый главный вопрос для учителя – как организовать такую учебную деятельность, чтобы она была развивающей, в том числе и нравственно, образовательной и воспитывающей Человека и Гражданина?

    Задача нравственного и эстетического воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Ведь в жизни очень важно, чтобы дети не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными.

    Урок литературы – это обретение детьми системы знаний, методов анализа, нравственных и этических норм и правил как ориентиров в жизни», – утверждает современный философ и педагог В.А. Разумный. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.

     Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания, формирует их положительные нравственные эмоции

    Систему нравственного воспитания, которая  реализуется на уроках литературного чтения  видно из таблицы (см. Таблицу № 1 ), по которой после чтения того или иного произведения можно проследить нравственные представления учащихся путем осмысления ими основных личностных качеств человека: интеллектуальных, волевых, эмоциональных; качеств, характеризующих отношение человека к другим людям, к себе, к Родине и государству, к добру и злу; стремления человека к добру и свободолюбию; особенностей русского национального характера, его патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма.

     (Приложение 1)

    Система формирования нравственных представлений
                                  и нравственных качеств ребёнка.

     

    Нравственные представления и качества

    Любовь к природе родного края 

     

     Родной дом, родители, малая родина 

     Народные черты: сметливость, талантливость, щедрость, душевность 

     Любовь к Родине, осознание её культурных традиций, защита её духовных ценностей 

    Патриотизм

     

     (Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»;
    А. С. Пушкин «...Под голубыми небесами...»,
    А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...».

     (И. З. Суриков «Детство»;

    Ответственность за красоту природы, за животных и птиц 

    (Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; В. Ю. Драгунский «Он живой и светится...».

     

    П. П.  Бажов «Серебряное Копытце»)

    Защита Родины — великая традиция нашего народа 

     
    С. Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берёз?..»;
    Ю. И. Коваль «Чистый двор»)

    Гуманизм,

    человечность, великодушие, сердечность, милостливость, добродушие

    Сострадание, сердечное отношение ко всему живому   
    И. А. Крылов «Чиж и голубь»;
    Л. Н. Толстой «Лев и мышь»)

    Сердечность, забота друг о друге 
    В. А. Осеева
     «До первого дождя».

    Милостливость, безусловность материнской любви 

     В. П. Астафьев «Белогрудка»)

    Добродушие, юмор 
    В. В. Голявкин «Как я под партою сидел», В. Ю. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

    Великодушие

    (П. П.  Бажов «Серебряное Копытце»;
    Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

    Наказание за чёрствость и эгоизм, награда за сердечность и доброту (русская народная сказка  «Баба Яга»;
    А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    Самопожертвование в любви, жертвенность 

     Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»)

    Вера в победу добра, в великодушие человека 
    К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»);

     

    Героизм,отвага, верность

    Решительность, настойчивость 
    (русская народная сказка «Лиса и заяц».

     

    Смелость как преодоление страха 

    (Л. Н. Толстой «Прыжок»)

    Верность в дружбе
    (В. Ю. Драгунский «Друг детства»;
    Я. Л. Аким «Друг»;
    Л. Н. Толстой «Лев и собачка»); М. Хонинов «Сказка про обиду»

    Способность на поступок 

    Б. Сангаджиев.

    «Ночью в степи»

    Основа героиз-
    ма — любовь к Родине, родному народу
     

     былины

    Отвага, благородство, честь 

    Б. Сангаджиев.

    «Ночью в степи»

    Два товарища - басня

    Долг, ответственность

    Долг перед родными и близкими. Ответственность за слабого 
    Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»;
    В. А. Осеева «Сыновья»)

    Ответственность за другого 

    (русская народная сказка «Гуси-лебеди»;
    Л. Н. Толстой «Прыжок»;
    Я. Л. Аким «Мой верный чиж»)

    Ответственность за свою судьбу 

    К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»; 

    Э. Н. Успенский «Неудачник»)

     

    Долг и ответственность за тех, кто поверил тебе 

    (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»;
    А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

    Сплочённость, коллективизм

    Забота и помощь в семье

    (Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»; В. Осеева «Хорошее»)

    Дружба, дружеские отношения 

    (С. Я. Маршак 
    «Друзья-товарищи
    »; 
    В. А. Осеева
     «До первого дождя»)

    Преодоление личного эгоизма в дружбе и любви 

    «Подружки»

    Общинность русского мира и сознания
    (П. П.  Бажов «Серебряное Копытце»;
    К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»;  

    Народ и человечество как единый коллектив, сплочённость людей, стремление к справедливости 
    А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

    Совесть,
    совестливость

    Бессовестность

    (русская народная сказка «Лиса и козёл»

    Формирование совестливости через внешнее моральное требование

    Л. Н. Толстой («Косточка», «Старый дед и внучек»)

    Стыд за плохой поступок, формирование самооценки.

    Х. Сян – Белгин «Два обманщика».

    Формирование самооценки, самоконтроля

    Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

    Нравственная норма как мотив поведении
    К. Г. Паустовский «Заячьи лапы»;

    Я помогаю детям осознать и пережить ошибочность или безнравственность не только поступки литературных героев, но и осознавать свои поступки.

    Начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных  на интересах детей. При этом следует объяснять увлекательно, почти играя, «в четверть часа» (чтобы не наскучить). Интегрированные уроки также имеют место в учебно – воспитательном процессе, которые направлены на углубление взаимосвязей между предметами. 

    О гуманном отношении велась беседа на уроке русского языка, где показывалась значимость нужность той или иной профессии человека. Был сделан вывод о том, что человека любой профессии нужно уважать: будь то президент или дворник.

    Немаловажным звеном в эстетическом воспитании школьника является воспитание восприятия прекрасного в жизни. В этом отношении ничто не может принести большей пользы, как окружающая нас природа, которая является вечным источником добрых чувств. Недаром Сухомлинский считал природу средством эстетического воспитания.  Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. И не случайно в учебном и воспитательном процессах общению ребенка с природой отводится видное место. Уже с первых дней в школе происходит знакомство детей со школьным садом например при проведении экскурсии, где учащиеся учатся видеть красоту природы. Известная и достаточно абстрактная формула: «чтобы любить природу, нужно ее знать» - приобрела четкое выражение. Поэтому знакомимся с цветами, деревьями, птицами, животными в беседах на уроках окружающего мира.  Любовь к природе должна формироваться  как чувство деятельное, поэтому прогулки и экскурсии должны стать школой любви и активного отношения к природе. Планета заболела, мы тоже можем быть полезными природе – такое направление имел интегрированный урок математики и окружающего мира, который направлял учащихся взглянуть на природу другими глазами, что окружающая среда не везде прекрасна, что она под угрозой.

    О таких нравственных понятиях, как дружба, взаимовыручка, толерантность ребята в очередной раз рассуждали на уроке внеклассного чтения по прочитанным рассказам и стихам, давая оценку поступкам и делая выводы о том, все мы разные, но все мы люди. О толерантном отношении.

    Воспитательный процесс способствует осознанию детьми нравственной стороны поведения и отношений, что позволяет формировать нравственную оценку и самооценку. Каждый ребенок имеет возможность попробовать себя в разных социальных ролях. Этому способствует система самоуправления и самообслуживания в классе дает возможность каждому ученику проявить свои нравственные качества по отношению к своим товарищам - распределение обязанностей в классе.

    Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Участвуя в конкурсах и соревнованиях различного уровня, мои учащиеся не только проявляют свои лидерские качества, достигают поставленной цели, но и развивают умение работать в коллективе, учатся поддерживать друг друга .

    Внеклассная работа, направленная на создание эмоционально и психологически комфортной среды обучения, является немаловажным фактором для повышения мотивации и интереса к учению. 

    Становление и развитие детского коллектива, формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога.    

    Классные часы по проблемам нравственности: «Мои нравственные ценности»; «Основы дружбы».; «Посеешь привычку – пожнешь характер».; «Не позволяй душе лениться».; «Умей сказать нет».; «В человеке все должно быть прекрасно»; «Россия – страна многонациональная», «Три ступени, ведущие вниз»; «Жизнь без вредных привычек»; и другие. Все воспитательные мероприятия направлены на формирование у ребят отзывчивости, взаимной ответственности, безопасности, защищенности, что позволяет каждому ученику ощутить собственную значимость.

    Формированию приоритета знаний в жизни школьников  способствовали предметные недели, в которых активно участвовали мои ученики.

    Все вопросы нравственно - эстетического воспитания, которые касаются формирования разнообразных моральных качеств, решаю комплексно, реализуя принцип всестороннего и гармонического развития личности ребёнка. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. От класса к классу с увеличением объёма знаний углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе постепенно вводятся такие понятия, как доброжелательность и справедливость, товарищество и дружба, коллективизм и личная ответственность за общее дело. Работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения в начальной школе и продолжается на II и III ступени обучения.

    Домашняя обстановка и отношения в семье также оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Именно поэтому в классе большое внимание уделяется работе с родителями. Я привлекаю родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, что позволяет  наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, приучает родителей оказывать детям помощь и поддержку в процессе их обучения.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

    Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...

    Статья «Формирование духовно - нравственных качеств личности у учащихся начальных классов»

    Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти к угнетателям и чувству товарищества учат  наших дете...

    Нравственно-эстетическое воспитание детей в начальной школе через восприятие живописи посредством игры и вовлеченности в процесс.

    Данный материал  включает в себя  художественно-педагогические разработки, авторские игры и уникальные материалы , направленные на развитие у детей начальной школы чувства красоты и эстетики...

    Статья "Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС"

    Статья "Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС"...

    Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"

    В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной...