Мотивационный компонент урока
статья на тему

Короваева Марина Николаевна

Для обеспечения мотивационного компонента урока необходимо сочетание общих усилий , стимулирующих желание школьников учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.rar8.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Мотивационный компонент урока»

Короваева Марина Николаевна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №570

г. Санкт-Петербурга

     Мотивационное обеспечение учебной деятельности остаётся сложной проблемой, так как требует от учителя большой подготовительной работы к уроку и напряжённого труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ребёнка.

     Ведь заботясь о мотивации обучения, нужно ориентироваться не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят, как сохранить их эмоциональное состояние, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию.

 Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы межличностного общения на уроке с широким применением методов и приёмов, прямо работающих на мотивационный компонент урока. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий: гуманное отношение к детям, удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с учителем, одноклассниками в процессе работы на уроке, обогащение мышления эмоциями, интеллектуальными чувствами, стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей, формирование правильной оценки своих возможностей, воспитание ответственного отношения к труду. Гуманные отношения на уроке и вне его должны утверждать человеческое достоинство каждого ребёнка, способного и неспособного. Если на уроке создаются личностно-ориентированные доброжелательные отношения, при которых дети не боятся высказать свою оценку, даже не совпадающую с мнением учителя, и  таким образом реализуют своё право самостоятельно мыслить – это и становится истоком нового мышления. Поэтому нужно всячески поощрять и специально создавать такие ситуации, когда ученик рассуждает, употребляя выражения: «Я считаю, что это правильно, так как...», «Я сомневаюсь, потому что…», « Я уверен, потому что…». Личный опыт участия в разных видах деятельности позволит ученику узнать себя и дать толчок тому, что заложено в нём природой. Общение на уроке обусловлено учебной необходимостью, но это лишь внешняя сторона учения. Главное же состоит в его внутреннем содержании, т.е. в тех отношениях, которые складываются в процессе общения. Здесь важно сочетание разумной требовательности учителя с педагогической зоркостью, умением не пропустить момент, когда ученик  особенно нуждается в поддержке. Например, окружить вниманием ученика, который пришёл после болезни, ободрить мнительного, неуверенного в себе, приласкать ребёнка из неблагополучной семьи…

Учителям необходимо на деле реализовывать совет В.А. Сухомлинского, что «обучение – не только механическое перекладывание знаний из головы учителя в голову ребёнка, а сложные моральные отношения, в которых ведущей чертой являются воспитание чувства чести, достоинства и на этой основе – желания быть хорошим». Психологической основой общения на уроке является постоянное изучение личности учеников, понимание мотивов их поведения. Не менее важно осознанное стремление учителя к овладению всё более тонкими средствами влияния, неизменный такт, разнообразие и обоснованность способов поощрения и коррекции поведения детей. Нужно специально продумывать, расширять и обогащать взаимодействие учителя с детьми и учеников друг с другом.

 Для взаимодействия, раскрытия возможностей ученика рекомендуется использовать приёмы деятельности учителя:

- общая доброжелательная атмосфера

- радость успеху ученика, создание ситуации успеха

- включение обучающихся в познавательную деятельность

-сотрудничество учителя и обучающихся

-помощь учителя в виде советов

-привлечение  обучающихся к оценочной деятельности

-занимательность изложения

- современные образовательные технологии

-эмоциональность речи

-познавательные игры

-анализ жизненных ситуаций

-применение мер поощрения или порицания

-наглядность

-раскрытие значимости знаний

      Можно выделить такую последовательность действий учителя при подготовке к уроку: чёткое определение конечного результата урока, предвидение трудностей; которые могут возникнуть у тех или иных детей; подбор заданий, наглядности, специальных приёмов, которые помогут одним детям сократить путь к этому результату, другим – сделать его занимательным, третьим – утвердиться… .

       Для обеспечения мотивационного компонента урока необходимо сочетание общих усилий, стимулирующих желание школьников учиться, их активность с использованием разнообразных педагогических средств, развивающих у детей интерес и умение учиться.

Литература:

1.  Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2000 г. 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики «Двузначные круглые числа», (психологический компонент урока,характеристика универсальных учебных действий)

Анализ урока. Психологический компонент урока. Характеристика универсальных учебных действий детей...

Здоровьесберегающие компоненты урока

Здоровьесберегающие компоненты урока (из опыта работы учителя МБОУ СОШ № 2г.Семикаракорска Стельмашовой Л.П.)Урок имеет здоровьесберегающую направленность. Основанием для этого является гуманист...

"Дробь и её компоненты" урок математики в 4 классе УМК "Перспектива"

На уроке реализована технология системно-деятельностного обучения. Все этапы урока открытия нового знания выдержаны. Такое построение урока позволяет сформировать у обучающихся устойчивую систему мате...

Примеры мотивационного этапа урока

примеры мотивационного этапа  на разных уроках...

Доклад «Формирование мотивационного компонента учебной деятельности учащихся с трудностями в обучении».

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребёнка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообра...

Использование современных образовательных технологий на организационно-мотивационном этапе урока

Использование современных образовательных технологий на организационно-мотивационном этапе урока создают условия положительного пихологического настроя на деятельность, позволяют педагогу сделать урок...

«Мотивационные возможности уроков в начальных классах»

 Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведе...