Опыт работы по теме "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"
опыты и эксперименты (2 класс) на тему

 Жигалко Светлана Алексеевна

В результате использования ИКТ на уроках более легко, свободно и быстро протекает учебная деятельность ребят нашего класса, благодаря чему снимается утомляемость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_moy_ikt.docx42.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование ИКТ на уроках в начальных классах  

        XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Я считаю, что учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного школьника. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Мною отмечено, что именно начальное образование является базовым для всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. В начальной школе мы закладываем основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются на дальнейших ступенях обучения.

Следует помнить, что младший школьный возраст является благоприятным для формирования мотивационного компонента учебной деятельности, развития познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и личностных способностей, освоения продуктивных приёмов и навыков учения, становления адекватной самооценки, критичности в отношении себя и окружающих, а также развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.

Хочу  остановиться на положительных основах использования информационных и коммуникационных технологий в работе с учащимися начальных классов: 

– применение средств ИКТ при изложении учебного материала способствует его лучшему усвоению, в связи с тем, что уроки становятся более увлекательными, улучшается их наглядность. Это наиболее полезно на уроках литературного чтения и окружающего мира;

– компьютеризированные средства позволяют педагогу сформировать целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип: слышу, вижу, пишу, запоминаю;

– средства информационно-коммуникационных технологий при их использовании на уроках позволяют поддерживать внимание учащихся в течение длительного периода времени, что является немаловажным при изложении трудного для восприятия и требующего глубокого осмысления материала;

– демонстрация на экране наглядной информации, использование для иллюстрации видеоизображений, анимационных роликов с аудио сопровождением также повышают эффективность обучения за счёт облегчения процесса восприятия, повышения интереса к учебной деятельности;

– внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и воспитания младших школьников позволяет усовершенствовать формы организации и методы обучения, способствует формированию гармоничной личности в условиях современного информационного общества;

– применение педагогических технологий, основанных на средствах информатизации и коммуникации, а также использование программных комплексов нового поколения будут способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, активизации самостоятельной работы и инициативности;

– широкий спектр дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий несомненно способствует формированию мировоззрения личности младшего школьника, а возможность ведения интерактивных диалогов – формированию навыков социальной деятельности и взаимодействия;

– знакомство детей с технологиями информатизации и коммуникации, компьютером и различными периферийными устройствами позволяет приобщить учащихся к современным методам получения, обработки, хранения и передачи информации;

– использование виртуальности средств ИКТ предоставляет возможность демонстрации учащимся смоделированных процессов или событий, которые не могут быть представлены реально. Применительно к начальной школе это является полезным при изучении окружающего мира (моделирование солнечных и лунных затмений, природных стихий и др.);

– информационно-коммуникационные технологии дают возможность использования электронных (компьютеризированных) материалов, как в классной учебной деятельности, так и в домашних условиях;

– совместная с педагогом, а в дальнейшем – самостоятельная проектная деятельность с применением средств ИКТ оказывает положительное влияние на повышение эффективности и качества процесса обучения;

– средства информатизации и коммуникации способствуют организации эффективного информационного взаимодействия педагогов, школьников и родителей.

Одним из видов  информационных и коммуникационных технологий является использование презентаций. Их возможно применять на занятиях по всем учебным предметам, на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока (актуализация знаний, постановка проблемы, введение нового, первичное закрепление, обобщение изученного).
Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. При создании презентации я  использую наиболее важные и интересные моменты темы или те, которые являются сложными для восприятия учениками.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление, процесс обучения становится менее утомительным. Просмотр и обсуждение учебного материала помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал  и увеличивает степень запоминания.
 Психологами доказано, что из визуально поданной информации человек воспринимает только 25%, из аудио – 12%. В то же время при сочетании аудио- и визуального преподнесения воспринимается до 65% информации.
Для урока использую презентации как  сквозные, которые  используются на протяжении всего урока, так и несквозные – применяются на каком-то этапе урока. Учитывая, что в соответствии с требованиями современного СанПиН, общее время работы ученика начальных классов с компьютером не должно превышать 15 минут за урок, сквозную презентацию я использую фрагментами по 2-3 минуты, чередуя время взаимодействия детей с компьютером с другими формами работы.
 
                                                                                                                                     
На этапе актуализация знаний беседу сопровождаю рисунком, требующим комментария,  заполнением "слепой” схемы. Можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), при этом лучше, если оформление слайдов останется прежним, тогда сработает ассоциативная память. Так,  на уроках литературного чтения, окружающего мира для актуализации и проверки знаний  применяю тесты, кроссворды, интерактивные задания. Включаю  их в презентацию  или использую как самостоятельный элемент урока. На других уроках в качестве подсказки или самих ответов использую на слайдах иллюстрации. 

При изложении нового материала презентация не становится простой заменой классной доски. В презентации  мною заложены  уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами (видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, видеоэкскурсии, аудиозаписи и т.п.).
Во время показа слайдов я комментирую информацию на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными пояснениями и примерами. Но, иллюстрацию, что на уроке не обязательно всё объяснение должно сопровождаться слайдами презентации: можно включить в сценарий урока и опыты (особенно если их могут сделать учащиеся), и записи на доске, и показ предметных коллекций. А на слайде презентации может только остаться название эксперимента или объекта. Так на уроке окружающего мира при изучении темы «Вода. Свойства воды» дети под руководством учителя проводили опыты и определяли её свойства. А на слайде после каждого эксперимента появлялись всё новые выводы.
 При объяснении нового материала на уроке я  применяю динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на экран.
Например, в 1 классе в рамках курса «Введение в школьную жизнь» при знакомстве с понятием "Лента времени” я предложила ребятам  расположить объекты (компьютер, динозавр, египетские пирамиды, электрическая лампочка, рыцарь) в порядке их появления на Земле. Дети высказали свои версии  и проверили их правильность с помощью интерактивной схемы (объекты расположились в верной последовательности). 
                                                                                                                                             С помощью презентаций мы с ребятами на уроках окружающего мира можем совершить  виртуальные экскурсии. Они   дают возможность "побывать” в различных уголках нашей страны и всего земного шара, познакомиться с особенностями разных природных зон.

Так в 1классе  мы совершили виртуальное путешествие в столицу  России -Москву,  во 2 классе запланировали  поездку в Санкт-Петербург, по городам Золотого кольца. А в 3 классе детям предстоит "путешествие” по странам Европы: Италия, Франция… В 4 классе ребята познакомятся с особенностями Арктики, тундры, степей и пустынь, объектами Всемирного природного и культурного наследия. Надеюсь, это будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, активизации самостоятельной работы и инициативности.             
Виртуальные экскурсии - это один из видов презентаций, в создании которых принимают активное участие сами учащиеся.  Это  развивает навыки работы в информационных системах, формирует учебные и коммуникативные навыки у школьников. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию
обучающихся, дети гораздо лучше усваивают учебный материал. Особенно это касается авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя содержание собственной презентации.

                  Интерактивные плакаты позволяют с помощью гиперссылок перейти к более детальному и углублённому рассмотрению отдельных объектов. При обучении написанию букв и цифр в 1 классе и отработке графических навыков во 2 – 4 классах огромную помощь могут принести плакаты, где представлен печатный и письменный образ каждого знака (буквы, цифры), а также показан маршрут его написания. Плакат позволяет многократно возвращаться к необходимой информации в любой последовательности. 

Хочу отметить, что данные материалы выгодно отличаются от бумажных таблиц, плакатов, репродукций, покупных или изготовленных в своё время своими руками, которыми не каждый педагог может поделиться с коллегами, т.к. они в единственном экземпляре. А эти материалы копируются легко и мгновенно.

На уроках изобразительного искусства и технологии при помощи презентаций  ребята знакомятся с работами художников, скульпторов, мастеров народных промыслов; образцами художественного искусства и архитектуры, техникой выполнения работ.  Так  в 1 классе на уроке  самом первом уроке изобразительного искусства по теме:  «Волшебные краски .Чем и как работают художники» фрагмент урока сопровождала презентация «Осень в образах художников » , на фоне  музыкального  произведения Антонио Вивальди  «Времена года». Считаю, что это помогло ребятам назвать и объяснить свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, самостоятельно определить и объяснить свои эмоции.                                                                                                                                                На этапах закрепление изученного материала и при организации текущего контроля могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. На уроках окружающего мира и литературного чтения это задания на составление или восстановление логических цепочек, схем, заполнение таблиц. На уроках математики и русского языка презентация может использоваться как тренажёр по отработке навыков счёта, орфографических и пунктуационных умений. Для этого ученикам предъявляется задание (числовые выражения, слово, текст и т.д.) с пропусками, которые заполняются на экране при проверке. Можно сначала дать возможность обучающимся назвать их предполагаемый ответ, а затем продемонстрировать правильное решение с обоснованием.  Выполнение задания, предложенного в компьютерной программе, может дублироваться учеником, работающим у доски, с последующим сравнением результатов. Кроме усиления обратной связи развивается рефлексия учебной деятельности у школьников, что положительно сказывается на результатах обучения.

На уроках литературного чтения использование ИКТ даёт широкие возможности работы над осознанной выразительностью речи. Учащиеся могут прослушать аудиозаписи литературных произведений в исполнении мастеров слова,  при необходимости они могут сопровождаться видеорядом.

Так на уроке при знакомстве с  русской народной сказкой «Кот и лиса» детям была продемонстрирована мультипликационная версия в современной обработке. После просмотра  экранизации прочитанного произведения, я провела сравнительный анализ, дети поделились своими  идеями экранизации. А при анализе характеров героев русской народной сказки «Волк и лиса» я  показала детям диафильм, созданный с помощью все той же программы Power Point. 

Во 2 классе в 1 четверти ребята знакомятся с китайской народной сказкой «Как собака с кошкой враждовать стали». При первичном знакомстве со сказкой я решила дать возможность детям послушать аудио сказку в исполнении мастеров слова. Музыкальную сказку озвучивают актеры Ирина Муравьева и Всеволод Ларионов. Ребята  очень внимательно слушали произведение, а при чтении старались прочитать произведение так же выразительно и интонационно правильно, как актеры. А  на последнем уроке по этой теме я предложила ответить детям на вопросы викторины, которая сопровождалась показом правильных иллюстрированных ответов.

Применение электронных тренажеров во внеурочное время позволяет в индивидуальном порядке разрешить проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Мотивационный потенциал компьютера способствует тому, что такая деятельность, как правило, не воспринимается школьниками в качестве дополнительной нагрузки. Так я использую в своей работе игровые программы «Генератор примеров», «Akademy».Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой (Жаль, что посадить за компьютер можно не более одного человека). 

Применение  мною новых информационных технологий позволило  расширить возможности получения учебной информации, наполнить уроки новым содержанием. В результате более легко, свободно и быстро протекает учебная деятельность учеников нашего класса, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении). Ребенок становится творческим, инициативным,  активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение),  что способствует продуктивности учебной деятельности. У ребенка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. И наша  задача - показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации.   

И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако, они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Мне хотелось бы остановиться на некоторых недостатках и трудностях внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальную школу: 

-  одна из основных проблем – низкая материальная оснащённость кабинетов начальных классов современной техникой. В связи с большой загруженностью школьных кабинетов информатики ученики начальной школы посещают его эпизодически, в основном для прохождения тестовых заданий по изучаемым предметам. Это противоречит дидактическому требованию систематичности и последовательности в использовании средств ИКТ;

-   несоответствие предлагаемых разработчиками компьютерных программ и игр, ориентированных на младший школьный возраст, дидактическим целям обучения, их противоречие требованиям рационального решения образовательных задач;

-   к сожалению, количественные характеристики существующих средств информатизации и коммуникации для начальной школы пока не переходят в новое качество увеличения педагогической эффективности создаваемых систем. Часто новые курсы, программно-методические комплексы не учитывают опыта предшествующих версий, либо повторяют их ошибки;

-   существенным недостатком большинства создаваемых программных продуктов и систем  является слабая педагогическая преемственность и методическая системность;

-    сложности в управлении, несоответствие целям и задачам начального обучения, отсутствие чёткой предметной ориентированности, несоответствие содержанию и логике изучаемого материала, большинства из существующих программно-методических (компьютеризированных) комплексов понижают интерес педагогов к их применению;

- нет компьютера в домашнем пользовании некоторых учащихся;

-   отсутствие единой информационно-образовательной среды в сети Интернет не позволяет педагогам осуществлять информационное взаимодействие с целью обмена опытом и формирования общедоступной программно-методической базы информатизации начальной школы.

 Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Я уверена, что для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. Ведь именно сейчас у нас  появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.

В процессе апробации ИКТ в практике своей преподавательской деятельности выяснила, что использование готовых медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес младших школьников ко всем направлениям изучаемых разделов  программы, позволяет использовать на уроке изобразительного искусства произведения литературы, музыки и фольклора. Однако, применение таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные сборники не учитывают возрастные особенности детей, временных рамок и этапов построения учебного процесса.

Поэтому, разрабатывая тему урока, необходимо осуществлять фрагментарное использование видеосюжетов с этих дисков, например, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. Как и многие мои коллеги, я пришла к выводу о необходимости  создания своих разработок, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Таковыми являются фильмы – презентации, компьютерные карты поэтапного показа, текстовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока, от вариативности классов и самих обучающихся в классах.  

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз. 

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний

Наблюдается положительная динамика качества знаний учащихся по предметам: математика и русский язык. Успеваемость по русскому и языку во 2 «Г» классе составила 100%, качество знаний возросло на 24%  .                                                                                                                                     Процент успеваемости по математике составил 100%, качество знаний возросло на 13%.

  • продвигает ребенка в общем развитии ;
  • помогает преодолеть трудности ;
  • вносит радость в жизнь ребенка ;
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития ;
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых я использую презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Хочу отметить, что не смотря на то, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации учащихся, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения ученого процесса с использованием ИКТ и их разработка должны быть продуманны методически и обоснованы научно.

 

В заключении мне хочется привести высказывание известного педагога      К.Д. Ушинского: “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”.

Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит долго ждать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИКТ РЕСУРСОВ.

  1. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» № 4 2009г.
  2. Бердникова А.Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном

образовании. http://www.ippolitova.info/index.(26.07.2010г.)

  1. Брылова М.Н. Применение компьютерных технологий на уроках

русского языка. Начальная школа. № 11 2009г.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2009 г.
  2. Гусева А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе. http ://www.academy.it.ru (26.07.2010г.)
  3. Лунёва С.В. Информационно-коммуникационные технологии. В чём их эффективность? http://mounoch8.ucoz.ru/publ/stati_uchitelej/luneva_svetlana_viktorovnav/informacionno_kommunikacionnye_tekhnologii_v_nachalnoj_shkole_v_chem_ikh_ehffektivnost/7-1-0-2(12.08.2010г.)
  4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 марта 2002 г. N 199/13 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе», подготовленное совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук и Институтом общего среднего образования Российской академии образования. Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования, член коллегии А.В. Баранников http://www.pravoteka.ru/pst/908/453593.html (28.07.2010г.)
  5. Петрова Н.И. Проблема формирования ИКТ-компетентности педагогов в процессе информатизации начального образования. http://conf-a.narod.ru/Petrova.htm (28.07.2010г.)
  6. Диафильм http://allforchildren.ru/diafilm/
  7. Учебные диафильмы http://diafilms.com/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с родительскими и детским коллективами в начальной школе.

Материал о том, как лучше строить свои отношения с родителями и детьми , начиная с начальной школы, чтобы они стали общей школьной семьёй....

Система работы "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе"

Методическая система работы Пирожковой Н.В. "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе."...

Инновационный педагогический опыт "Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе"

Благодаря интерактивным методам обучения, учащиеся вовлекаются в насыщенный образовательный процесс по собственной воле. Их мотивация определяется в первую очередь, собственным интересом к учебной дея...

Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

Инновационный педагогический опыт «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС».

Актуальность и  основная идея опыта. Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школ...

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...