Программа сопровождения проектной деятельности младших школьников. «Урок мужества. К 100-летию начала Первой мировой войны». (методическая разработка)
проект (4 класс) по теме

Прокудина Наталья Васильевна

Программа сопровождения проектной деятельности младших школьников.

 

« Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.» В. Гузеев

         

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Её решение особенно актуально  для начального звена школьного обучения, поскольку  с позиции  отечественных психологов, физиологов (Л. С. Выготского. П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева,  В. В. Рубцова и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 6-10 лет, а возраст является сенситивным периодом для воспитания и обучения.  Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью  творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся,  их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа сопровождения проектной деятельности младших школьников.

«Урок мужества. К 100-летию начала Первой мировой войны».

(методическая разработка)

Прокудина Н.В.

Учитель начальных классов

ГБОУ школы №489

Московского района

Санкт-Петербурга


Программа сопровождения проектной деятельности младших школьников.

« Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.» В. Гузеев

         

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Её решение особенно актуально  для начального звена школьного обучения, поскольку  с позиции  отечественных психологов, физиологов (Л. С. Выготского. П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева,  В. В. Рубцова и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 6-10 лет, а возраст является сенситивным периодом для воспитания и обучения.  Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью  творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся,  их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.

         Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности  подвигла меня к использованию проектного метода обучения. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность,  умение ориентироваться в информационном пространстве  и самостоятельно конструировать свои знания.

На мой взгляд, более актуальна проблема  не столько приобретения  конкретного результата проекта, а проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике.

               Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям ХХ1 века,  как предусматривающий  умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

               Главная идея проектной деятельности -  направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической,  теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.   Этот результат  называется проект.  Проектная деятельность- это совместная учебно - познавательная, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата.    

Как учитель – организатор проектной деятельности,  я ставлю следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования:

1.Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.

 2.Создание условий для формирования  и приобретения  исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и  инициативы,  способствующих развитию творческих способностей,   формирование активной жизненной позиции.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через  детальную разработку проблемы, которая должна завершиться   практическим  результатом,  ощутимым и   применимым в реальной практической деятельности.

    Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности,   основывается на интересах школьников,  приносит им удовлетворение, а значит,  личностно ориентирована на каждого ребенка.  

     Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать  критическое  и творческое мышление.

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит  проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

   Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении  для развития личности и социализации школьников выявляются  через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности  при традиционной организации обучения.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.

Активен

Создаёт условия для активности школьника.

Субъект обучения

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Главный компонент проектной деятельности -  интеллектуальный поиск.

  В проектной деятельности  выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной  деятельности:

Мотивациоонный  этап или  Погружение в проект.

 Планирующий или проектировочный (информационно - операционный, информационно- поисковый, информационно- исследовательский)

Практический или моделирующий.

Контрольно- коррекционный (Самооценка и координация  готовности к защите проекта  )

Защита проекта или презентация.

Рефлексивно- оценочный или заключительный, итоговый.

 Стадии работы над проектом - это  — это «пять П» Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.

Прогнозируемые результаты.

Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных  структурных единиц процесса обучения, способствует:

обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

развитию познавательных  и творческих способностей,  активности и организованности,  и самостоятельности и целеустремленности учащихся;

формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;

адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

         

Группы умений, формируемые проектным методом.

    Основываясь на характеристике и задачах можно выделить следующие группы умений, формируемых  в процессе проектной деятельности в начальной школе:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

 

   Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

     Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в  школьной газете,  в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

      При организации  проектной деятельности в начальной школе  необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

У  учащихся этого возраста   наглядно-образное мышление,  любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.  

      При проектировании я задаю следующие вопросы «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?  Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Роль учителя.  В учебном проекте  степень активности  и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,  

2-й и 3-й этапы- учитель -УЧЕНИК,

Последний этап-УЧИТЕЛЬ ученик.

  Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

    Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е. конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

    Презентация  Особое  внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация ( защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения,  аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта,  самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

     Защита проектов осуществляется  рассказом о своём проекте по следующему плану:

1.Почему ты начал разрабатывать этот проект? Кому он предназначен?

2. Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование. Что было выявлено?

3.Какова основная идея твоего проекта? Какие были у тебя еще идеи? Почему ты их отверг?

4.Какими требованиями к проекту ты руководствовался?

5.Краткая характеристика процесса выполнения проекта. Какие использовались материалы? Сколько времени потребовалось на выполнение проекта? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?

6.Краткая характеристика производственных этапов. По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?

7.Какие комментарии ты получил от пользователей или посторонних людей?

8.Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?

      Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте.

     Мои дети  и родители   – активные участники проектной деятельности. Предварительно  на родительском собрании, я  разъясняю суть, значимость проектной деятельности для развития личности  детей, познакомила с этапами работы над проектом, роли и формах участия  родителей  по мере взросления детей.  Приготовила памятки для детей и родителей  по организации работы над проектом. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над проектом,  иначе губится сама идея метода проекта. А помощь советом,  информацией, организацией работы  в оформлении  проекта,  помощь в индивидуальном планировании, проявление заинтересованности  со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности.      На этапе подготовки   консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе информации и  в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. На этапе моделирования или иформационно- поикового – наблюдают,  контролируют соблюдение правил техники безопасности,  следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают  в оформлении материалов.  На заключительном   этапе консультируют      в выборе формы    презентации, оказывают    помощь в    подготовке презентации, выступают в качестве эксперта.                                                                                                                                                                   

      Совместная проектная деятельность  в воспитании занимает  особое место,  способствует  развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни.  Совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями.  Создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки.   Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом   деятельности.   Полученный эмоциональный заряд служит  стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию.  Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика и родителя.

Приложение  №1

Проект  « Урок мужества. К 100-летию начала Первой мировой войны»

По количеству участников проекта  проекты: личностный.  

По продолжительности проведения: средней продолжительности

Индивидуальный, личностно – ориентированный.

 Инфомационно- поисковый , исследовательский,  творческий.

Интегрированный: окружающий мир, русский язык. литературное чтение, риторика, история.

Здоровьесберегающий, социально- значимый.

       Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются  как  важнейшие  черты  детского  поведения.   Исследовательская,   поисковая  активность « естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира.  Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Стремление узнать о Первой мировой войне. Чтобы привлечь внимание гостей, предоставить возможность не только услышать , но и увидеть, решили сделать презентацию с показом слайдов. Именно такая проектная деятельность, которая доставляет  радость познания, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности,  в процессе работы над проектом  дети приобретают социальную практику за пределами школы,  адаптируются к современным условиям жизни.

Цель: познакомить младших школьников с Первой мировой войной

Задачи:

 1.Способствовать формированию негативного отношения к войне 
как способу разрешения конфликтов. 

 2. Способствовать развитию познавательных умений соотносить 
исторические события с определенным периодом.

 3. Развивать желание узнавать новое об истории нашей Родины. 

4. Развивать организаторские, творческие и познавательные способности,  воспитывать активную жизненную позицию.

 5.Учить анализировать и рефлексировать,  высказывать свои мысли,  отстаивать свою точку зрения, находить информацию  в справочной и энциклопедической литературе, интернете, создавать презентацию проекта умело и доступно преподносить эти знания детям младшего возраста.

6. Воспитывать гордость за нашу Родину,   уважение к старшему поколению людей.

7.Развивать осознанное эмоционально-ценностное  отношения к Родине; познавательные  интересы в области истории; активной   деятельностной позиции по сохранению мира на Земле, своего здоровья и здоровья окружающих людей.

8.Формировались  навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах, активизировать навыки самостоятельной работы по сбору информации  в Интернете

Этапы работы над проектом

Мотивационный, создание положительного мотивационного настроя;  обсуждение проекта в детском коллективе, выдвижение идей,  предложений о форме проведения и сборе информации.

                                   

                                                       

Планирующий – подготовительный - определение темы и цели проекта, формулирование задач,  планирование программы действий, установка критерий оценки результата и процесса, согласование способов совместной деятельности, распределение обязанностей по сбору информации индивидуально .

Информационно-операционный сбор материала, работа  со справочной , научно- познавательной литературой, поиск информации и фотографий . Обработка информации, составление сценария  на основе собранного материала,  создание презентации   к проекту.

Презентация  информационно- исследовательского проекта .

Рефлексивно-оценочный   Коллективное обсуждение проекта, содержательная  оценка результатов и процесса работы, устная  самооценка- отзыв о проекте.


Содержание работы над проектом

Этапы работы

Содержание работы

Мотивационный

этап

Обсуждение проблемы  разрешения  последнего этапа.   Обсуждение предложений  и выбор формы проведения  проекта. Решение: исследовательский проект ИКТ, посвященный   100-летию начала Первой  мировой войны

Подготовительный

этап

Разработка программы  действий, определение целей и задач изучения.       Обсуждение основных направлений  поиска информации  в учебной  и научно-популярной  литературе, в интернете.

Информационно-операционный

этап

 Поиск информации  в справочной, научно познавательной , энциклопедической литературе 

Поиск информации в Интернете индивидуально.

       Обработка  собранной информации и планирование защиты проекта.

Самостоятельное осуществление поиска информации дома. Обработка собранной информации.

Моделирование презентации к проекту. Подбор слайдов.

Подготовка презентации к защите проекта.  

Презентация

проекта

Презентация  информационно- исследовательского проекта .

Рефлексивно- оценочный

этап

Коллективное обсуждение и содержательная оценка  результатов и процесса работы Оценка и анализ работы по защите проекта,   самооценка. Обсуждение положительных  и отрицательных  сторон в проектной деятельности. Отзыв о проведенном проекте.

Прогнозируемые результаты.

Развиваются творческие и познавательные способности,  воспитывается активную жизненную позиция. Формируются навыки проектной  и коммуникативной деятельности.

Формируется интерес и познавательная активность, мотивация творческой деятельности, развиваются творческие способности личности, исследовательские навыки в учебной и внеклассной работе.

Расширяется кругозор детей по теме  « Первая мировая война».

Учатся создавать презентацию проекта и сценарий защиты проекта умело и доступно,  преподносить эти знания детям младшего возраста.

Воспитывается гордость за нашу Родину,   уважение к старшему поколению людей, стремление продолжать добрые традиции героев России.

Развивается осознанное эмоционально-ценностное  отношения к войне; активная   деятельностная позиции по сохранению мира на Земле, своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Приложение  №2

Памятка для родителей  по организации проектной деятельности.

              ПАМЯТКА ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ:

“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы:

Что такое метод проектов? (очень немного теории)

Каковы этапы выполнения проекта?

Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

выбор темы проекта;

выдвижение первоначальных идей;

выбор лучшей идеи;

планирование проектной деятельности;

оценка и самооценка проекта.

презентация проекта.

Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей; 

записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. 

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

консультируют; 

отслеживают выполнение плана; 

решают оперативные вопросы; 

помогают в предварительной оценке проекта; 

участвуют в подготовке презентации; 

обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. 

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. 

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется навыки проектной деятельности   уважение и взаимопонимание

   Приложение  №3

 Использование метода проектов в  образовании предусматривает различные варианты.

Вариант 1:

1) учитель дает краткую формулировку задачи;
2) ученики выдвигают первоначальные идеи;
3) проводят исследование, чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной;
4) разрабатывают лучшую идею;
5) учатся навыкам и умениям изготовления изделия;
6) планируют изготовление согласно лучшей идее;
7) изготовляют изделие согласно лучшей идее;
8) испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 2:

1) ученики анализируют большое количество подобных изделий;
2) обсуждают их достоинства и недостатки;
3) записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного варианта изделия;
4) исследуют потребности в этом изделии;
5) разрабатывают набор критериев, которым должно отвечать изделие;
6) делают упражнения для развития умений и навыков и на основании опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия;
7) планируют изготовление изделия;
8) создают изделие, отмечая возникающие трудности и определяя пути их преодоления;
9) испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 3:

учитель выдает ученикам какой-либо материал и предлагает выдвинуть идеи по использованию этого материала для изготовления изделия;

 ученики проводят исследование, определяют потребности в изделии и его потенциальных потребителей;

 пишут краткую формулировку задачи;

 проводят более глубокие исследования для выбора варианта проекта;

 разрабатывают набор критериев, которым должно удовлетворять изделие;

 разрабатывают лучшую идею;

 составляют план изготовления изделий с учетом имеющихся материалов и оборудования;

 изготовляют изделие, внося изменения по необходимости;

 испытывают и оценивают изделие.

Приложение  №4 

Памятка

Разработка  индивидуального и группового  проекта

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

актуальность и важность данной проблемы;

анализ разнообразной информации;

программа действий;

разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)

представляют проект на конференции

оформляют портфолио

готовят стендовую защиту

разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Приложение  №5

Презентации школьников

Нефедов Егор «Награды Первой мировой войны».

Овсянников Владимир «Первая мировая война».

Попков Михаил « Новые технологии уничтожения. Оружие Первой мировой войны».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Проектная деятельность младших школьников".

Внеурочная деятельность первоклассников предполагает занятия проектной деятельностью. В этом возрасте проекты в основном краткосрочные. В данной программе я постаралась учесть интересы детей на уроках...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Проектная деятельность младших школьников".

Связь уроков с внеурочной деятельностью. Программа кружка, тематическое планирование....

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны...

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны...

Урок Мужества, посвященный 100-летию начала Первой Мировой войны

Конспект внеклассного мероприятия в 4 классе...

Методическая разработка для учащихся начальной школы "Урок мужества. К 100-летию начала Первой мировой войны".

Прошлое и настоящее, настоящее и будущее, чем они связаны? Что общего между детьми начала 20-го века и нынешним поколением?Чем наши потомки будут походить на нас? Используя известные историч...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 кл.)

Данная программа разработана для учащихся 1 класса на 1 год. Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный....