Статья: "Методы и приемы в организации исследовательской деятельности младших школьников"
статья (1 класс) по теме
В статье можете ознакомиться с методами и приемами в организации исследовательской деятельности младших школьников. Это мои наработки за 2013-2014 уч. год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Питина Елена Дмитриевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Богашевская СОШ им. А. И. Федорова» Томского района
Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается не только в обновлении его содержания, но и в обновлении технологий, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решать такие задачи. Как сделать так, чтобы личность в ходе образовательного мероприятия характеризовалась высоким уровнем активности? Как повысить познавательный интерес и с помощью чего, чтобы добиться максимального результата?
Использование проектно-исследовательской деятельности в младших классах одно из решений этой проблемы.
Результатом этой работы является - введение каждой личности в совместную деятельность со всеми участниками образовательного мероприятия. Такими мероприятиями для классного коллектива 1 «а» класса в 2013-2014 учебном году стали:
Таблица №1 Результаты проектно-исследовательской деятельности.
Планируе-мый результат | Исследова- тельская деятель-ность | Формы проведения | Формы деятельнос-ти | Продолжительность | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия | Вариант организации деятельности младших школьников. Программа внеурочной деятельности школьников |
Проект «Что такое томат» | |||||||
Определе- ние слова томат 15.10.2013 | Всхожесть семян | Совместная деятельность учащихся и родителей (выставка рисунков) | Коллективная | Долгосрочный | Самопрезентация | Поиск информации | Вариант организации деятельности младших школьников в классном научном сообществе |
Проект «Что такое твистинг» | |||||||
Определе- ние слова твистинг 23.11.2013 | Виды шаров | Совместная деятельность учащихся с библиотекарем | Групповая | Краткосрочный | Самопре- зентация для ребят 1«в» класса | Наблюдение в использова- нии | Индивидуальное посещение семьями цирка, магазинов «Товары для праздника» |
Проект «Портрет моей мамы» | |||||||
Пополне- ние портфолио17. 09.2013 | Виды рамок | Индивидуальная деятельность ребёнка под руководством учителя | Индиви-дуальный | Краткосрочный | Выставка работ учащихся в классе, школе, посёлке | Оформление результатов исследова-ния | Экскурсия в «Музейный дом», поиск информации в интернете |
Описанные в таблице результаты первых проектных шагов представляют собой методику организации исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
В ходе работы выяснилось, что уровень сформированности коммуникативных умений и навыков, демонстрируемый в процессе проектно-исследовательской деятельности у детей разный (через метод «Педагогическое наблюдение»):
- Высокий (применение во взаимодействии всех необходимых коммуникативных умений и навыков)
8 человек
- Средний (актуализация некоторых коммуникативных умений и навыков)
7 человек
- Низкий (не применяет необходимые коммуникативные умения и навыки, нарушает правила общения)
6 человек
Дети не могут:
* выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
* применять правила делового сотрудничества;
* проявлять терпение и доброжелательность. доверие друг к другу;
Наличие этих показателей послужило мне поиском более эффективных методов и приемов формирования у учащихся личностных, коммуникативных УУД.
Решением этой проблемы послужило:
- изучение методического пособия Т. В. Кузнецовой «Пропедевтический этап обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников»;
- программы внеурочной деятельности, предусмотренные ФГОС;
- применение в практике современной образовательной технологии АМО (Активные Методы Обучения);
Систематически работая над этой проблемой позволило классному коллективу принять участие в Открытом областном молодежном форуме «Новое поколение: кадровый резерв 21 века» (победа в номинации «Социокультурная и экономическая перспективность и значимость работы»), в районной научно-практической конференции школьников «Юный исследователь 2014» (2 место)
Таблица №2. Результаты проектно-исследовательской деятельности.
Планируе-мый результат | Исследова-тельская деятель-ность | Формы проведения | Формы деятель-ности | Продолжи-тельность | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия. | Вариант организации деятельности младших школьников Программа внеурочной деятельности школьников |
Проект «Мир волшебства. Или что такое твистинг» | |||||||
Научиться технике твистинга 05.03.2014 | *Кто такие ацтеки; *Меры предосторожности при работе с шарами; *Правила хранения фигурок; | Совместная деятельность учащихся под руководством учителя | Группо-вой | Долгосроч-ный | *Организа-ция и прове-дение мастер-класса на районном конкурсе «Бе- зопасное коле- со»; * Изготовле- ние подарков к празднику «Бабушка рядышком с бабушкой» | * Акция «Дети- Детям» «Можешь ли ты стать волшеб- ником?» | *Оформление школы к научно-практической конференции (демонстрация работ); *Научно-практическая конференция-ролевая игра; *Практическая работа «Моделировв-ние собачки» |
К концу 1 года обучения отмечается динамика в формировании коммуникативных УУД. Через рефлексивную таблицу видно, что проектная деятельность для ребят интересна, дети научились соблюдать правила общения с напарником, классом. В коллективной деятельности научились доверять друг другу.
Таблица № 3. Рефлексивная таблица для анализа деятельности детей в рамках проектно-исследовательской деятельности
№ п/п | Показатели | Мое мнение: 1) согласен 2) не согласен 3) затрудняюсь |
1 | Я проявлял интерес к проектной деятельности |
|
2 | Мне хотелось участвовать в совместной деятельности |
|
3 | Я оценивал ситуацию с учетом правил поведения и этики |
|
4 | Я старался проявлять уважение и доверие к участникам совместной деятельности |
|
Анализируя таблицу получились результаты:
• Высокий (применение во взаимодействии всех необходимых коммуникативных умений и навыков)
10 человек
• Средний (актуализация некоторых коммуникативных умений и навыков)
9 человек
• Низкий (не применяет необходимые коммуникативные умения и навыки, нарушает правила общения)
2 человек
Как видно на конец года выделилась стойкая группа обучающихся 1 «а» класса по показателям несформированности личностных УУД, связанных с состоянием здоровья детей.
Эти дети были направлены в летний оздоровительный лагерь, где они активно включились (регламент во времени отсутствовал, снялось излишнее волнение у тревожных детей) в КТД совместно с родителями, участвуя в районном конкурсе «Лучшая детская площадка» и победили.
Подводя итог вышесказанному, могу сказать, что учитель постоянно пополняющий свои знания по тематике проектов, всегда выступает «играющим тренером» в работе над проектом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...
Презентация "Организация исследовательской деятельности младших школьников в КОГОКУ "Лицей естественных наук"
В данной презентации представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности младших школьников в Кировском областном ггосударственном общеобразовательном казенном учреждении "Лице...
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Учителя, долгое время работающие в школе, знают, какое огромное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/13/picture-91772.jpg)
Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».
Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-144447-1353650437.jpg)
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.Заместитель директора по УВР, учитель Грахова Т.В. Дорога к истине берет начало из детства светлого,Ведь ум детей пытлив ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563180-1421098864.jpg)
Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС
Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...