Статья: "Методы и приемы в организации исследовательской деятельности младших школьников"
статья (1 класс) по теме

В статье можете ознакомиться с методами и приемами в организации исследовательской деятельности младших школьников. Это мои наработки за 2013-2014 уч. год.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Питина Елена Дмитриевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Богашевская СОШ им. А. И. Федорова» Томского района

    Стратегическая  задача развития школьного образования в настоящее время заключается не только в обновлении его содержания, но и в обновлении технологий, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Традиционное репродуктивное  обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решать такие задачи. Как сделать  так, чтобы личность в ходе образовательного мероприятия характеризовалась высоким уровнем активности?  Как  повысить познавательный интерес и с помощью чего, чтобы добиться   максимального результата?  

    Использование проектно-исследовательской деятельности в младших классах одно из решений этой проблемы.

    Результатом этой работы является - введение каждой личности в совместную деятельность со всеми участниками образовательного мероприятия. Такими мероприятиями для классного коллектива 1 «а»  класса в 2013-2014 учебном году стали:

Таблица №1 Результаты проектно-исследовательской деятельности.

Планируе-мый результат

Исследова-

тельская деятель-ность

Формы проведения

Формы деятельнос-ти

Продолжительность

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Вариант организации

деятельности младших школьников.

Программа внеурочной деятельности  школьников

Проект «Что такое томат»

Определе-

ние слова томат

15.10.2013

Всхожесть семян

Совместная деятельность учащихся и родителей (выставка рисунков)

Коллективная

Долгосрочный

Самопрезентация

Поиск информации

Вариант организации деятельности младших школьников в классном научном сообществе

Проект «Что такое твистинг»

Определе-

ние слова твистинг 23.11.2013

Виды шаров

Совместная деятельность учащихся с библиотекарем

Групповая

Краткосрочный

Самопре-

зентация для ребят 1«в»  класса

Наблюдение в использова-

нии

Индивидуальное посещение семьями цирка, магазинов «Товары для праздника»

Проект «Портрет моей мамы»

Пополне-

ние портфолио17. 09.2013

Виды рамок

Индивидуальная деятельность ребёнка под руководством учителя

Индиви-дуальный

Краткосрочный

Выставка работ учащихся в классе, школе, посёлке

Оформление результатов исследова-ния

Экскурсия в «Музейный дом», поиск информации в интернете

  Описанные в таблице результаты первых проектных шагов представляют собой методику организации исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

   В ходе работы выяснилось, что  уровень сформированности  коммуникативных умений и навыков, демонстрируемый в процессе проектно-исследовательской деятельности у детей разный (через метод «Педагогическое наблюдение»):

  • Высокий (применение во взаимодействии всех необходимых коммуникативных умений и навыков)

 8 человек

  • Средний (актуализация некоторых коммуникативных умений и навыков)

     7 человек

  • Низкий (не применяет необходимые коммуникативные умения и навыки, нарушает правила общения)

     6 человек

Дети не могут:

* выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

* применять правила делового сотрудничества;

* проявлять терпение и доброжелательность. доверие друг к другу;

    Наличие этих показателей послужило мне поиском более эффективных методов и приемов формирования у учащихся личностных, коммуникативных  УУД.

   Решением этой проблемы послужило:

  • изучение методического пособия Т. В. Кузнецовой «Пропедевтический этап обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников»;
  • программы внеурочной деятельности, предусмотренные ФГОС;
  • применение в практике современной образовательной технологии АМО (Активные Методы Обучения);

    Систематически работая над этой проблемой позволило классному коллективу принять участие в Открытом областном молодежном форуме «Новое поколение: кадровый резерв 21 века» (победа в номинации «Социокультурная и экономическая перспективность и значимость работы»), в районной научно-практической конференции школьников «Юный исследователь 2014» (2 место)

  Таблица №2. Результаты проектно-исследовательской деятельности.

Планируе-мый результат

Исследова-тельская деятель-ность

Формы проведения

Формы деятель-ности

Продолжи-тельность

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия.

Вариант организации

деятельности младших школьников Программа внеурочной деятельности  школьников

Проект «Мир волшебства. Или что такое твистинг»

Научиться технике твистинга

05.03.2014

*Кто такие ацтеки;

*Меры предосторожности при работе с шарами;

*Правила хранения фигурок;

Совместная деятельность учащихся под руководством учителя

Группо-вой

Долгосроч-ный

*Организа-ция и прове-дение мастер-класса на районном конкурсе «Бе-

зопасное коле-

со»;

* Изготовле-

ние подарков к празднику

«Бабушка рядышком с бабушкой»

* Акция

«Дети-

Детям»

«Можешь

ли ты

стать волшеб-

ником?»

*Оформление школы к научно-практической конференции (демонстрация работ);

*Научно-практическая конференция-ролевая игра;

*Практическая работа «Моделировв-ние собачки»

  К концу 1 года обучения отмечается динамика в формировании коммуникативных УУД. Через рефлексивную таблицу видно, что проектная деятельность для ребят интересна, дети научились соблюдать правила общения с напарником, классом. В коллективной деятельности научились доверять друг другу.

Таблица № 3. Рефлексивная таблица для анализа деятельности детей в рамках проектно-исследовательской деятельности

№ п/п

Показатели

Мое мнение:

1) согласен

2) не согласен

3) затрудняюсь

1

Я проявлял интерес к проектной деятельности

  1.  18
  2.  3
  3. -

2

Мне хотелось участвовать в совместной деятельности

  1. 15
  2. 4
  3. 2

3

Я оценивал ситуацию с учетом правил поведения и этики

  1.  16
  2.  3
  3. 2

4

Я старался проявлять уважение и доверие к участникам совместной деятельности

  1.  19
  2. 1
  3. 1

Анализируя таблицу получились результаты:

 •        Высокий (применение во взаимодействии всех необходимых коммуникативных умений и навыков)

                 10 человек

 •        Средний (актуализация некоторых коммуникативных умений и навыков)

       9 человек

 •        Низкий (не применяет необходимые коммуникативные умения и навыки, нарушает правила общения)

       2 человек

  Как видно на конец года выделилась стойкая группа обучающихся 1 «а» класса по показателям несформированности личностных УУД, связанных с состоянием здоровья детей.

Эти дети были направлены в  летний оздоровительный лагерь, где они активно включились (регламент во времени отсутствовал, снялось излишнее волнение у тревожных детей) в КТД совместно с родителями, участвуя в районном конкурсе «Лучшая детская площадка» и победили.  

  Подводя итог вышесказанному, могу сказать,  что учитель  постоянно пополняющий свои знания по тематике проектов, всегда выступает «играющим тренером» в работе над проектом.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

Презентация "Организация исследовательской деятельности младших школьников в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной презентации представлен опыт работы по организации  исследовательской деятельности младших школьников в Кировском областном ггосударственном общеобразовательном казенном учреждении "Лице...

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Учителя, долгое время работающие в школе, знают, какое огромное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска...

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....

Организация исследовательской деятельности младших школьников.

Организация исследовательской деятельности младших школьников.Заместитель директора по УВР, учитель Грахова Т.В. Дорога к истине берет начало  из детства светлого,Ведь ум детей пытлив ...

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...