Развитие творческой одаренности младших школьников на занятиях по предметам гуманитарного цикла.
статья на тему

Сочетание систематического контроля за деятельностью  одаренных  младших  школьников  на занятиях по предметам  гуманитарного  цикла с педагогически целесообразной помощью им, позволяет ребенку соотносить свои цели, планы, стремление с результатами. Эффективно участие самого ребенка в контроле, а также использование элементов взаимоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odarennye.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Развитие  творческой одаренности младших  школьников  на занятиях по предметам  гуманитарного  цикла

Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности или к формам собственной активности должна сопровождаться переживанием чувства удовольствия. Необходимо поддерживать его повышенную познавательную потребность, которая характеризуется готовностью по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Учитель должен быть готов к непринятию  одаренным   школьником  стандартных заданий и готовых ответов. Такие дети очень критично относятся к своим результатам. Так как учебную деятельность  одаренного  ребенка отличает высокая интеллектуальная, эмоциональная и физическая напряженность, его мотивация должна иметь положительную роль, целостный характер, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны. При этом ведущая роль отводится контролю за ходом процесса обучения.

Сочетание систематического контроля за деятельностью  одаренных  младших  школьников  на занятиях по предметам  гуманитарного  цикла с педагогически целесообразной помощью им, позволяет ребенку соотносить свои цели, планы, стремление с результатами. Эффективно участие самого ребенка в контроле, а также использование элементов взаимоконтроля. Во-первых, это позволяет детям видеть результаты не только своей деятельности, но и товарищей. Во-вторых, такой процесс помогает не только видеть достижения и недостатки, но и находить пути их исправления. Деятельность всегда осуществляется личностью, ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения задачи. Роль учителя в педагогически целесообразном контроле за тем, чтобы цель младшего  школьника  не лежала вне самой деятельности. Мало, чтобы ребенок решил проблему добросовестно, т.к. тогда результат не превысит нормативно требуемый продукт. Одаренность предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. То, что ребенок делает с любовью, он совершенствует, реализуя при этом новые замыслы, которые рождаются в процессе самой работы. В конечном итоге новый продукт деятельности младшего  школьника  значительно превышает первоначальный замысел. Таким образом, произойдет развитие деятельности. А развитие деятельности по инициативе ребенка и педагогически целесообразном мягком сопровождении учителя и есть развитие творческой одаренности, характерной для любого вида труда. Опыт показывает, что необходимо постепенное, последовательное усложнение учебной, исследовательской деятельности, обеспечение перспектив  развития  творческой одаренности младших  школьников . Творческие способности ребенка проявляются и формируются, когда возникает объективная необходимость и созданы для этого возможности. Необходимость и возможности должны быть осознаны ребенком и восприниматься им как потребность. Усложнение материала по  гуманитарным  предметам, формирование умений и навыков должно побуждать детей к самостоятельному решению проблем как учебного, так и социального характера, использованию различных источников информации; сформировать понимание связи обучения с реальной жизнью. Такая организация учебного процесса создает благоприятные условия для положительного отношения к процессу познания, для открытия и усвоения новых знаний и их применения. Это возможно при создании комфортной психологической ситуации в процессе учебной деятельности. Очень важна для творческого  развития  атмосфера добра, любви и уважения не только в семье, но и в школе.  Одаренные  дети обладают высокими возможностями, но, прежде всего они дети, которым требуется понимание, поддержка и помощь. Это включает не только внимательное отношение к стремлениям ребенка, его переживаниям, интересам, вопросам, сомнениям, не только создание необходимых условий для творчества, но и помощь в самовыражении, самоопределении, саморазвитии. Понимание со стороны учителя, чуткое отношение к трудностям помогает их преодолеть быстрее и с меньшими страданиями. Неравномерность  развития  детей часто проявляется в несколько более быстром  развитии  интеллектуальной сферы по сравнению с эмоциональной. Поэтому одним из условий  развития  творческой одаренности младших  школьников  является объективность оценивания достижений учеником, учителем, обеими сторонами и создание благоприятной эмоциональной атмосферы для дальнейшей работы.  Одаренный  ребенок чрезвычайно чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Зачастую надо защитить ребенка от него самого, т.к. крайне высокая требовательность может иметь разрушительную функцию. Как правило, дети с признаками одаренности, считают, что только в нем самом кроется причина его неудач или удач. С одной стороны, это помогает ребенку справиться с возможным периодом неуспеха, но с другой - это может привести к необоснованному чувству вины. Правильная оценка со стороны учителя помогает избежать формирования у  одаренных  младших  школьников  как высокой самооценки, так и другой крайности -уверенности ребенка в том, что он ничего не умеет, не знает. Реализация объективности оценивания достижений ученика по предметам  гуманитарного  цикла позволяла обеспечивать одну из необходимых предпосылок эффективности исследуемого нами процесса - единство освоения младшими  школьниками  основ  гуманитарных  знаний и  развитие  творческой одаренности. На всех этапах экспериментальной работы важно было не допустить перевеса какой-либо из этих двух сторон единого процесса.

Не менее важно, чтобы преодоление  одаренными  младшими  школьниками  определенных трудностей в процессе творческой деятельности вызывало у них веру в свои силы, в творческие способности. Усложнять программу, не вызывая перегрузок, можно только до определенного уровня. Дальнейшее  развитие  творческой одаренности младшего школьника возможно при условии включения его в исследовательскую работу. В младшем школьном возрасте исследовательские вопросы возникают у детей постоянно и легко, как следствие непосредственного удивления, вызванного объектами, явлениями, процессами окружающего нас мира. Создание благоприятных условий для проявления и становления творческих возможностей детей 6-10 лет - включение их в собственную экспериментальную работу. Причем тема должна быть обязательно выполнима, интересна ребенку, познавательна.

Обязательным условием  развития  творческой одаренности младшего  школьника  является гибкая организация учебного процесса, допускающая изменения по параметрам темпа объема и предметного содержания учебной программы, что обеспечивает индивидуальный темп обучения и определяет характер и объем учебной нагрузки в зоне ближайшего  развития  ребенка. Гибкость программ позволяет обеспечить получение общественно необходимого уровня образования и, создавая мотивационные аспекты собственного движения ученика, позволяет максимально через собственный выбор.

Важным условием  развития  творческой одаренности младших  школьников  на занятиях по предметам  гуманитарного  цикла является обеспечение техническими средствами обучения, использование видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров, специальных наглядных пособий. Успешная реализация принципа наглядности в обучении возможна при активной мыслительной деятельности  школьников , уроки чтения, английского  языка , изобразительного искусства проходят с использованием музыкальных записей, что позволяет более эффективно развивать личностные свойства и качества детей. Методы музыкальной психогимнастики (по Т. И. Баклановой) позволяют в игровой форме развивать эмоции, внимание, память, воображение и нравственные представления ребенка. Мы подбирали фильмы ко всем ключевым темам по  гуманитарным  дисциплинам. Эффективно использование на уроках таблиц, пособий, в изготовлении которых принимали участие сами дети.

Одно из условий  развития  творческой одаренности - формирование у младших  школьников  знаний, умений и навыков, необходимых для развития творческого потенциала. Введение в урок творческих и проблемных задач, разноуровневых заданий способствуют этому. Это дает детям больше самостоятельности. От ограничений в выборе темы ученик постепенно подводится к самостоятельной деятельности. Модель организации учебного процесса при таком подходе строится на принципе проблемности, который реализуется как в содержании учебного процесса, так и в процессе его развертывания на уроке. При этом используются следующие технологические приемы организации учебного процесса для  развития  творческой одаренности младших  школьников :

¦ в пространстве деятельности ученика создается значимая для него познавательная проблемная ситуация;

¦ выделяются противоречия в исследуемом объекте и доводятся до ученика (ребенок должен осознать эти противоречия как проблему);

¦ формулируется задача творческого типа, вытекающая из этой проблемы.

Таким образом, работа по  развитию  творческой одаренности младших  школьников  на уроках изобразительного искусства, музыки, английского  языка ,  русского   языка , чтения ведется посредством совместного творчества ученика и учителя через создание особой атмосферы на уроке, направленной на то, чтобы ученик получал задания не в готовом виде, а в виде проблемы. Совместная деятельность учителя и ученика направлена на  развитие  новых качеств личности путем: (смотри схему)

Результатом применения проблемно-поисковых технологий могут стать следующие новообразования в структуре личности младшего  школьника :

> умение проводить анализ ситуации;

> умение переформулировать исходные условия задачи и поставить проблему (т.е. сформулировать задачу для себя);

> умение спланировать стратегию поиска решения проблемы (этапы, промежуточные результаты, средства, способы);

> умение использовать различные проблемно-поисковые методы;

> умение провести анализ найденного решения;

> способность к выдвижению новых идей, гипотез, самостоятельному освоению нового опыта;

> способность к абстрактному, теоретическому мышлению, основанному на использовании в качестве инструмента мышления понятий, критериев;

> способность к самообразованию (развитие познавательной мотивации, умение оценивать уровень своего актуального развития и зону ближайшего развития).

Актуальной задачей учителя при развитии творческой одаренности является перевод учеников на следующий, более высокий уровень самостоятельности на каждом цикле деятельности. Формы организации деятельности могут быть различные: индивидуальные, коллективные, групповые. Сочетание этих форм - одно из условий развития творческой одаренности детей 6-10 лет. Коллективные формы наиболее эффективны при задании проблемной ситуации и рефлексии. Постановка задания и процесс его решения проходят более успешно при организации малых групп или индивидуальной совместно-разделенной деятельности с учителем. Как показывает опыт, методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы на уроках чтения, русского языка, английского языка и изобразительного искусства много. Они появляются в результате совместного творчества учителя и детей. При коллективном подходе дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям. Они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи. Но недопустимо сделать такую форму работы постоянной.

Разноуровневые задания позволяют работать с группами учащихся, которые объединены уровнем подготовки. В основе разноуровневого подхода лежит возможность оценки ученика по уровню его учебных достижений в овладении знаниями, умениями и навыками. Это дает шанс каждому ученику справиться с предложенным заданием - опора на положительную мотивацию учения.

Принцип индивидуального подхода для каждого педагога не нов и первостепенен. Но в  развитии  творческой одаренности от него нельзя отступать ни на миг. Выстраивать работу с ребенком надо учитывая его возрастные и личностные особенности.

Как показывает опыт работы, необходимым условием эффективности  развития  творческой одаренности младших  школьников  является введение в структуру уроков чтения,  русского   языка , английского языка и изобразительного искусства игровых элементов и дидактических игр, использование элементов соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальное занятие с одаренными детьми

Данное занятие учит ребят писать исследовательские работы. А конкретно выдвигать гипотезу, думать и рассуждать...

Внеклассное занятие на развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 1 класс(работа с одаренными детьми)

Принципиальной задачей этого занятия является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний....

Занятие с одаренными детьми

Занятие с одарёнными детьми на тему "Фразеологизмы"...

Конспект занятия по внеурочной деятельности с одаренными детьми "В мире математики"

Тема занятия: Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операцийЦель: развивать познавательные способности учащихся  на основе системы развивающих занятий.Задачи:...

Работа с одаренными детьми на занятиях в вокальном кружке.

Три критерия оценки музыкальных способностей и одаренности.Понятие «одаренность».Подбор репертуара. Задачи вокальной группы....

Работа с одаренными детьми на занятиях английским языком.

Деятельность педагога, направленная на выявление и развитие одаренных обучающихся в объединении "Веселый английский" Дом детского творчества....

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....