Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочной деятельности
статья на тему

Сметова Ольга Валентиновна

Материал содержит  доклад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 79.

Доклад на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе».

        Работу выполнил:

учитель начальных классов

Сметова Ольга Валентиновна.

г. Нижний Новгород 2010г.


http://www.openclass.ru/themes/theme011/images/line00.gif


 Вопросы здоровьесбережения актуальны во все времена. Но особенно актуальны теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу: за последние годы втрое увеличилось количество детей с хронической патологией. 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми (по некоторым другим исследованиям этот процент еще выше). Таким образом, годы учебы в школе не только пополняют багаж знаний, умений и навыков, но и перечень таких заболеваний, как болезни костно-мышечной системы, органов зрения, дыхания, пищеварения, нервные болезни, сердечно-сосудистые. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. К сожалению, нельзя исключить школьный компонент: это и отсутствие удобной современной мебели, не всегда соответствующее возрастной гигиене расписание, конечно же, перегрузки программ и многие другие. Но есть еще одна причина – это недостаточные действия учителя в отношении охраны здоровья на уроке.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить три основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока

  •  Гигиенические условия в классе (кабинете);
  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
  • Число использованных учителем видов преподавания;
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
  • Чередование видов преподавания;
  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
  • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
  • Физкультминутки и физкультпаузы;
  • Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
  • Благоприятный психологический климат на уроке;
  • Преобладающее выражение лица учителя;
  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
  • Темп и особенности окончания урока;
  • Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
-
левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический

стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
-
правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
-
равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило3. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  • 5-25-я минута — 80%;
  • 25-35-я минута — 60-40%;
  • 35—40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

              Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока


Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

«Сиди и не вертись!» – кому не знакома эта фраза? Между тем сорок лет наблюдений американского физиолога Лоуренса Морхауса подвигли его сделать вывод, что во время сидения не только можно, но и нужно ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. Движения обеспечивают лучшее кровоснабжение, питание мозга кислородом. Этот пример подтверждает исключительную значимость физминуток – традиционных упражнений, которые обеспечивают продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, не допускают утомления и усталости. При использовании учитывается многое: какое время года, какая тема урока, какой урок по счету, какой этап урока, какое утомление следует снять и т. д. Например, чтобы преодолеть трудность, добиться успеха на уроке, вселить детям надежду и уверенность произношу следующие слова:

Жила-была плохая и скучная работа

Без ласки, без уюта, без главного чего-то,

Чего-то человечного, без сердца человечьего.

И сжалился над нею хороший человек.

 Сказал он ей, жалея: «Ты будешь лучше всех!».

За скучную работу он весело взялся,

И работа похорошела вся!

В соответствии с рекомендациями гигиенистов, физминутки провожу в начале урока и на 20-30 минутах; в 1 классе – в начале урока, на 15 минуте и в конце урока. В некоторых случаях – при первых признаках двигательного беспокойства. Делаю это с удовольствием, энергично, для меня они также полезны. Считаю, личный показ учителя повышает значимость этих упражнений.

Иногда предлагаю детям подвигаться свободно, как хочется им: покачаться березкой, достать до неба, распластаться на стуле как клякса, подвигаться как медуза, показать, какими они были, когда были маленькими, какими станут, когда вырастут.

Для предотвращения зрительного утомления в арсенале достаточное количество упражнений. Хорошо снимает напряжение таблица-тренажер – схема со зрительными траекториями, которую можно разместить на любой стене или даже потолке. На ней с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд (вверх, вниз, вправо, влево, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмерке»). Каждая траектория имеет свой цвет. Детям говорю так: «Побежали глазками по дорожке стадиона для глаз, теперь в обратном направлении).

Иногда использую и другие упражнения, дающие отдых усталым глазам (полагаю, они наиболее гармонично сочетаются с фрагментами урока). Положительно воздействуют на психоэмоциональную сферу, а также снимают и зрительное утомление такие релаксационные паузы как фиксирование, любование явлениями природы. Не оставляю без внимания такие «чудеса» как кружение осеннего листопада, обрушившийся как стена сильный ливень, медленный танец узорчатых снежинок. Или в одно прекрасное утро вдруг наступившая весна. Когда такое происходит, мы дружно встаем и подходим к окну – наблюдаем происходящее, восхищаемся, а значит, заряжаемся хорошим настроением, и глаза в эти паузы отдыхают.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Важным аспектом здоровьесбережения считаю регуляцию психологической и физической нагрузки на уроке. Понимаю, что одна из причин ухудшающегося здоровья школьников – недостаточные действия в отношении охраны здоровья именно на уроке. От урока зависит будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Прозвенел звонок. Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – главное. Огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Например:

•        Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть. Усаживайтесь поудобнее, мне поскорее хочется вас научить…

•        Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза, приступим к делу.

•        Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас  на уроке будет  много интересного.

•        Ребята! Согласна, произошли неприятности, но поверьте, все пройдет. Наберите побольше воздуха, выдохните все вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Все будет хорошо!

Конечно, кроме психологического словесного настроя, я еще много чего учитываю: какой это урок в расписании – после обеда или физкультуры, первый в понедельник или последний в пятницу, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, «разбудить» или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе.

Элементы цвето и музотерапии – один из компонентов здоровьесбережения, которые также можно успешно использовать. Например, наличие большого количества комнатных цветов благотворно влияет не только на органы дыхания, но и на цветовосприятие. Цвет можно учитывать и в дизайне кабинета. Цвет стен, парт, подставок, штор на окнах нужно подбирать с учетом комфортного созерцания, они имеют оттенки зеленого, что создает ощущение покоя, надежды, новизны, свежести. Для моделирования хорошего настроения выручает музыка. Музыкальное сопровождение можно  планировать в перемены, когда необходимо отвлечься от беспорядочной беготни. Произвольные танцевальные движения под ритмичную музыку позволяют детям «насытить» потребность в движении. Хорошее психо-эмоциональное состояние поддерживают «минуты радости» – любая приятная информация: сообщения, поздравления, объявления и др., «смехопаузы» – смешные истории, забавные случаи из жизни детей (обычно это бывает в первые дни после каникул).

Успешно трансформирует отрицательные эмоции в положительные, гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем дыхательная чудо-гимнастика А. Н. Стрельниковой.  Её проводят перед первым уроком, когда в помещении еще чистый воздух. Вдох носом – короткий, шумный, резкий, как укол. Выдох – ртом. Количество вдохов-выдохов минимум 16. Чтобы не сбиться со счета про себя проговорить считалку «Чижик-пыжик…». Движения такие: свести руки перед грудью, правая рука то сверху, то снизу. При встречном движении рук в момент быстрого и шумного вдоха сжимается верхняя часть легких.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Так, на уроках окружающего мира практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Это лишь некоторые аспекты здоровьесбережения. Очень не хочется, чтобы современную школу называли школой болезней. Поэтому я четко утвердилась в том, что роль учителя в сохранении здоровья учащихся значительна, и я каждый день на каждом уроке учу детей не только предмету, но и осознанно относиться к своему здоровью. Я стараюсь выработать у каждого ученика устойчивую привычку, потребность в выполнении физических и психологических упражнений не только на уроке, но и вне его, в своей повседневной жизни. Позиция «когда я здоров – это мое личное дело, а когда заболею, лечите меня, доктора» – губительна. И я  как педагог в ответе за здоровье наших детей.

              


ЛИТЕРАТУРА

  1. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2003. №30. С.15-18.
  2. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.
  3. Колесникова М.Г. Изучение уровня валеологической готовности учащихся и педагогов // Валеология. №3. 2003. С.25-28.
  4. Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003. С.45-53.
  5. Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. №1. 2001. С.50-57.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. – 239с.
  7. Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. – Волгоград: «Перемена», 1998. – 150с.
  8. Воспитательный потенциал санкт-петербургского образования. Аналитический отчет / Под редакцией В.Г. Воронцовой, В.Ю. Кричевского. – СПб.: СПбАППО, 2003. – 399с.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998. – 255с.


Анализ здоровьесберегающего потенциала школьного урока

  1. Опишите, когда и где происходил урок:

Школа______ класс _____ дата ________ предмет ___________ какой это урок по счету ____

Ф.И.О. учителя __________________________________________________________________

Тема ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Кратко изложите ход урока (рекомендуется приложить к анализу план или конспект урока) ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Оцените здоровьесберегающую направленность целей урока:

*А) направленность на развитие личности учащегося _____

обеспечивать приобретение знаний о себе, о своем месте в мире, своих отношениях с миром;

создавать условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;

способствовать приобретению умений принятия решений, выбора поведения;

помогать развитию  рефлексии собственной деятельности и ее результата;

другое______________________________________________________________________

*Б) направленность на формирование  здоровья и здорового образа жизни____

обеспечивать понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

способствовать формированию отношения к человеку и его здоровью как к  ценности;

содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни;

помогать вырабатывать индивидуальный способ здорового образа жизни;

другое____________________________________________________________________

4. Оцените наличие в организации деятельности учащихся на уроке:

*А) свободного выбора____

содержания;

действия;

способа действия;

способа взаимодействия; творческая работа;

другое ________________

*Б) самодеятельности и совместной деятельности __

ученик в роли учителя; кооперативное обучение; имитационное моделирование; дискуссия; исследование; другое_______________________

*В) оценочной самостоятельности ___

взаимопроверка;

участие в оценивании ответа другого;

оценивание собственного ответа;

другое_______________________

*5. Оцените активацию учителем познавательного и социального интереса учащихся к содержанию урока: _______

организация поисковой мыслительной активности;

формирование собственного мнения; использование занимательного материала;

опора на личный опыт учащихся;

формирование эмоционального отношения  к содержанию;

нахождение практического применения содержания;

другое __________________________________

 ____________________________________________________________________________

*Здесь и далее все отмеченные звездочкой пункты оцениваются по шкале от 0 до 1.

Шкала оценки:

0 – отсутствует на уроке;

0,5 – недостаточно четкое проявление;

1 – ярко выраженная реализация положения.

Подчеркните или впишите положения, имеющиеся на уроке, и оцените пункт в баллах в целом.  При этом краткие описания положения, помещенные под звездочкой, можно использовать как основу для его оценивания.

6. Оцените психологическую безопасность взаимоотношений (наличие эмоционального комфорта):

*А) между учителем и учениками_____

диалогическое взаимодействие;

оказание помощи, поддержка;

соответствие возрасту;

индивидуально-дифференцированный подход;

безопасное оценивание;

другое____________________________

*Б) между учениками _____

активность в общении;

дружелюбие; сотрудничество;

взаимопомощь, поддержка;

заинтересованность в общем результате;

другое___________________________

7. Оцените соответствие условий гигиеническим и экологическим нормативам:

*А) учебной деятельности _____

нормирование учебной нагрузки, в т.ч.  домашнего задания;

учет динамики работоспособности;

обоснованное применение

средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ;

другое__________________________

*Б) учебного помещения___

освещенность;

школьная мебель;

воздушно-тепловой режим;

эстетический комфорт;

другое_________________

*В) учебного режима_______

место урока в учебном дне;

в учебной неделе;

в учебной четверти;

в учебном году;

другое_________________

*8. Оцените наличие приемов психологической и физической разгрузки: ____

физкультминутки;

динамические паузы;

минутки релаксации;

дыхательная гимнастика;

гимнастика для глаз;

массаж активных точек;

создание положительного эмоционального настроя;

другое_________________________________________________________________________.

9. Предложите учащимся оценить свое состояние  после урока:

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока».

весело – грустно (чувствую вдохновение – чувствую подавленность)

интересно –не  интересно

не волнуюсь – волнуюсь (уверен в себе  – не уверен в себе)

не устал –устал

старался – не старался (пассивен – активен)

доволен собой –не доволен собой (успешен –неуспешен)

не раздражаюсь  – раздражаюсь (терплю – не хватает терпения)

10. Рассчитайте здоровьесберегающий потенциал урока по сумме набранных баллов (максимально можно получить 12 баллов): ___________________________________

Опишите, как необходимо изменить урок, чтобы увеличить его здоровьесберегающий потенциал: _______________________________________


Табл. 1.

Здоровьесберегающий потенциал школьного урока

Базовые

потребности

учащегося

Школьные

факторы риска

Здоровьесберегающая

деятельность педагога

Самоактуализация

(уважение к себе,

 самоосуществление)

Ценности и цели «знаниевой» педагогики – обеспечить адаптацию к требованиям общества за счет:

∙ освоения учащимися предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения);

∙ освоения учащимися морально-нравственных норм (результат воспитания)

Ценности и цели личностно-ориентиро-ванной педагогики – создать условия для развития личности ребенка за счет:

∙ обеспечения личностного смысла образования (ориентация на потребности и интересы учащихся);

∙ деятельностного подхода к обучению (освоение способов деятельности);

∙ развития самостоятельности мышления (умения принимать собственные решения)

Уважение

(одобрение, благодарность, признание)

Общения

(привязанность, причастность к группе)

∙ репродуктивно-иллюстративный подход к обучению;

∙ монологический характер обучения

∙ кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия учащихся);

∙ создание субъектных ситуаций деятельности учащихся (самодеятельности);

∙ диалогическое взаимодействие педагога и учащегося;

Безопасность

(физическая и психологическая)

∙ неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований

∙ произвольное оценивание через отметку и словесную характеристику

∙ соревновательный характер обучения

∙ соответствие обучения возрастным особенностям учащихся

∙ индивидуально-дифференцированный подход к обучению

∙ безопасное оценивание (эффективная обратная связь)

∙ создание условий для оценочной самостоятельности учащихся

∙ доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся

∙ организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися    

Физиологические

(пища, отдых, движение, кислород)

∙ перегрузка

∙ гиподинамия

∙ неудовлетворительное состояние школьной среды

∙ соблюдение требований к объему учебной нагрузки (в т.ч. дом.заданий)

∙ рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим)

∙ обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ

∙ использование приемов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, динамических нагрузок

∙ соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "использование здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности.

Основные моменты использования здоровьесберегающих технологий, позволяющие:   1. Формировать здоровый образ жизни у учащихся2      Проводить профилактику вредны...

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.

В сфере деятельности  педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная...

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках        и внеурочной деятельности в начальной школе."...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочных занятиях эстетического направления».

Давайте проведем небольшой эксперимент. Представьте воздушный шар, который летит над землей. А теперь человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Ярко светит солнце, голубое небо. Подумайте, какие...