СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Проказникова Оксана Николаевна

Материал содержит приемы работы, использующиеся в нашей школе, для формирования единого образовательного пространства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Что такое - образовательное пространство?

В педагогической науке образовательное пространство определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; как пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению.

Понятие «образовательное пространство» отражает многоуровневое и многоаспектное явление педагогической реальности. В зависимости от уровня и аспекта его рассмотрения возникают различные определения -  как совокупности образовательных учреждений, образовательных стандартов и программ, различных видов деятельности и т.д. Под образовательным пространством понимают локализацию многообразия индивидуальных форм развития и образовательных возможностей, т.е. внешнее по отношению к человеку пространство выбора. От взаимодействия составляющих образовательного пространства зависит его эффективность.

Единое  образовательное пространство - это система, включающая в себя следующие структурные элементы:

  • совокупность образовательных программ, применяемых технологий,
  • внеучебная и досуговая деятельность;
  • управление учебно-воспитательным процессом;
  • взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Наряду с понятием «образовательное пространство» используется термин «образовательная среда», т.е. система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда содержит элементы общего пространства и служит условием развития личности ребенка.

В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономические перемены. В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов потребовала новых подходов к подготовке активного, думающего человека,  способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения.

          Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований по формированию универсальных учебных действий (УУД).

 Универсальные учебные действия, по сути, являются  конкретизированными целями образования. При этом осуществлен переход к комплексной оценке результатов образования, включающих, кроме предметных, также метапредметные  и личностные.

 Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности.

          При этом возникает ряд вопросов:

• что такое метапредметность?

• как увязать необходимость реализации метапредметности с высокой подготовкой?

• какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?

Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода и к образовательной подготовке учащихся. Основными задачами образования сегодня являются: формирование надпредметных (самообразование, способы творческой деятельности и т.д.) и социальных компетенций (коммуникативности, личной и гражданской активности и т.д.), развитие личностного неманипулируемого самосознания учащихся. Ведь для успешного обучения необходимы определенные качества личности (целеустремленность, самоорганизация и др.), формирующиеся в процессе воспитания. А для успешного воспитания и создания условий саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения - рассуждение, сопоставление, анализ и т.д.

Следовательно, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим.  Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно-значимой для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающейся на их сотрудничество.

Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция урочной и внеурочной деятельности, на основе активных деятельностных форм. Использование  педагогами в учебное и внеучебное время интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИКТ и др.)        способствует формированию у учащихся компетентности в решении проблем, умению работать в команде,  развитию творчества и множества других свойств и качеств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.

Работа по совершенствованию творческого опыта учащихся осуществляется в едином образовательном пространстве школы, которое выстраивает образовательную и воспитательную деятельность ученика как самостоятельную, разнообразную и активную деятельность, по следующим направлениям:

- образовательная деятельность (уроки, спецкурсы, элективные курсы, факультативы);

- внеурочная деятельность;

- взаимодействие семьи и школы;

- повышение квалификации педагогов школы.

Подобная ситуация нуждается в выработке особенного образовательного пространства для младшего школьника, чтобы ему легче было адаптироваться к школе, чтобы он дальше развивал свои творческие способности, сохранил свое здоровье, чтобы родители и учителя нашли общие параметры взаимодействия для благополучного развития личности младшего школьника.

Основной целью  в начальной школе является развитие общеучебных навыков и общих способностей, а также создание условий для проявления, раскрытия интересов, склонностей, природных задатков ребенка.

Особенности организации образовательного процесса в начальных классах:

  • предшкольная подготовка  для поступающих в 1 класс;
  • продолжительность уроков- 35 минут для первоклассников;
  • безотметочная система обучения – в 1 классе;
  • режим дня первоклассников: динамические паузы и дневной сон;
  • организация питания школьников;
  • физкультминутки и игровые паузы между уроками;
  • использование средств ИКТ на уроках – интерактивная доска, персональные ноутбуки и т.д.

Основным видом деятельности ребенка в школе является учение, оно должно быть организовано не с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а на их основе, и поэтому образовательное пространство отвечает следующим требованиям:

  1. Предоставление  обучающимся многообразия знаний и видов деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
  2. Предоставление возможности овладения основами наук на уровне и  в темпе, соответствующем его индивидуальным особенностям обучающегося.
  3. Переход от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы; вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность посредством разнообразных форм.
  4. Учет физиологических и психических особенностей обучающихся с целью сохранения их здоровья.

Знание личностных особенностей каждого ребенка помогает более рационально и эффективно спланировать образовательное пространство.

Начинаем свою работу с первого класса. Определив на основе тестирования, каков уровень образного мышления, логического мышления, памяти, внимания, моторики руки, насколько сформирован внутренний план действий, оптимальную работоспособность и настроение (эмоционально-волевая сфера) ребенка. Все это позволяет строить правильный (развитие ребенка) образовательный процесс.

Все учителя начальных классов нашей школы ведут тщательное отслеживание за развитием каждого ребенка. Учитель фиксирует результаты различных срезов, их динамику, выявляет затруднения, причину их появления и на этой основе планирует индивидуальную работу, что способствует предупреждению пробелов в знаниях, своевременному обнаружению «сбоев» в собственной деятельности.

Воспитательный процесс охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия  и внеурочную деятельность учащихся.

Наиболее значимые черты воспитательной системы школы:

  • деятельностный подход в обучении и воспитании. Дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, к учебе, но ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни наполнены делами и событиями, связанными с учебой, творчеством, трудом, укреплением здоровья, досугом. В каждом из этих направлений ребенок пробует свои силы и в каком-то из них обязательно добьется успеха;
  • реализация принципа воспитывающего обучения, предполагающего, что обучение и воспитание - единый процесс. Важнейшие задачи воспитания решаются именно на уроке, в процессе обучения. Внеурочная воспитательная работа дополняет этот процесс своими специфическими способами, обеспечивая гармоничное развитие ребенка;
  • в основе образовательного пространства лежат многовариативные модели развивающего обучения. Результатом образования и мерилом успешности учащихся становится не только то, что они узнали по отдельным предметам, а еще и то, как именно изменились их личностные качества, способы осмысления себя и мира, каковы проявления в коммуникативной и творческих сферах;
  • интеграция базового и дополнительного образования;
  • гуманизация отношений внутри коллектива, отказ от авторитарности, назидательности по отношению к ребенку. Ведущая технология обучения – педагогика сотрудничества. Качества воспитания оценивается не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству отношений между детьми и взрослыми.

С целью раскрытия в детях задатков, склонностей, формирования в них интересов определенной направленности были организованы занятия по интересам – кружки: «Турист-краевед», «Народные игры», «Умелые руки», «Мир Деятельности», «Юный натуралист», «Аэробика». Педагогический коллектив следит за отношением детей к ним.

Курсы по выбору становятся средством создания пространства индивидуальной познавательной деятельности и завершаются созданием образовательного продукта. Совместная творческая работа меняет стиль отношений между учителем и учеником. Учитель перестает быть носителем и транслятором, а становится консультантом, помощником, организатором самостоятельной деятельности учащихся (об этом свидетельствуют отзывы детей).

Широкой многолетней практикой стало сотрудничество школы с культурными и образовательными учреждениями района и области (театры, музеи, выставки, учреждения высшего и среднего образования) и интересными людьми. Многие учащиеся посещают занятия Воскресной школы при храме в с.Морозовы-Борки, занимаются в Доме Детского Творчества. Организуются совместные экскурсии в Сапожковский краеведческий музей, на базе школы проходила встреча с участниками ансамбля гусляров «Гудьба» из Рыбновского района, работал студенческий отряд «Звездный» и т.д. Данные ресурсы значительно обогащают образовательные программы и досуговую деятельность учащихся.

Неотъемлемую часть внеурочной деятельности составляет работа с родителями. Это совместные тематические вечера, классные часы, а также участие семьи в создании разного рода проектов – об истории своей семьи, составление генеалогического древа, об истории края и т.д.

Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения в законе “Об образовании” является одной из социально значимых задач современного российского общества.

Благодаря этому:

  • активизировался образовательный процесс – каждый ребенок выступает в роли активного участника познавательной деятельности;
  • созданы условия для самостоятельного приобретения знаний обучающимися (работа с научно-популярной литературой, медиатека, интернет, компьютерные классы).

В свете такой формулировки приобретает важность проблема создания максимально благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Создание единого информационного пространства школы как фактор повышения качества образования"

Данная статья использовалась как выступление на августовской конференции МО начальных классов, с целью объяснить и показать, что такое пилотный проект "Интел" и как  он работает на практике. В пр...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Высшим  результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность  сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему н...

Формирование единого образовательного пространства образовательных организаций Приморского района Санкт-Петербурга

Формирование единого образовательного пространства образовательных организаций Приморского района Санкт-Петербурга...

Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся в условиях обновленных ФГОС.

Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся в условиях обновлённых ФГОС. Доклад . Школьное методическое объединение учителей н...