Статья Технология развития критического мышления как инструмент для формирования УУД
статья на тему

Андреева Людмила Эйновна

Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность длоя формирования всех видов УУД. Главная цель технологии - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_trkm_kak_instrument_dlya_formirovaniya_uud.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Сланцевская средняя общеобразовательная школа№3»

г. Сланцы Ленинградской области

Технология развития критического мышления

 как инструмент для формирования УУД    

подготовила: учитель начальных классов

                             Андреева Людмила Эйновна

г. Сланцы

2014г.

Технология развития критического мышления

 как инструмент для формирования УУД    (Слайд 1)

    1.1  Метапредметные и личностные достижения стали сегодня предметом оценки результатов обучения, и важнейшей задачей современного начального образования стало формирование универсальных учебных действий, способствующих достижению метапредметного результата.  Одним из инструментов, с помощью которого можно организовать образовательный процесс, направленный на формирование  универсальных учебных действий, является применение современных образовательных технологий.

   Одной из таких технологий является технология развития критического мышления (ТРКМ). Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления  дает возможность для формирования всех видов УУД.

1.2.          Что такое критическое мышление

     (Слайд 2) Критическое мышление – это  комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, обучающиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

(Слайд 3) 1.3.  История ТРКМ

Технология развития критического мышления в российском образовании появилась в 1997 году, ее авторы – американские ученые Чарльз Темпл, Кертис Мередит, Джинни Стилл, Скотт Уолтер. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых  позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики. Авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами – дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся. В педагогической литературе она  получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ)

1.4. Особенности технологии развития критического мышления в начальной школе

 ( Слайд) Работа в рамках ТРКМ может быть организована с использованием как индивидуальных, так и групповых видов деятельности.  Организация взаимодействия в малых группах и парах способствует формированию (клик) коммуникативных УУД. Данная технология в большой степени способствует формированию (клик) познавательных УУД, поскольку нацелена на формирование осмысленного чтения, являющегося основой умения находить и извлекать информацию, находить решение проблемы. Различные приёмы ТРКМ позволяют развивать познавательные логические универсальные действия. Это анализ и синтез, обобщение и сопоставление, сравнение и систематизация, построение логических рассуждений, выведение следствий. Почти все приёмы являются основой для формирования познавательных  общеучебных универсальных действий: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из заданных текстов, умение структурировать знания, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать методы информационного поиска, в том числе и информационные средства. (клик) Регулятивные УУД формируются в процессе проверки достоверности гипотез, на стадии вызова при актуализации имеющихся знаний, на стадии осмысления, поскольку необходимо найти информацию, соответствующую заданным параметрам,  рефлексии при обобщении знаний. Несомненно, ТРКМ, способствует развитию личностных УУД, таких как  самоопределение и смыслообразование, поскольку «критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда урок строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя».

 ( Д. Клустер).  

(Слайд 5)  Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

  (Слайд 6) 1.5. Применение  ТРКМ

 Данная технология может применяться на любом этапе изучения материала, в любых классах, а также на любом предмете, в этом ее ценность и универсальность.    

 Урок, построенный в данной технологии, имеет чёткую структуру. Выделяют 3 стадии урока: (СЛАЙД 7)  «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия»

Для каждой стадии характерны свои приёмы. Их достаточно много и они многофункциональны. (Слайд)

 (Слайд 8) Целью стадии вызова является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по данному вопросу. На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Обучающийся должен вспомнить то, что он знает.

(Слайд) Наиболее эффективен и продуктивен, на данной стадии, приём “Кластер”. Понятие “кластер” переводится как “гроздь, пучок”. Суть приёма – представление информации в графическом оформлении. Вообще, кластер – универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока. На стадии «Вызов»-для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии «Осмысление» - для структурирования учебного материала, на стадии «Рефлексия» - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

(Слайд)  Использование приёмов таблица «ЗХУ»  (Слайд) «Верные – неверные утверждения»,  побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели. Данные приёмы не только позволяют заинтересовать ребёнка информацией и актуализировать имеющиеся знания, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий, но и формировать другие виды УУД. Так, приём «Верные – неверные утверждения» нацелен на проверку гипотез, развитие способности к прогнозированию и анализу понятий, а это не что иное как познавательные и регулятивные УУД. Применяя данный приём, мы способствуем развитию умения вчитываться в текст и понимать прочитанное, а также находить нужное. Это не что иное, как познавательные общеучебные действия. Соотнесение своего мнения с авторским текстом способствует развитию регулятивных действий, а обсуждение в группах – коммуникативных универсальных действий Использование приёма помогает заинтересовать детей, способствует более осмысленному знакомству с текстом. Мы способствуем, таким образом,  формированию личностных УУД (смыслообразование).

(Слайд 17)  Приём «Дерево предсказаний» помогает строить предположения (гипотезы), связанные с развитием сюжетной линии в рассказе или повести, то есть, мы формируем познавательные логические УУД. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения обучающихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Дерево можно рисовать на доске и заполнять его цветными мелками, или на листе ватмана и использовать маркеры.  Нужно также отметить, что побуждая детей к высказыванию самых разных предположений, мы приучаем их терпимо относиться к чужому мнению и не бояться высказывать своё, что способствует формированию коммуникативных УУД.

   (Слайд)   Стадия осмысления — это непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, лекцией учителя и т. д.).

Она предполагает сохранение интереса к теме в процессе работы, активные методы восприятия информации, сопоставление «того, что было» и «того, что стало».
На уроках литературного чтения используются приемы «Чтение с остановками»  и  «Инсерт».

   (Слайд)  «Чтение с остановками» направлено на конструирование, осмысление, обсуждение (анализ) текстовой информации. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для целостного видения произведения, позволяет понять характер главного героя, посочувствовать ему, погружает во внутренний мир человека. При этом происходит развитие системно – аналитических и прогностических способностей, развитие целостного восприятия текста. Мы развиваем и формируем познавательные общеучебные действия.                                                                                                            

 (Слайд) Приём «Инсерт»  направлен на смысловой анализ текста, актуализацию имеющихся знаний. Во время работы с учебным текстом дети проводят маркировку текста специальными значками.

 «Инсерт» способствует формированию личностных УУД (смыслообразование), регулятивных (постановка цели, контроль, самооценка), познавательных  общеучебных УУД.

  Приём «Инсерт» часто используется вместе с приёмом «Верные – неверные утверждения».

(Слайд)    Третья стадия — стадия рефлексии — дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазового цикла.

  (Слайд) Прием  Синквейн. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество.

 (Слайд)  Прием «Зигзаг», выстроенный в логике «вызов–осмысление–рефлексия», способствует развитию рефлексивных способностей, помогает овладеть умением учиться самостоятельно, развивает все универсальные учебные действия: познавательные (проблемное чтение, работа с информацией), регулятивные (планирование деятельности, овладение новым способом получения знания, контроль, оценка, саморегуляция), коммуникативные (работа в группах, обсуждение), личностные. Данный прием способствует развитию памяти и самостоятельности мышления. При применении этого приема учитель выступает в роли организатора, а учащиеся осваивают взаимообучение. 

  Используя эти приемы,  формируются личностные, регулятивные, познавательные УУ Д.

1.6  Классификация педагогического инструментария ТРКМ

 Работая в режиме технологии  развития критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, предлагая приемы технологии, превращает обучение в совместный поиск. Поэтому для эффективного использования приемы  ТРКМ систематизировали по формированию определенных универсальных учебных действий.

(Слайд)  Приемы, направленные на развитие умения систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения

 ( Слайд       Приемы, направленные на развитие  умения осознанного, «вдумчивого» чтения:

   (Слайд)     Приемы, направленные на умение формулировать и решать проблемы                                   

(Слайд)  Приемы, направленные на умение работать с понятиями:

 (Слайд)   Приемы, направленные на умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного

 (Слайд) Приемы, направленные на  умение вести аргументированную дискуссию

  (Слайд) Приемы, направленные на умение планировать собственную учебную деятельность

    (Слайд)

      Приемы, направленные на формирование коммуникативных умений 

      Как вы видите, каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

      Применение технологии развития критического мышления способствует формированию увлеченного и целеустремленного отношения к процессу получения знаний, навыков познавательной творческой деятельности, наблюдательности, воображения, умений логически мыслить, анализировать, сравнивать и обобщать, навыков публичных выступлений, иными словами способствует формированию как личностных, так и предметных универсальных учебных действий.

1.7. Результативность. (Слайд  )

Использование приемов технологии критического мышления на уроках показывает положительные результаты в овладении учащимися работать с информацией, усвоением обобщать, делать выводы, умением составлять вопросы по изученной теме.

 (Вместо заключения): (Слайд )

ТРКМ

Яркая, творческая.

Формирует, совершенствует, развивает.

Познание начинается с удивления. (Аристотель).

Технология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандарты ФГОС статья "Технология развития критического мышления"

Построение урока в технологии критического мышления (фазы урока, приемы урока)...

Использование технологии развития критического мышления как инструмент для формирования УУД

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных...

Статья на тему:"Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе."

    Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода...

Презентация к статье Технология развития критического мышления как инстумент для формирования УУД

Презетация к статье Технология развития критического мышления как инструмент для формирования УУД...

Статья "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"

Предлагаю вашему вниманию статью "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"...

Статья на тему: "Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления".

Многие знакомы с технологией развития критического мышления и применяют её в своей практической деятельности. В данной статье описаны  приёмы и методы  данной технологии, которые  помог...