Развитие образной памяти на уроках литературного чтения
учебно-методический материал на тему

Маресева Наталья Михайловна

В работе описываются приемы развития образной памяти на уроках литературного чтения в начальных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема нашей работы «Развитие образной памяти  на уроках литературного чтения»

Слайд 2

     Актуальность.   При поступлении ребёнка в школу резко увеличивается объём сведений, которые необходимо усваивать ежедневно. Младшему школьнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объёмную по содержанию информацию сложно.  Но информации становится все больше и больше, что служит причиной возникновения острых проблем, в том числе перегрузка учащихся. Единственный выход из создавшейся ситуации –хорошее владение специальными приёмами  для облегчения запоминания и тренировка памяти

     К недостаткам памяти младших школьников относится: неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на группы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться схемами.

3 слайд

Идея социальной природы памяти получила развитие в трудах Л.С.Выготского, А.Р.Лурия.

В работах Занкова Л.В., П.И.Зинченко, А.А.Смирнова и др. Была раскрыта роль мышления в мнемической деятельности

    В последнее время много публикаций, в которых разработаны упражнения для развития процессов памяти на отвлеченном материале, т.е. оторванном от школьной программы материале. Учителю выгоднее всего вырабатывать познавательные процессы именно на учебном материале.

4 слайд

Новизна заключается в умелом сочетании методов современных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка для выработки особого стиля работы с текстами на уроках литературного чтения.

5 слайд

     Поэтому, целью работы стало: развитие образной памяти на уроках чтения посредством обучения   различным приёмам и упражнениям запоминания  текстов.

6 слайд

  Отсюда вытекает ряд задач: изучение сущности, структуры и условия развития образной памяти, отбор методов, приёмов и обучение правильному использованию мнемических приемов.

7 слайд

Ожидаемый результат:

Достижение сформированности определенного уровня образной памяти с помощью специально разработанного комплекса методических приёмов и упражнений, способствующих развитию процессов памяти.

8 слайд

Нами рассмотрен 1 этап реализации поставленных задач

9 слайд

Для определения  уровня развития логической памяти у учащихся были использованы следующие методики. По результатам, которых были отобраны приёмы и упражнения из различных методик, направленных на развитие памяти.

10 слайд

Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря методам работы, которые мы выбрали

11 слайд

Когда ребёнок приходит в 1 класс, одной из самых сложных задач для него является овладевание быстрым, выразительным чтением. Сначала дети учатся читать, освоив азбуку, затем отрабатывается техника чтения. Именно на уроках чтения дети сталкиваются наиболее часто с текстом и стихами.  Вот по этой причине уроки чтения наиболее всего подходят для развития образной памяти, умения работать с текстом и обучение приёмам запоминания.

12 слайд

На следующем этапе работы мы знакомились с различными технологиями и отбирали упражнения и приемы, способствующие развитию образной памяти

    Нами были изучены различные методы запоминания и обработки информации и заинтересовались школой эйдетики.

Эйдетика способствует развитию обоих полушарий, делает более гармоничным самого ребёнка. Он становится более работоспособным.

13 слайд

Нами были отобраны некоторые из методов данной технологии.

Данные методы направлены на развитие воображения детей. Образная память возвращает детское восприятие мира. Для учащихся 1, 2  классов мы используем акровербальный метод для обучения пересказу. В  3 классе широко используем  цепной метод для запоминания опорных слов к тексту.  Этот метод  также используем для заучивания случаев таблицы умножения на уроках математики.

Метод мест наиболее эффективен в использовании учащимися 4 класса на этапе вторичного анализа текста .

14 слайд

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Для этого лучше других подходит технология развития критического мышления чтению и письму. Ее применение позволяет развить познавательные  процессы и способности.

15 слайд

Так как большинство  детей до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному типу, необходимо сочетать  развитие  образной памяти с развитием воображения.

 Учитывая индивидуальные особенности развития мышления детей, использую прием «логическая цепочка», «кластер», «синквейн», «верите ли вы ,что… Приведу пример нескольких из них.

На этапе анализа текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Это помогает детям при пересказе текста.

Прием кластер мы используем на этапе актуализации имеющихся знаний перед изучением нового материала. Данный прием нами используется и  на уроках окружающего мира при работе с научно-познавательными текстами.

Приём верите ли вы, что …используем уже в первом классе на этапе вторичного анализа текста, дети делятся на 2 группы. Одна группа придумывает фразу или берёт её из текста, а другая соглашается или нет.

16слайд

При обобщении раздела используем прием составления синквейна , начиная со 2 класса. Например: при прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаю определить значение слова сказки на основе данного метода.

18 слайд

Трудности чтения и письма у детей в букварном периоде обучения грамоте связаны с плохим запоминанием букв. На уроках изучения буквы используем следующие упражнения.

При  использовании первого типа упражнений используем усложнения: назвать, например, гласные буквы в которые входит элемент наклонная палочка .

Задания типа какие буквы спрятались в рисунке очень нравятся детям, они охотно их выполняют.

Работа с алфавитом проходит интереснее , когда дети выполняют задания типа корректурная проба. Это упражнение позволяет измерить скорость называния букв.

Поиск данной буквы в своём имени или фамилии опирается на привлечение словаря из окружающей действительности

18 слайд

Стихотворение выучить будет проще, если создавать   вместо текста мысленные образы.  Например способом фотоаппарат.  Дети после чтения стихотворения переводят каждую строфу  текста в образную форму . затем используя  придуманные образы рассказывают стихотворение. После этого дети делятся впечатлениями от текста.

Эффективен  он и в обучении детей с задержкой психического развития.

19 слайд

Уловить основные идеи текста помогают особые способы запоминания текста. Их много. Например.  Прием  Что? Где? Когда? Помогает уловить основные идеи текста. При использовании этого  метода не ускользнёт ни один аспект какого-либо явления, описанного в тексте.  

20 слайд

Одним из способов развития образной памяти мы используем Планирование . Данный способ предполагает создание плана произведения.  Работа представляет собой систему специальных блоков упражнений, включенных в урок чтения.

Целью первого этапа является обучение составлению плана текста и обучение работы с текстом.

В 1 классе при обучении работы с текстами в 1 блоке используем такие упражнения

          Деление текста  на части , оформление пунктов плана                              

  • Нахождение главных мыслей в тексте
  • Подбор заголовков к частям текста (создание зрительного образа)
  • Нахождение в тексте частей по данным заголовкам ( выстраивание содержимого в логическую цепочку, что облегчает запоминание)
  • Оформление пунктов плана
  • Подбор частей текста к данным заголовкам

             При  составлении картинного плана используем :

  • Устное рисование картинок к частям рассказа . условие на картинке-один момент развития событий.( развитие памяти и воображения)

  • Составление картинного плана или называние картин ( работа в группах по рисованию на память картинок к определенной части текста с соответствующей последовательностью)
  • Выбор определенного количества картинок, которые отражают существенные детали текста.
  • Замена картин перечнем основных мыслей ( индивид. Карточки с заданием разделить деформированный текст по картинкам, озаглавить картинки

 Следующий блок упражнений используем  во 2 классе

  • Вычленение смысловых частей в тексте
  • Выборочный пересказ
  • Перестройка несгруппированного текста в сгруппированный
  • Составление плана в свернутой форме и про себя

В 3, 4 классах пользуемся следующими упражнениями

 Новое: Упражнения по составлению сложного плана (4класс)

  • составление сложного плана.
  •  вычленение главного и существенного
  • отработка умения пользоваться планом в процессе запоминания

на 2 этапе параллельно идет обучение сжатому изложению на уроках русского языка.

                                      3 типа упражнений:

1 тип: составление подробного плана, затем сжимания за счет сокращений пунктов плана./ сжатие текста путем отбрасывания отдельных предложений, которые содержат второстепенный материал.

2 тип: дробный анализ текста: дифференциация каждого предложения на существенное и подробности.

3 тип: выделение смысловых вех, прием двукратного или трех кратного сокращения текста.

                                            21 слайд.

Очень важно научить детей пересказу своими словами. Пересказывая словами, ребёнок учится не только правильно говорить, но и тренирует образную память. Эта работа идет уже  с 1 класса, где дети пересказывают текст своими словами. Более эффективные виды работы, творческие пересказы,  используем во 2 , 4 классах. Данные виды более сложны, но и более интересны.

                                         22 слайд

На представленных диаграммах   можно увидеть , что уровень зрительной памяти от 2 класса до 4 класса увеличился с 21 до 30 процентов, уровень слуховой памяти вырос от 18 до 24 процентов

                                          23 слайд.

Уровень смыслового запоминания вырос на 6 процентов к 4 классу, уровень логической памяти увеличился на 10 процентов.

Можно сделать вывод о том , что имеются более широкие возможности развития  образной памяти в младшем школьном возрасте при условии целенаправленного использования специально разработанного комплекса методических приёмов и упражнений, способствующих развитию процессов памяти.  в частности составления плана  текста. В этом теоретическое значение результатов нашей работы.

24 слайд

Опыт  работы обобщался на фестивале педагогических идей, разработки и видеоуроки участвовали в конкурсах, о чем свидетельствуют представленные грамоты.

25 слайд

   Разработанная нами система упражнений , может найти успешное практическое применение как в работе учителя по формированию логической, образной памяти у школьников, так и при самостоятельной работе учащихся.                            

Сказанное определяется практической направленностью проведенной работы, возможность его использования с целью улучшения работы педагогами в других образовательных учреждениях


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...

Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения

Описание методической системы учителя. В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благо...

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...

Развитие критического мышления на уроках литературного чтения при работе с литературным и художественным произведениями»

Данный мастер - класс представляет собой анализ произведений с использованием ТРКМ...