Статья "Формирование оценочных умений младших школьников в процессе работы над сочинением и изложением
методическая разработка по русскому языку по теме

Ульянова Елена Юрьевна

Статья опубликована в сборнике РГПУ им. А.И.Герцена 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_konferencii.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Ю.Ульянова

Санкт-Петербург, ГОУ СОШ №301

 aleshka.2010@mail.ru

Галина С. Щеголева

Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Galina89@mail.ru

                                                                                                                                           

ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

НАД СОЧИНЕНИЯМИ И ИЗЛОЖЕНИЯМИ

________________________________________________________________

В статье раскрывается содержание и результаты опытно-экспериментального обучения младших школьников оценочной деятельности при работе над изложениями и сочинениями, выделяются типичные затруднения учащихся при определении достоинств и недостатков текста, предлагаются конкретные пути и методические условия  формирования оценочных умений на уроках развития связной речи.

Ключевые слова: [оценка, оценочные умения, изложение и сочинение, критерии оценки творческих работ, речевые ошибки и недочеты]

Приоритетной задачей школы в настоящее время является реализация идей  федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Одно из направлений повышения качества образования, предусматриваемое в стандарте, связано с совершенствованием оценки образовательного процесса и его результатов. С этой целью разработано специальное пособие «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий»,  в котором раскрываются новые подходы к системе оценки и отмечается, что «оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся»[1,с.9]. Система оценки  должна явиться одним из основных средств не только формирования учебной деятельности, но и воспитания  личностных качеств учащихся. «Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само–и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты»[1, с.9].  

Базовым умением в осуществлении оценочной деятельности учащегося должна стать сформированная готовность к самооценке полученного результата, которая основывается на личных наблюдениях за ходом выполнения ими различных операций. Использование единой и однозначной критериальной основы призвано  создавать у ребенка четкие представления о выполняемой ими  деятельности. Важно при этом, что самооценка  ученика предполагает дифференциацию, т.е. должна «складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания» [2].  

Новый образовательный стандарт  предполагает разработку такой системы оценивания, где будет учитываться динамика образовательных достижений учащихся, что позволит оценить даже небольшие продвижения ученика в образовательном процессе.  Для оценивания сформированности оценочных умений и индивидуального прогресса в их развитии в материалах  стандарта рекомендуется использовать метод наблюдения, метод самоанализа,  фиксировать результаты индивидуальной и совместной познавательной деятельности  в «Листах наблюдений».

Важнейшей составной частью начального языкового образования является работа над развитием речи учащихся. В свете идей нового стандарта коммуникативно-речевые умения рассматриваются как универсальные учебные действия, от владения которыми зависит изучение всех предметных областей. Именно поэтому становится актуальным формирование у младших школьников  способности оценивать свою и чужую речь. Большие возможности для развития оценочной деятельности учащихся открываются при работе над изложениями и сочинениями. Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное.

С целью определения содержания работы по формированию оценочной деятельности, путей и методических условий, обеспечивающих овладение учащимися оценочными умениями  в процессе обучения сочинениям и изложениям, в 2010-2011 году на базе  ГОУ СОШ № 301 г. Санкт-Петербурга проводилась опытно-экспериментальная работа.  

Для диагностики исходного уровня владения оценочными умениями  учащимся 3 класса было предложено написать изложение, а затем проанализировать и оценить одно из изложений, содержащее ошибки и недочеты, касающиеся разных сторон текста (содержания, построения, речевого оформления). Школьники должны были  указать достоинства и недостатки изложения по вопросам:

-  За что можно похвалить ученика, который написал это изложение?

-  Какие   ошибки допустил ученик при написании изложения?  (Найдите ошибку, выпишите её, исправьте и, если можете, назовите.)

В ходе проверки было выявлено, что младшие школьники, оценивая достоинства и недостатки предложенного изложения, умеют находить в тексте отдельные ошибки, но затрудняются в их классификации. Определяя достоинства текста, чаще всего отмечают последовательность изложения и полноту раскрытия темы.  Из 44 человек  только один ученик в качестве достоинства указал, что «предложения связаны между собой». При оценке достоинств текста многие учащиеся (21 человек) оценивали не текст, а поступок героя, описанный в тексте, что свидетельствует о неразличении ими объектов оценивания. Отмечая недостатки изложения, 29 человек указали на отсутствие заголовка в тексте, 22 человека – на отсутствие абзаца при оформлении последней части, а также выделили ошибки в образовании слов (13чел.), в построении предложений (20 чел.), заметили неоправданное повторение одних и тех же слов (25 чел.), пропуск необходимого слова (34 чел.), смешение видо-временных форм глаголов (7чел.), неудачное использование местоимения (24 чел.). Анализ результатов исходной диагностики показал, что учащиеся лучше замечают недостатки в тексте, причем, недостатки, связанные с речевым оформлением текста. Труднее оказывается для школьников выделение достоинств текста. Из 44 учащихся, принимавших участие в эксперименте, не оказалось ни одного ученика, который выделил бы все достоинства и недочеты текста.

Опытная работа по формированию оценочных умений учащихся строилась в два этапа.

На подготовительном этапе предполагалось:

  1. ознакомление учащихся с назначением  оценочной деятельности, критериями оценки творческих работ и «Оценочным листом», определяющим достоинства и недостатки творческой работы;
  2.  определение достоинств и недостатков творческих работ в ходе коллективного обсуждения, а также с использованием групповой формы работы с целью вовлечения в оценочную деятельность всех учащихся.  

Для ознакомления учащихся с критериями оценки творческих работ был разработан  «Оценочный лист», в котором указывались возможные достоинства и недостатки текстов изложений и сочинений. «Оценочный лист» был составлен с учетом критериев предъявляемых к творческим работам, обозначенных в Методическом письме Департамента РО № 1561/ 14-15 [3].  При оценке речевого оформления текста была использована классификация грамматических и речевых ошибок, предложенная М.С.Соловейчик [4; 5].

Оценочный лист

Достоинства творческих работ

Оценка

Недостатки работ (ошибки)

Оценка

  1. Тема раскрыта.
  2. Главная мысль выражена.
  3. Предложения связаны  между собой.
  4. Содержание изложено последовательно.
  5. Части выделены правильно.
  6. Удачные вводная и заключительная части.

   

  1. Тема раскрыта неполно.
  2. Тема не раскрыта.
  3. Главная мысль не выражена.
  4. Нарушена связь между предложениями.
  5. Нарушена последовательность изложения.
  6. Части выделены неправильно.
  7. Части не выделены.
  8. Неудачная вводная (заключительная) часть.

  1. Содержание авторского текста передано правильно (без искажений).

   

  1. Грамматические ошибки:

- неправильно образованы слова или формы слов;

- нет связи между словами в словосочетании.

- нарушены границы предложения

  1. В тексте использованы точные слова и выражения, интересные сравнения.

  1. Речевые ошибки:

- слово неудачно употреблено

- неправильно использовано местоимение.

  1. Отсутствуют речевые ошибки и недочеты.

  1. Речевые недочеты:

- нарушен порядок слов в предложении;

- употреблены лишние слова;

- есть повторы слов;

- пропущены необходимые слова в предложении.

   

Приведем фрагмент беседы, направленной на ознакомление с назначением оценочной деятельности  и обучение  школьников работе с «Оценочным листом», используя который учащиеся должны были выделить положительные стороны ученического текста изложения.

  1. В ходе всей своей жизни человеку приходится оценивать различные предметы,  поступки,  работу, человека.  А что значит оценить предмет, поступок, работу? (Это значит –  определить недостатки и достоинства.)
  2. Какие достоинства и недостатки могут быть у творческой работы, которую написал ученик?
  3. Сегодня на уроке мы будем учиться определять оценивать изложение, а  поможет нам в этом «Оценочный лист». Этот лист будет нам помогать и в дальнейшем при оценке творческих работ. Начнем работу с выделения достоинств изложения. Какие достоинства текста перечислены в «Оценочном листе». Прочитайте.
  4. Какие положительные стороны изложения вы мне можете назвать? (Ученик выделил части в тексте.)
  5. Все ли части выделены? ( Нет, последняя часть текста не выделена.)
  6. Отметим в «Оценочном листе» это достоинство текста знаком «+», но пометим, что ученик выделил только три части.
  7. Есть ли еще в изложении положительные стороны, которые вы мне можете назвать? (Ученики отметили последовательность изложения текста.)
  8. Как вы понимаете, что содержание изложено последовательно? (Части текста ученик не поменял местами.)
  9. Как вы думаете, раскрыта ли тема в изложении? Докажите.  (Тема раскрыта, так как все события  ученик описал в своем изложении.)
  10. Отметьте это достоинство. Какие из достоинств текста ещё обозначены в «Оценочном листе»? ( Предложения связаны между собой.)  
  11. Связаны ли предложения между собой в тексте изложения? (Учащиеся затруднились ответить.)
  12. Когда мы выстраиваем свою речь, очень важно, чтобы каждое последующее предложение было продолжением предыдущего. Прочитайте первое и второе предложение. Какие слова связывают эти предложения? Читайте дальше и определяйте, связано ли следующее предложение с предыдущим.

(При выделении в тексте ошибок, учащиеся заносили их в графу «Оценка».)

Анализ хода работы на подготовительном этапе показал, что учащиеся затрудняются сразу оценить все достоинства и недостатки проверяемых текстов.  Поэтому на основном этапе были определены темы занятий по выявлению отдельных достоинств, конкретных ошибок и недочетов в тексте. При этом проводилась коллективная работа по оценке текста, затем – один и тот же текст анализировался учащимися самостоятельно с последующим обсуждением выявленных достоинств и недостатков, и после этого учащиеся анализировали свои творческие работы с использованием «Оценочного листа». Последовательность предлагаемых для анализа ошибок и недочетов определялась на основе исходной диагностики: сначала проводилась работа над выявлением ошибок и недочетов, которые вызывали меньшие затруднения, затем – над теми, анализ которых сложен для школьников.  

Для опытного обучения была определена следующая последовательность в формировании оценочных умений при работе над изложением и сочинением:

  1. соотнесение проверяемого текста с образцом,  работа по «Оценочным листам»;
  2. оценка творческой работы, в которой допущены грамматические ошибки;
  3. выделение в творческой работе речевых ошибок и недочетов;
  4.  анализ и оценка работы со структурно-композиционными ошибками и ошибками в содержании;

Следует подчеркнуть, что анализ предложенных текстов всегда начинался с выявления в них положительных сторон.

При оценке сочинений особое внимание было уделено использованию в тексте точных слов, удачных выражений, интересных сравнений. Приведем фрагмент урока по анализу речевого оформления сочинения «Снег теперь уже не тот».

Для анализа предлагался следующий текст.

Снег теперь уже не тот

         Пришла весна. Солнце стало пригревать своими теплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы, и животные.

         Только он один огорчился. Не рад он весне. Зимой снег был белым, пушистым, блестящим. А сейчас снег стал грязным, черным. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями. Достанут яркие лучи солнца его все равно. Скоро снег совсем растает.    

         Весело выбежали ребятишки на улицу. Здравствуй, весна-красна!

  1.  Какие слова и выражения в сочинении, по-вашему, удачно использованы? ( Весна-красна, снег белый, пушистый, блестящий.)
  2.  Какие слова использованы в тексте, чтобы описать действия солнца, снега?  (Солнце пригревает, лучи достанут, снег прячется.)  
  3. Чем интересны эти выражения? (Говорят о солнце, лучах, снеге как о живых существах.) Сделайте отметку в «Оценочном листе», приведите пример удачного выражения.
  4. Использование в тексте ярких и точных выражений помогает нам представить картину, описанную автором.
  5. Какие слова в тексте помогают ярко представить изменения, произошедшие со снегом весной? (Белый, пушистый, блестящий – грязный, черный.)
  6. Как называются такие слова? (Антонимы.)
  7. Какие ошибки вы нашли в тексте сочинения? ( В предложении  Только он один огорчился   непонятно,  о ком идет речь, надо написать слово снег.)
  8.  Да, здесь местоимение употребляется раньше, чем слово, которое называет предмет. В какой графе «Оценочного листа» нужно отметить эту ошибку?
  9. Какие ещё ошибки допущены в сочинении? ( В  предложениях Зимой снег был белым, пушистым, блестящим. А сейчас снег стал грязным. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями повторяется несколько раз слово снег.)
  10. Как называется такой недочет? (Это повтор.) Как отметите этот недочет в «Оценочном листе»?
  11. Можете ли вы ещё назвать ошибки в тексте? (В предложении Достанут яркие лучи солнца его все равно слова лучше поменять местами.) Нарушение порядка слов в предложении тоже относится к речевым недочетам.
  12. Прочитайте последнее предложение в первой части. ( Все весне обрадовались: и звери, и птицы, и животные.) Все ли вам нравится в этом предложении? (Звери и птицы являются животными. Это слово лишнее.)

Как показала итоговая диагностика, проведенная работа оказала положительное влияние не только на овладение оценочными умениям, но и повысила уровень сформированности умений, связанных с воспроизведением и созданием текста. Так  в контрольном изложении практически всем учащимся удалось раскрыть тему и главную мысль в тексте, передать последовательность содержания, правильно структурно оформить текст, выделить части при записи. Ученики точно использовали  слова и выражения, не допустили искажение авторского текста.  Половина учащихся написала работы без грамматических, речевых ошибок и речевых недочетов.

При анализе собственных работ учащиеся обращали больше внимания на определение достоинств текста (раскрытие темы и главной мысли, последовательное изложение содержания, выделение частей в тексте.) Учащиеся, не допустившие в работах ни одной ошибки, точно и полно отметили все достоинства своих работ. Среди учеников, допустивших ошибки при написании изложения,  не только определили в тексте ошибки, но и смогли их классифицировать (употребление в тексте лишних слов, повторы слов, неудачное употребление слов в тексте.) В ходе работы ученики имели возможность задать учителю вопросы по оформлению ошибок в «Оценочном листе». Чаще всего они задавали следующие вопросы:

-  Я сомневаюсь, правильно ли я определила ошибку?

- Что нужно поставить в графе ошибок, если я не выделил только одну часть текста?

- Я сомневаюсь, есть ли в этом предложении ошибка?

Данные вопросы свидетельствуют как о заинтересованности учащихся в правильной оценке, так и об осознанном отношении к анализу своей работы.

В опытном обучении наиболее эффективными оказались следующие виды работ:

- определение достоинств и недостатков творческих работ в ходе открытого обсуждения и с использованием групповой формы работы с целью постепенного вовлечения в оценочную деятельность всех учащихся;

- чередование коллективных занятий по ознакомлению с разными видами ошибок с самостоятельной работой учащихся по их выявлению;

-  проведение занятия по формированию оценочных умений младших школьников с использованием индивидуальной формы работы с учащимися, которая позволяет увидеть продвижение в оценочной деятельности каждого учащегося;

- оценивание собственных сочинений и изложений с целью определения путей совершенствования творческой работы.

Анализ результатов опытно-экспериментального обучения позволил выделить следующие методические условия, обеспечивающие овладения учащимися оценочной деятельностью в работе над сочинениями и  изложениями:

– определение критериев оценки сочинений и изложений и ознакомление с ними учащихся;

– целенаправленное формирование у школьников умения оценивать сочинения и изложения;

– использование оценочных листов, содержащих перечень достоинств и недостатков изложений и сочинений;

 Как показала практика, целенаправленное формирование у младших школьников умения оценивать сочинения и изложения позволяет развивать у детей умение редактировать собственные работы творческого характера, способствует развитию устной и письменной речи.

                                              Литература

  1. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. – М., 2010.
  2. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих  в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования: Письмо МО РФ от 3 июня 2003 г.  № 13-51-120/13 –  

http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_89294.html

  1. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методическое письмо № 1561\14-15 от 19.11.98 

http://www.akademkniga.ru/umk/files/control_elemantary_school.doc

  1. Соловейчик М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников //Начальная школа. 1979. № 4. С. 23.
  2. Соловейчик М.С. Нарушение речевых норм в письменной речи младших школьников //Начальная школа. 1979. № 5. С. 14.
  3. Щеголева Г.С. Система обучения письменной речи в начальной школе. –  СПб., 2009.

In the article the content  and the results of experimental training of younger schoolchildren  of assessment are revealed at work on expositions and compositions, typical problems of pupils at  defining  merits and defects of the texts are pointed out, certain ways and methodical conditions of development assessment skills at coherent speech lessons  are offered.

Keywords: [ assessment , assessment  skills, exposition and  composition, criteria of  assessment of creative works, speech errors and defects]

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

в заочной Всероссийской научно-практической конференции на тему «Реализация идей устойчивого развития в начальном образовании: проблемы, поиски, решения»

Участник (фамилия, имя, отчество полностью): Ульянова Елена Юрьевна

Название статьи: Формирование оценочных умений младших школьников в процессе работы над сочинениями и изложениями

Должность, кафедра: учитель начальных классов ГОУ СОШ №301 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Ученая степень, звание:

Организация:

E-mail: aleshka.2010@mail.ru

Телефон: 8904-559-84-34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

«Развитие речи младших школьников» (из опыта работы над сочинением).

Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать н...

Развитие творчества и самостоятельности, формирование исследовательских умений младших школьников (из опыта работы)

В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработ...

Выступления на педсовете: Тема: «Формирование оценочной деятельности младших школьников» ( из опыта работы)

ФГОС  устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным ...

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...

Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе проектной деятельности

        Работая над развитием речи обучающихся начальных классов, необходимо научить их: отбирать и систематизировать  материал для высказывания,  раскрывать ...