Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроке
учебно-методический материал по теме

 Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchikhsya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроке.

                 В программе начального общего образования, отражающей ФГОС, значительное место отведено системно - деятельностному подходу, т.к. развитие  и воспитание в контексте ФГОС  есть суть формирования личности гражданина России.

                 В этой связи решение  базовых задач начального образования гармонично  сочетается с решением современных задач, выдвигаемых жизнью, и, прежде всего, с включением младших школьников в социально-значимую проектную деятельность. Во всех УМК, применяемых в начальной школе ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании учебников различные возможности  для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирование доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном.

 Настоящими стандартами в систему учебников заложены возможности для обширного арсенала методов и приемов эвристического, исследовательского характера, учителю следует не упускать эти возможности и не давать знания ученикам в готовом виде.

Стандарты предусматривают и использование на уроке метода проектов. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

 Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей.

Практико–ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. На уроках технологии, например, это проекты «Наш аквариум», «Наше лето» Второклассникам можно предложить изготовить в подарок для младших школьников – первоклассников пособие, которое поможет малышам в проверке орфограмм.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Так, авторы учебников предлагают создавать с учениками различные проекты: «Слово и его окружение», «Семья слов», «Математические сказки» и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например,  мы с ребятами-первоклассниками писали учебно-исследовательский проект по ОМ «Далекие миры» цель которого – создание буклета – путеводителя по Солнечной системе. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Мы с детьми работали над проектом «Жевательная резинка. За и против». Выходом этого проекта явился спектакль «Суд над жевательной резинкой», показанный ученикам 1-2 классов.

         По продолжительности проекты могут быть разными.

Мини – проекты укладываются в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Например, проект «Мой класс», «Моя семья»,  которые могут  быть составлены в течение недели и представлены на уроке ОМ.

Годичные проекты  выполняются как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

                                           Коробова Э.В.

                                           учитель начальных классов

                                         МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

                             Список литературы

1. Журнал «Завуч начальной школы» 2007г, № 6. М., Педагогический поиск

2. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1998

3. Журнал «Начальная школа». М.,  Начальная школа и образование». 2011, № 1, 2010, № 3, 10, 11, 2008, № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы

В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....

"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...

Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Мостовская средняя общеобразовательная школа» Отчет по самообразованию Исследовательская деятельность учащихся начальны...

Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...

Статья с презентацией на тему "Особенности использования ТРИЗ-технологии в исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках"

     Данная статья познакомит с методами и приёмами ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, и которые способствуют формированию творческого ...