ИКТ в работе учителя начальных классов.
статья по теме

Филатова Ирина Викторовна

 ИКТ в работе учителя начальных классов.

 

Из опыта работы И.В.Филатовой

 

       Начальная школа является первоосновой воспитания и образования. Ее главная задача создать ситуацию успешности для каждого ученика.   Для этого необходимо создание соответствующей информационно-образовательной среды. Иными словами – это педагогические системы нового уровня.

       В начальной школе, где невозможно провести урок без средств наглядности, учителям на помощь пришел компьютер. Это помогает ребенку погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами.

       Использование ИКТ в начальной школе позволяет ребенку:

 - формировать УУД;

 - повышать мотивацию младших школьников к обучению;

 - ориентироваться в потоке информации.

      Учителю:

 - совершенствовать методы и формы работы;

 - увеличить объем выполняемой работы на уроке;

 - повысить эффективность урока;

 - усилить положительную мотивацию.

      Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

          -   проверка домашнего задания;

          - актуализация опорных знаний;

          - подготовка к усвоению новых знаний  (создание проблемной ситуации);

          -   объяснение нового материала;

          -  первичное закрепление ;

         - контроля и самоконтроля;

         - обобщение    и систематизация знаний.  

    Каким же образом я использую возможности компьютера  на своих уроках?

       В моей копилке есть презентации по математике, русскому языку, технологии, литературному чтению, внеклассной работе,   окружающему миру.

        Главные возможности при использовании презентаций – это,  конечно же, демонстрация при подаче нового материала. Показ слайдов по теме урока комментируется учителем. Используемая наглядность помогает детям легче и быстрее усваивать материал. У них активизируются все мыслительные процессы: мышление, внимание, восприятие, память, воображение.

       Материал презентации ни в коем случае не дублирует текст учебника, а дополняет его более подробным материалом  и иллюстрациями.

       На уроках окружающего мира можно использовать презентации на любом этапе.

        Так во втором классе по теме:  «Дикие и домашние животные»  несколько учеников получают задание: "Найти материал и подготовить рассказ о том или ином животном".  Их рассказ, впоследствии, сопровождается слайдами с этими животными. Или можно использовать видеосюжеты.

               Урок литературы должен быть ярким и образным для развития эмоциональной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора. Рисунки, портреты, фотографии в единстве со словом учителя создают образ писателя, а иллюстрации к произведениям помогают представить персонажей. Все это возможно только с использованием компьютерных технологий.

          На уроках литературного чтения возможно использование компьютера в начале урока для знакомства учащихся с биографией и творчеством изучаемого писателя. В ходе урока можно проводить лексическую работу по произведению. А также на обобщающих уроках по некоторым темам, где возможно составление кроссвордов, проведение викторин и других творческих заданий.

       На математике чаще всего использую компьютер  в начале урока во время устного счета, т. к. именно на этом этапе вижу их более эффективное применение. Так в первом, во втором классах при решении примеров с окошками, дети показывают карточками с цифрами пропущенное число, а на слайде в окошке оно появляется. Сразу видно, кто ошибся. Это и решение цепочек, это и круговые примеры, это и задачи в стихах и многое другое.     

         На уроках русского языка в начале урока использую компьютер  в словарной работе.  Дети записывают слова, в которых пропущены буквы, а  потом на слайде они появляются,  и мы проверяем, кто успешно выполнил работу.

     Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

      Применение информационных технологий на разных этапах урока способствует   повышению познавательного интереса и активизации познавательной деятельности учащихся, благодаря этому снижается утомляемость учащихся (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении).

     Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ИКТ в работе учителя начальных классов.

       Начальная школа является первоосновой воспитания и образования. Ее главная задача создать ситуацию успешности для каждого ученика.   Для этого необходимо создание соответствующей информационно-образовательной среды. Иными словами – это педагогические системы нового уровня.

       В начальной школе, где невозможно провести урок без средств наглядности, учителям на помощь пришел компьютер. Это помогает ребенку погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами.

       Использование ИКТ в начальной школе позволяет ребенку:

 - формировать УУД;

 - повышать мотивацию младших школьников к обучению;

 - ориентироваться в потоке информации.

      Учителю:

 - совершенствовать методы и формы работы;

 - увеличить объем выполняемой работы на уроке;

 - повысить эффективность урока;

 - усилить положительную мотивацию.

      Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

          -   проверка домашнего задания;

          - актуализация опорных знаний;

          - подготовка к усвоению новых знаний  (создание проблемной ситуации);

          -   объяснение нового материала;

          -  первичное закрепление ;

         - контроля и самоконтроля;

         - обобщение    и систематизация знаний.  

    Каким же образом я использую возможности компьютера  на своих уроках?

       В моей копилке есть презентации по математике, русскому языку, технологии, литературному чтению, внеклассной работе,   окружающему миру.

        Главные возможности при использовании презентаций – это,  конечно же, демонстрация при подаче нового материала. Показ слайдов по теме урока комментируется учителем. Используемая наглядность помогает детям легче и быстрее усваивать материал. У них активизируются все мыслительные процессы: мышление, внимание, восприятие, память, воображение.

       Материал презентации ни в коем случае не дублирует текст учебника, а дополняет его более подробным материалом  и иллюстрациями.

       На уроках окружающего мира можно использовать презентации на любом этапе.

        Так во втором классе по теме:  «Дикие и домашние животные»  несколько учеников получают задание: "Найти материал и подготовить рассказ о том или ином животном".  Их рассказ, впоследствии, сопровождается слайдами с этими животными. Или можно использовать видеосюжеты.

               Урок литературы должен быть ярким и образным для развития эмоциональной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора. Рисунки, портреты, фотографии в единстве со словом учителя создают образ писателя, а иллюстрации к произведениям помогают представить персонажей. Все это возможно только с использованием компьютерных технологий.

          На уроках литературного чтения возможно использование компьютера в начале урока для знакомства учащихся с биографией и творчеством изучаемого писателя. В ходе урока можно проводить лексическую работу по произведению. А также на обобщающих уроках по некоторым темам, где возможно составление кроссвордов, проведение викторин и других творческих заданий.

       На математике чаще всего использую компьютер  в начале урока во время устного счета, т. к. именно на этом этапе вижу их более эффективное применение. Так в первом, во втором классах при решении примеров с окошками, дети показывают карточками с цифрами пропущенное число, а на слайде в окошке оно появляется. Сразу видно, кто ошибся. Это и решение цепочек, это и круговые примеры, это и задачи в стихах и многое другое.    

         На уроках русского языка в начале урока использую компьютер  в словарной работе.  Дети записывают слова, в которых пропущены буквы, а  потом на слайде они появляются,  и мы проверяем, кто успешно выполнил работу.

     Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

      Применение информационных технологий на разных этапах урока способствует   повышению познавательного интереса и активизации познавательной деятельности учащихся, благодаря этому снижается утомляемость учащихся (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении).

     Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...