Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Воспитательная технология КТД в образовательном процессе
методическая разработка на тему

Баранова Анна Викторовна

"Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируется благодаря взаимному влиянию. Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей" В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.8 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная технология КТД в образовательном процессе. (Слайд 1)

В  соответствии с Государственными программами воспитания и согласно концепции воспитания, принятой в Лицее, главная задача школы – подготовка детей к жизненному самоопределению. Поэтому (Слайд 2)  цель воспитательной деятельности лицея определена следующим образом:  воспитание компетентных, физически и нравственно здоровых молодых людей, являющихся гражданами  и патриотами своего родного края, своей страны, занимающих активную жизненную позицию.

При таком подходе воспитательный процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел, т.е. сами ученики организуются в своей деятельности для осуществления какого-либо важного с их точки зрения и полезного дела. Задача учителя как воспитателя поддерживать инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

Важное значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет использование новейших педагогических воспитательных технологий, обеспечивающих проявление учащимися собственной позиции, расширяющих их социальный опыт. К таким технологиям мы относим КТД (Слайд 3), которое стимулирует активность учащихся и направлено на их культурное совершенствование. В Лицее сложилась система организации самостоятельной творческой деятельности учащихся, что способствует эффективному решению воспитательных задач.

(Слайд 4) Организаторская, творческая деятельность нашла свое воплощение в разработанной Игорем Петровичем Ивановым системе и методике коллективных творческих дел (КТД).

Это эффективный метод воспитания и развития учащихся, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно.

Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

(Слайд 5) Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями (основными технологическими этапами) коллективного творчества.

Первая стадия - предварительная работа коллектива.

Вторая стадия – коллективное планирование.

Третья стадия - коллективная подготовка КТД.

Четвертая стадия - проведение КТД.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД.

Шестая стадия – осознание результата дела.

(Слайд 6) Я хочу остановиться на одном из КТД «Юный защитник Отечества», которое было реализовано в этом учебном году. Участниками данного мероприятия стали учащиеся 2 – 4 классов. Прошло оно в форме квест – игры (игра, требующая решения задач для дальнейшего участия) по параллелям в течение 3-х дней.

К проведению мероприятия были привлечены классные руководители 2 - 4 классов, учащиеся - волонтёры из старших классов, родители, ВИА Лицея, ходожественный руководитель Осипов Владимир Филларетович.

Цели и задачи мероприятия: воспитание гражданственности, привитие любви к Родине, уважения к Российской армии; развитие чувства командной игры; формирование умений взаимодействия; нравственное и социальное развитие.

На первом этапе работы я нацелила будущих участников на предстоящее мероприятие к 23 февраля.

На следующем этапе при коллективном планировании была выбрана форма мероприятия, распределены поручения, выбрана инициативная группа. Этот этап был интересен тем, что было много предложений (идей), как со стороны учителей, так и со стороны учащихся.

Подготовка осуществлялась микроколлективами отдельных частей мероприятия. Мальчики каждого класса приготовили представление своей команды. Они выбрали название, речёвку, девиз, сделали эмблемы для участников команды. Девочки готовили музыкально – поэтическую открытку. Родители приобретали призы, грамоты и дипломы к мероприятию. Старшеклассники готовили вступительную часть и разрабатывали маршруты игры. Я, как организатор мероприятия совместно с классными руководителями готовила материал для линейки, маршрутные листы для команд – участниц, инвентарь и наглядный материал. Каждый кабинет был оформлен под станцию игры.

 Мероприятие прошло живо и интересно. Все учащиеся с удовольствием проходили испытания и помогали друг другу. Ребята во время игры были весёлыми и активными.

 На завершающих этапах были подведены итоги проделанной работы, внесены предложения на будущее. Ребятам было предложено анкетирование. Каждый воспитанник принял участие в размышлении об опыте своих товарищей и своем собственном, в его сравнительном анализе и оценке, в извлечении уроков на будущее.

Такое мероприятие соответствует основным направлением воспитательной работы в Лицее, кроме того, материал был подобран в соответствии с уровнем развития данного коллектива и возрастными особенностями учащихся. Данное мероприятие является частью моей системной работы классного руководителя.

 В течение прошло учебного года были проведены следующие КТД: «Осенняя ярмарка», «Букет для мамы», «Весёлые старты», «Фестиваль талантов», театральные спектакли, «70 лет Сталинградской битвы», «100 лет А. И. Покрышкину», фольклорный праздник «Весна пришла», акция добра, «Лента Памяти», «Моя семья в истории Новосибирской области», КТД к праздникам.

Большую часть КТД составляют мероприятия, направленные на                                             патриотическое воспитание. Следует отметить, что при анализе карт воспитанности учащихся начальных классов, данный показатель занимает самую высокую позицию.

В проведении мероприятий в начальной школе большую помощь оказывали: Клушина Н. В., Осипов В. Ф., Степанова Е. Н., Коломеец С. В., Гончарюк Н. Э., старшеклассники – волонтёры.

 Технология КТД - это чувство равенства всех участников, совместное творчество взрослых и детей (каждый отдаёт коллективу то, что умеет, чем обладает: один – выдумщик, другой – организатор, третий – просто слушатель), неограниченные возможности для развития творческих способностей, приобретение нового опыта.

Коллективные творческие дела являются основным инструментом формирования социально адаптированной личности.

(Слайд 7) Закончить своё выступление я хочу словами В.А.Сухомлинского, который так оценивал роль коллектива: «Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируется благодаря взаимному влиянию. Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.

В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Мастер - класс "Исследовательская деятельность"

На МО учителей начальной школы предлагаю провести мастер-класс по исследовательсеой деятельности. Организуя работу в группах, учителя проводят исследовательскую работу над одним словом....