Использование современных образовательных технологий на организационно-мотивационном этапе урока
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Иванова Светлана Валерьевна

Использование современных образовательных технологий на организационно-мотивационном этапе урока создают условия положительного пихологического настроя на деятельность, позволяют педагогу сделать урок личностно-ориентированным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий

на организационно-мотивационном этапе урока

   Сегодня в школе важно осуществлять не просто развивающее обучение, а личностно-ориентированное, когда педагог максимально опирается на индивидуальные особенности каждого ребёнка, помогая ему проявить себя. Важно помнить, что субъективность не возникает спонтанно, когда ребёнок приходит в 1-й класс. Она постепенно нарастает в зависимости от того, насколько он становится субъектом своей деятельности, своей жизни, способным ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

    Личная формула успеха – важнейшая составляющая жизненной стратегии. И оттого, какие составляющие ученик для себя откроет, зависит его эффективность не только в учении, но и в профессии.

       Цель организационно-мотивационного этапа урока – создание условий положительного психологического настроя на деятельность, для повторения учениками опорных знаний, обеспечение мотивации и организация.

  На этом этапе педагог выполняет три основных действия:

1) организация начала занятия – подготовка к обучению, включаемость в занятие;

2) проверка выполнения домашнего задания – установление степени готовности учащихся к проверке выполнения домашнего задания, определение возникших проблем;

3) подготовка к основному этапу занятия – обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.

      Существуют различные методики и приёмы, позволяющие педагогу сделать урок личностно-ориентированным. И достаточно много педагогических технологий на начало урока, которые будут стимулировать активность самих детей.

Виды педагогических технологий

       Аллитерация – способ актуализации опорных знаний и личного опыта по новой теме. Педагог по буквам (по вертикали) выписывает на доске новое понятие и предлагает на каждую букву подобрать слова и словосочетания, по смыслу связанные с данным понятием. Работают фронтально.

       Алфавит - то же, что и аллитерация, но педагог пишет на доске буквы алфавита и предлагает подобрать слова на каждую букву алфавита.

       Ассоциация – способ актуализации опорных знаний, стимулирования познавательной активности. При знакомстве с новым понятием учащимся предлагается высказать свои ассоциации, связанные с ним впечатления. образы, которые позволят легче усвоить новую тему.

         Важные вопросы – способ определения проблем, над которыми хотели бы поработать ученики. Озвучивается тема занятия и каждый ученик на карточках пишет свои вопросы по теме (2-3 мин.), затем создаются малые группы по 4-6 человек, в которых рассматриваются вопросы и выбирается 2-3 наиболее важных; материалы работы малых групп вывешиваются на доске, вопросы ранжируются и начинается работа.

Верю – не верю – способ развития учебно-познавательных компетенций. Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5 и более). Если ученик считает, что сказанное - верно, он ставит знак "+", если нет, ставит знак « - «.  По окончании работы открывается ключ, можно проводить коллективную, индивидуальную проверку или осуществлять взаимопроверку.

Дюжина вопросов – способ организации осмысления новой темы. Педагог объявляет новую тему и предлагает в микрогруппах по 4 человека составить вопросы по данной теме (дюжину, полдюжины, 3 вопроса). Вопросы от каждой микрогруппы записываются на доске, ранжируются по логике рассмотрения темы, затем идет объяснение новой темы в соответствии со сформулированными вопросами.

Звёздное небо – способ выявления проблем по теме работы. Готовится большой лист ватмана темно-синего цвета, каждый участник получает по 3 карточки желтого цвета в форме звезды. За отведенное время необходимо написать три вопроса по обсуждаемой теме и вывесить их на звездное небо. Каждый участник, вывешивая свои «звезды», комментирует то, что уже висит на небе и соотносит свои вопросы с уже вывешенными, группируя их. Получаются «созвездия» вопросов и одиночные звезды.

Знаю – хочу узнать - узнал – способ актуализации опорных знаний и формулировки запроса на усвоение новой информации. Педагог объявляет новую тему и предлагает учащимся (индивидуально либо в микрогруппах) написать в форме таблицы, что им известно по этой теме (колонка ЗНАЮ), сформулировать вопросы по новой теме (колонка ХОЧУ УЗНАТЬ), затем излагает новую информацию, которую учащиеся записывают в колонку УЗНАЛ. После этого всем предлагается сравнить первую и третью колонки и знаком + отметить совпадения, затем сравнить вторую и третью колонки и указать, на чьи вопросы не получен ответ.

«Корзина» идей, понятий, имён...- прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

   Ментальная карта – способ актуализации опыта учащихся по проблеме. В центре большого листа бумаги записывается основная идея (слово или словосочетание), затем участники по очереди предлагают свои ассоциации относительно данной проблемы, которые вписываются на листе, между ассоциациями стрелочками устанавливаются связи.

Мозговой штурм – метод актуализации знаний и генерирования идей. Мозговой штурм начинается с постановки проблемы или вопроса. Далее идеи обсуждаются в парах, в микрогруппах и в группе в целом. Учащимся предлагается памятка по проведению мозгового штурма: перебивать, критиковать, отвергать, спорить запрещается; говорить «нет, не пойдет» - нельзя; если появляется новая идея – запиши; если не согласен – запиши возражение, потом обсудишь, если захочешь; если не понял – не останавливай, не проси объяснить – запиши вопрос; не сиди как дуб, улыбайся, мимикой выражай свое понимание и то, что ты здесь и жив.

Опорные слова – способ включить учащихся в процесс активного восприятия учебно-познавательной информации по теме урока. При использовании видеофильма в качестве основного источника новых знаний перед его просмотром необходимо написать на доске или вывесить плакат с новыми терминами, названиями, датами и др. опорными словами, которые встретятся учащимся в фильме. На следующем этапе урока следует организовать работу с данными опорными словами, которая бы предусматривала осмысление учащимися наиболее важных фактов, выявление причинно-следственных связей между ними.

Опрос пятерых – способ развития учебно-познавательной компетенции. Учащимся предлагается подготовить по 3-4 вопроса по теме домашнего задания, требующих конкретного краткого ответа. Затем к доске вызывается пятеро учащихся, по указанию педагога ученики из класса задают по одному вопросу «пятерке», учащиеся из «пятерки» по очереди отвечают на вопросы из класса (можно 3 круга).

Отыщи того, кто … способ организации групповой работы, направленный на развитие коммуникативной компетентности, содержательного анализа проблемы. Каждому участнику предлагается лист, разделенный на 9 квадратов, в каждый квадрат вписан вопрос по теме обсуждения (всего 9 вопросов). Участники получают листы и за отведенное время (10-15 мин.) должны найти в группе людей, которые знают ответ на каждый вопрос и в соответствующую клеточку вписать имя ученика, который знает ответ и дает его. На один вопрос отвечает один ученик. Необходимо пообщаться с максимально большим количеством участников. По истечении отведенного времени проводится фронтальное обсуждение вопросов.

Перекрёстная ассоциация – способ графического творческого изображения информации. Педагог называет тему или понятие, на которые учащиеся подбирают слова-ассоциации. Схема перекрестной ассоциации: 1 строка -одно слово, 2 строка - делится на две ассоциации (ниже), 3 строка -  каждое из двух слов делится на две ассоциации (4 слова на строке), 4 строка - на основе двух крайних ассоциаций образуется одна слева, а на основе двух внутренних ассоциаций образуется одна справа (2 слова), затем (ниже) на основе двух ассоциаций образуется одна (1 слово).

Прогнозирование по ключевым словам, прогнозирование по названию – актуализация опорных знаний, формирование умения прогнозировать содержание. Педагог записывает на доске основные понятия новой темы (либо название новой темы) и предлагает учащимся в микрогруппах написать свое видение новой темы (план, о чем), затем - обсуждение в группе.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов – способ развития учебно-познавательных компетенций. Прием таблица «Толстых и Тонких вопросов» может быть использована на любой фазе урока (занятия). На стадии вызова (вопросы до изучения темы) - вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Можно начать работу с этим приемом, воспользовавшись ключевыми вопросительными словами.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...':' Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если..? Что, если ... ? и др.

Кто ...? Что ...? Когда ...? Может ..'.' Будет ...? Может ли ... ? Согласны ли Вы... ? Верно ли ...? И

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, в левую - вопросы, требующие развернутого, аргументированного ответа: Прием «Толстый и тонкий вопросы» используется в следующих обучающих ситуациях:

  • Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя свои таблицы.
  • Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», можно получить односложные ответы. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые их интересуют.

Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы. Часто учащиеся задают вопросы, не учитывая время, которое потребуется для ответа.

Шапка вопросов – способ организации осмысления новой темы. Педагог объявляет тему и предлагает каждому участнику на отдельных листочках написать по три вопроса (не подписываясь): 1 вопрос касается формального знания по теме; 2 вопрос звучит: «Я думаю так…., а ты?»; 3 вопрос фиксирует собственное незнание «Что я действительно не знаю». После этого все вопросы ссыпаются в шапку, перемешиваются и разбираются всеми. Затем все пробуют ответить на попавшиеся им вопросы – вначале на первые (если вопросы совпадают у нескольких человек – заслушивают несколько вариантов ответа), затем – на вторые и третьи. Педагог дополняет и корректирует знания..

Организационно-мотивационный этап длится от 5 до 15 минут. Цель этого этапа урока: настроить детей на урок; помочь осознать границы своего незнания, создать благоприятный психологический климат. Использование педагогических технологий на этом этапе урока помогают реализовать эти цели.

Список литературы:

1. Глаголева Ю.И. Казанцева И.В. «Новое качество урока в начальной школе

2. Лекции Кандидата психологических наук Авраменко В.В.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

Доклад на педагогическом совете По теме : «Использование современных образовательных методов и приемов на уроках музыки»

На уроках предметов эстетического направления (музыка, ИЗО, МХК) на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства в отличие от друг...

Доклад на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Выступление на педагогическом совете.  Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие тех...