Взаимодействие работы учителя начальных классов и учителя-логопеда как инновационный прием в образовательном процессе.
статья (2 класс) на тему

Глухова  Людмила  Петровна

взаимодействие в работе  с учителем логопедом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped_uchitel.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие работы учителя начальных классов и учителя-логопеда как инновационный прием в образовательном процессе.

«Развитие человека – это основная цель и необходимое условие процесса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе – наш абсолютный национальный проект. Восстановление России нельзя вести за счет людей, ценой дальнейшего ухудшения здоровья.» - В.В.Путин [« О стратегии развитии России до 2020г»]

«Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения впервые определяют такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности школы. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указаны такие задачи школы как обеспечение индивидуального подхода, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения; создание комфортных условий обучения; создание мотиваций и условий для здорового образа жизни.» С.А.Котова [«Проблема здоровье формирования в контексте национальной концепции «Наша новая школа»]  Всеми участниками образовательного процесса ведется активный поиск форм, методов, технологий и направлений в педагогике оздоровления посредством здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности. В настоящее время речевыми нарушениями страдают около 50% учащихся массовых школ [по данным Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга]

С этой целью в ГОУ СОШ № 461 Колпинского района создана и апробирована модель взаимодействия работы учителя начальных классов и учителя-логопеда. В системе проводятся бинарные уроки по сохранению и укреплению здоровья учащихся, обучающихся в массовой школе, с теми или иными речевыми недостатками. Актуальность данного вида деятельности обусловлена большим количеством таких учащихся, увеличивающихся с каждым годом.

В школьный период, особенно на начальном этапе, широко распространены такие речевые расстройства, как: несформированность лексико-грамматических конструкций, недостаточная автоматизация дефектных звуков, фонетико-фонематические нарушения речи, недоразвитие высших психических функций (внимания, памяти, логического мышления). Накопленный педагогический опыт и литературные данные [А.Н.Корнева, Р.Е.Левиной, А.С.Выготского, А.Р.Лурии и др.] позволяют сделать вывод о взаимообусловленности речевой недостаточности и отклонений в развитии, взаимосвязи нарушений речевой и двигательной сферы. При дизартрии (диз = греч. аrthroo членораздельно произносить – нарушение произносительной стороны речи, из-за недостаточной иннервации речевого аппарата. Нарушения двигательной сферы сводятся либо к гипотонусу, либо гипертонусу мускулатуры не только речевого аппарата, но и мышц всего тела. При этом нарушена координация движений, произвольная общая, тонкая и артикуляционная моторика.При замедленном темпе речи (брадилалии) наблюдается общая вялость и замедленный темп всех движений. А при тахилалии (чрезмерной быстрой речи) – движения резкие, ускоренные. У большинства заикающихся детей проявляются сопутствующие движения в момент говорения, нарушения координации, их ритма, отсутствует согласованность движений, заданном определенном темпе. При вышеперечисленных формах речевых отклонений у учащихся массовой начальной школы, приоритетным направлением учебной деятельности является взаимодействие работы учителя начальных классов и учителя-логопеда, с использованием здоровьесберегающих и образовательных технологий. Активно воздействуя на каждого ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, учитель начальных классов и учитель-логопед строят свою работу на основе общих педагогических принципов и не обособлено, а дополняя и углубляя влияние каждого.

Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приемы определяются целями коррекционного обучения с учетом конкретных представлений и речевого опыта, накопленных детьми в процессе работы логопеда по разделам программы. [М.С.Давыдова «Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольных учреждений»] главной задачей учителя начальных классов и учителя-логопеда является оказание дифференцированной помощи детям с речевыми трудностями. Трудности, которые испытывают младшие школьники при обучении, обусловлены не только особенностями самого ребенка, но и рядом внешних факторов: отсутствием полноценной преемственности в работе логопеда и учителя.

Основными принципами, определяющими содержание комплексного взаимодействия учителя и учителя-логопеда, в коррекционно-развивающей работе с учащимися, являются:

  • единство коррекционных, валеологических образовательных и воспитательных задач.
  • максимальное использование и опора на сохранные анализаторы.
  • воспитание интереса, повышение познавательной активности и самостоятельности.
  • дифференцированный характер учебной деятельности учащихся с учетом индивидуальной готовности.
  • систематичность и последовательность в работе.
  • применение деятельного подхода, активное использование ведущего вида деятельности в общеобразовательных, коррекционных и оздоровительных целях.
  • снижение утомляемости, перенапряжения учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
  • повышение работоспособности.
  • формирование потребности здорового образа жизни.
  • воспитание радости от ощущения собственного здоровья, умения поддерживать это состояние.

Логопеды часто используют в работе разные виды продуктивной и игровой деятельности, они позволяют опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме, а учитель  иногда  на уроке больше времени уделяет механической отработке навыков, сухому программному материалу. Мы считаем, что работа учителя-логопеда не должна сводиться только к устранению речевых ошибок в устном или письменном плане. Логопед   должен активно участвовать в процессе обучения детей, должен тесно сотрудничать с учителем.

Мы хотим поделиться нашим опытом работы в этом сотрудничестве. И предлагаем следующие здоровьесберегающие приемы, которые используем на уроках математики, русского языка, чтении, труде и др.

1.Подготовительный этап.

Цель: Введение в проблему ЗОЖ.

Упражнения: беседы о здоровом образе жизни; чтение и выставки книг о здоровье; подбор и работа над пословицами о здоровье; участие в конкурсах рисунков и поделок «В здоровом теле – здоровый дух»; экскурсии в школьный тренажерный зал; экскурсии в кабинеты естественно-научного цикла; встречи с врачами и тренерами спортивных секций; посещение бассейна и спортивного стадиона «Ижорец»; экскурсии в музеи: Музей Гигиены, Музей Воды, Кунтскамера, русский музей и т.д.; посещение театров ТЮЗ, На Неве, Театр Сказки. Создание отзывов об увиденном в виде рассказов, сочинений, стихов, частушек, коллажей, фотозарисовок и др.

2. Прием по развитию артикуляции.  

Цели: подготовка артикуляционного уклада для правильного звукопроизношения; отработка дикции; автоматизация звуков в слогах, словах, в словосочетаниях, в предложении, в тексте; первичная профилактика артикуляторной дисграфии.

Упражнения: логораспевки; выделение звука и его характеристика; физминутки для язычка с зеркалом.

3. Прием работы над дыханием, темпом, ритмом и силой голоса, как над одной из частью звукообразования.

Цели: совершенствование и формирование речевого и неречевого дыхания, диафрагмального дыхания[М.А.Якубович, О.В.Преснова «Коррекция двигательных и речевых нарушений»]

Актуальна эта работа при работе над выразительным чтением, чтении по ролям с использованием элементов сказкотерапии, при проведении арт- недель, при работе с текстом, чтение «бегущей строки», с числовым рядом, счет по цепочке, счет через один. Упражнения на  имитации  произношения односложных слов на глубоком, продолжительном выдохе: гудение паровоза; кваканье лягушки и др; с силой дуть на предмет: вату, снежинку; «буря в стакане» с силой не надувая щек подуть в трубочку, находящуюся в стакане с водой и др.; прогони дождевую тучу (перед большимзеркалом ); отхлопывание и отстукивание ритма хХх,ХХ и т.д (с паузами и без них, с включением других звуков и т.д), распевки гласных и прямых слогов по типу: громко – тихо – еще тише; очень тихо – чуть громче – очень громко и т.д

4. Прием работы над развитием мелкой моторики.

Цели: увеличение пальчиковой подвижности; развитие силы и гибкости пальцев; нормализация эмоционально-волевой сферы; формирование зрительно-пространственной ориентировки; совершенствование моторной памяти и глазомера.

Упражнения: самомассаж рук и пальцев с применение массажного шарика; графический диктант; штриховка; шнуровка; лепка букв и цифр; рваная аппликация; обводка по трафаретам букв, цифр, животных и т.д. Эти упражнения необходимы для выработки каллиграфического подчерка, правильного соединения букв, наклона букв, для отработки графо-моторной функции, развития тактильного восприятия.

5. Прием над развитием общей моторики с использованием сенсорных дорожек с покалывающей и мягкой поверхностью.

Цели: снятие напряжения общего тонуса; профилактика плоскостопия; кинестетический контроль.

Упражнения: ходьба на носках и пятках; на уроках математики (при дифференцированном использовании ковриков с жесткой и мягкой поверхностью) при изучении мер длины и др.; при изучении состава числа; на природоведении изучение растений, насекомых на «веселой полянке» (мягкий коврик с соответственными рисунками) и т.д

6. Приемы релаксации.

Цели: создание положительного эмоционального фона; снятие тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов; растормаживание речевых функций.

Упражнения: слушание звуков воды интерьерного фонтана; слушание музыки при чтении стихов; для усиления и понимания чувств передаваемых в текстах; просмотр мультипликационных фильмов «Мойдодыр» и др; исполнение песен в караоке «От улыбки», «Если добрый ты…» и др; прослушивание голосов птиц и т.д.

7. Приемы работы по развитию познавательно-мыслительной деятельности с использованием элементов природосообразующей  педагогики.

Цели: развитие памяти, внимания, мышления.

В.А.Сухомлинский говорил:» Я стремился к тому, чтобы прежде, чем открыть книгу и прочитать по слогам первое слово, ребята прочитали страницы самой чудесной в мире книги – книги природы». [В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»].

 Д. м. н., руководитель исследований НИИ медицинских проблем В.Ф.Базарный предлагал упражнения на основе психомоторного раскрепощения, данное природой. Поэтому часть занятий должны проходить на природе.

Упражнения с использованием природосообразующей педагогики: рисование и письмо на песке по печатному образцу букв, цифр и др.; аппликация манкой по клейкой основе букв, сходных по написанию (в целях предупреждения оптической дисграфии), различных  силуэтов;  наблюдения за эстетической красотой природных пейзажев, воды (шторм, прибой, штиль, ручей, озеро и т.д), «чудесный мешочек»; «найди лишнее»; «что общего»; «вставь букву» (используя алфавит, который клеятся к доске, с помощью воды); «сухой бассейн» для кистей рук (из фасоли, гороха и др.); рисование мелом на асфальте; счет деревьев; лепка снеговика; опыты со снегом и льдом; чтение и разучивание стихов о временах года; составление и подбор потешек и скороговорок (о птицах, животных и т.д); подвижные игры с элементами костюмирования.

8. Игровые приемы. Применяются информационно-обучающие и компенсаторно-нейтрализующие приемы здоровьесбережения. [по Ковалько]  

Цели: создание психологического комфорта, повышение мотивации учебной деятельности, расширение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков, познавательных процессов, стимулирует поисковую и творческую активность, ощущение потребности в здоровом образе жизни.

Виды игр: лото «Зимние и летние виды спорта»; паззлы «Герои сказок и здоровый образ жизни»; посади дерево здоровья; настольная игра лабиринт «Кому какой спортивный инвентарь»; дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»; создание презентации «Жила - была Витаминка», «Мой режим дня»; фотоколлаж по теме «Мама, папа и я – спортивная семья»; математическое путешествие «В страну Здорового Питания»; КВН здоровья; сочинение загадок, пословиц и поговорок о здоровье и т.д.

9. Заключительный этап.

Цель: воспитание радости от ощущения собственного здоровья, умения поддержать это состояние.

Рекомендации: самостоятельное составление паспорта здоровья (режим дня, режим питания, двигательной активности, расписание досуговой деятельности, пребывание на свежем воздухе, посещение культурно-массовых мероприятий и т.д)

Совершенствуя взаимодействие работы учителя начальных классов и учителя-логопеда, мы использовали новые подходы в образовательном процессе, на интегрированной основе, это обеспечило реализацию личностно-ориентированной системы образования. Необходимыми для этого условиями можно считать:

  1. изучение психофизиологических особенностей каждого ребенка;
  2. актуализация проблемы здорового образа жизни;
  3. межпредметная интегрированная взаимосвязь;
  4. валеологическое, педагогическое и логопедическое сопровождение;
  5. повышение учебной мотивации, как фактор улучшающий психологическую базу речи;
  6. преемственность работы семьи и школы;

Особое место в работе занимают ожидаемые результаты, а именно: повышение качества учебной деятельности;

  • усиление мотивации учения;
  • социализация речевой компетентности;
  • значительное сокращение дисграфических нарушений;
  • лечебно-оздоровительный эффект;
  • актуализация семейного воспитания;
  • гармонизация с собой и окружающим миром;

Как отмечал Н.Ф.Лесгафт: «Каждая сознательная работа требует серьезного понимания значения пространства, времени и умения справляться с этими соотношениями не по книге, а на деле».