Применение игровых технологий в обучении младших школьников
статья на тему

Давыдкина Ирина Александровна

Педагогическая концепция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция

«Применение игровых технологий в обучении младших школьников»

Введение

Чтобы создать картину, художнику недостаточно обладать талантом, надо ещё владеть и мастерством, нужны знания о перспективе, о композиции, о том, как смешивать краски и т.п. То же и у учителя. В его труде есть также и вдохновение, и расчёт. И если вдохновение основано на расчёте, на чётком знании «секретов» мастерства, то успех придёт несомненно.  Поэтому все «секреты» мастерства должны стать достоянием каждого учителя. Тем более, когда речь идёт о современном обучении, технологии которого принципиально отличаются от традиционных.

Игровые технологии

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, чаще всего эти средства составляют главную идею и основу результативности.

К таким технологиям можно отнести  игровые технологии. Их использование в рамках учебно-воспитательного процесса явление не новое. В  игре воссоздаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование системы отношений, адекватных условий формирования личности.

Игровые технологии помогают решить одну из ключевых педагогических проблем – проблему  мотивации учащихся к учебной деятельности.

 Игра – это особая форма организации деятельности ребёнка. Дети есть дети. Они всегда играют: живут, играя, познают мир, играя. Игра для них имеет огромный смысл.

Учение – это серьёзный, тяжёлый труд… Конечно, так оно и есть, но труд этот радостный, так как он открывает дорогу в мир нового, неизведанного, интересного. Учение может стать увлекательным делом, если учитель применяет формулу «обучай играя». В игре ребёнок с большим интересом выполняет то, что вне её ему кажется очень трудным и скучным. 

 Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

• дидактическим целям;

• организационной структуре;

• возрастным возможностям их использования;

• специфике содержания.

Чаще всего классификация педагогических игр встречается по: применению области деятельности: интеллектуальные, психологические, физкультурные, социально-педагогические и другие; по игровой методике:  сюжетные, ролевые, имитационные, игры-драматизации и др.

 Игра должна быть неотъемлемой частью каждого урока в начальной школе. Используя игру на уроках русского языка, математики, литературного чтения, иностранного языка, я отметила, что игра доставляет детям радость, способствует непроизвольному запоминанию, снимает напряжение, делает учение лёгким, привлекательным, постепенно формирует вкус к его плодам. 

Как и многие педагоги, я твердо убеждена в том,  что урок проводится ради ребенка, существует для него, и что ребенок должен не просто присутствовать  на уроке, а жить в нем. Готовясь к каждому уроку, я продумываю и применяю наиболее эффективные формы и методы обучения, используя проблемные ситуации, обратную связь, активизируя мыслительную и познавательную деятельность учащихся на уроках, чередуя парную и групповую, индивидуальную и фронтальную формы работы, каждому ученику нахожу интересное и посильное задание, превращая урок в увлекательную страну открытий.

Компьютерные технологии.

Особое место при организации игры занимают компьютерные технологии. Так, например, использование мультимедийной презентации, где возможно сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Всё это вызывает у детей повышенный интерес и мотивацию обучения. Использование компьютера на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями.

Использование игровых технологий на уроке риторики.

 В последние годы много говорят и пишут об инновационных предметах. Таким предметом в нашей школе является курс риторики, который ведётся с I класса.

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и красиво, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.

 Современную риторику с точки зрения цели и содержания обучения можно характеризовать как инновационный предмет, который выполняет важный социальный заказ настоящего времени, учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Курс риторики призван формировать современные речевые идеалы, к которым нужно стремиться.

 Исходя из своих наблюдений в преподавании риторики в начальных классах, могу сделать вывод: лучше научить общению, пока ученики горят желанием овладеть этим навыком. Возраст 6-10 лет благоприятен для развития дара слова. В это время  дети легко впитывают образцы речи, когда они эмоциональны, любят играть и легко входят в различные речевые роли.

Урок риторики должен быть ярким, запоминающимся событием. Чтобы он состоялся, учитель должен создать в классе доброжелательную обстановку, где дети чувствовали бы себя свободно, раскованно, спокойно. Ему на этих уроках надо превратиться в ритора, то есть в человека, владеющего словом. Разнообразие видов деятельности: разыгрывание ситуаций, инсценирование, дискуссии, игры, работа по картинам, элементы психологического тренинга и т.д – превращает  обыкновенный урок в маленький праздник, спектакль, где знания усваиваются и запоминаются сами собой.

Важную роль на занятиях с младшими школьниками играют инсценировки. Инсценирование на уроках учит детей творчески импровизировать, развивает восприимчивость к мимике, жестам, движению голоса, звучащему слову, выразительности речи.  Дети в игре, выполняя разнообразные роли, накапливают тем самым определенный нравственный опыт.

Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении искусству речи:

  • происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется большая потребность в творческой самореализации личности:
  • возможно создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие познавательных интересов учащихся;
  • происходит развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной сферы детей.

Мне кажется, нельзя не согласиться с высказыванием одного из виднейших педагогов Герберта, которое звучит следующим образом:   “Скука - враг преподавания”. Неразрывная связь игры с жизнью позволяет детям через ситуации, предметы, обсуждения, которые присутствуют в игре, получить опыт как речевой, так и социальный, который понадобится им в жизни.

Заключение.

Таким образом, игры дают ребенку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к знаниям.

 Дети должны жить в мире красоты, ИГРЫ, сказки, музыки рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Я согласна со словами Сухомлинского, поэтому использование игры в качестве основного вида активизации познавательной деятельности детей на начальном этапе обучения считаю педагогически оправданным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в обучении младших школьников

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современн...

Применение мультимедийных технологий в обучении младших школьников. Методы проектирования как инновационная форма творческой деятельности учащихся.

Пример работы класса над проектом по теме: «Птичья столовая» (4 класс).Тип проекта: учебный, практико-ориентированный.Аннотация: Данный проект проводится в рамках внеклассной работы и предметных...

Доклад на тему; "Применение игровых технологий при обучении младших школьников"

В докладе рассказывается об игровых формах работы,которые можно применять на уроках русского языка,математики и литературного чтения....

Статья: Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников

Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников....

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников.

laquo;Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»Академик, хирург Н.М. Амосов....

"Применение ТРИЗ-технологии в обучении младшего школьника"

В статье представлен обобщенный опыт работы по применению элементов одной из инновационных технологий формирования УУД- ТРИЗ-технологии...