Главные вкладки

    Использование ИКТ и интернет-ресурсов на уроках в начальной школе.
    статья (1 класс) на тему

    Мизева Лариса Владимировна

    Варианты использования ИКТ учителем. Формы организации использования ИКТ. ЭОР. Недостатки работы с компьютерными программами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ikt_v_nachalnoy_shkole.docx26.09 КБ
    Файл 8.11.2012.pptx2.72 МБ

    Предварительный просмотр:

    Использование ИКТ и интернет-ресурсов на уроках в начальной школе.

    Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.

    В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

    Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования

    В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет).

    Разработчики стандартов второго поколения во главу образования  ставят личность ученика,  её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе,  т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться

    Для реализации этой цели возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) на  уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

    Среди информационных технологий, применительно к обучению. Можно выделить следующие:

    - Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры;

    - Лабораторные практикумы, тестовые системы;

    - Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники

    - Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными

    - Электронные библиотеки

    Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию такой деятельности учащихся. Однако использование ИКТ на уроках в начальной школе, считаю целесообразным и необходимым.

    Современный младший школьник прекрасно знаком с компьютером,часто лучше взрослых, но относится к нему как к игрушке. И перед педагогом встает задача: показать насколько это мощный инструмент познания. Позволяющий открывать мир. А не только игра или печатная машинка.

    Таким образом, применение компьютера в начальной школе позволяет решить ряд проблем в обучении. Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте. Трудность в том, что дети становятся все более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

    Варианты использования ИКТ учителем.

    Известны многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:

    - на этапе предъявления учебной информации;

    - на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

    - на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний

    - на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения

    - на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации

    Формы организации использования ИКТ в обучении

    Основные организационные формы использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы:

    - компьютерный класс;

    - один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;

    - компьютер в библиотеке школы;

    - один - пять компьютеров в рабочей зоне класса;

    - компьютер у учащегося дома.

    Компьютерный класс

    Основное достоинство такой организационной формы заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно — урочной модели. Опыт показывает, что при наличии предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок и в классе с 25—30 учениками и таким же количеством компьютеров с делением класса на группы. Возможна и схема работы, когда 1 компьютер используется двумя учениками в режиме смены деятельности. Проведение таких уроков требуют обустройства в классе рабочей зоны для настольной деятельности.

    Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору

    В этой организационной форме компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.

    Компьютер в библиотеке школы

    Данная форма предполагает индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самостоятельных работ, совместно с наставником или учителем.

    Один — пять компьютеров в рабочей зоне класса

    Такая форма позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для обработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися, например, для индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения; в групповой работе.

    Компьютер у учащегося дома

    В данной форме, когда компьютер приобретается в дом именно для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы — медиатека. Это индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования и работа с медиатекой совместно с родителями или учителем на дому, в случае, когда ребёнок не может посещать школу.

    Таким образом, компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.

    Недостатки работы с компьютерными программами.

    При использовании на уроках в начальной школе информационно-коммуникационных технологий следует учитывать проблемы, которые возникают при применении электронных продуктов. А именно:

    - общение с программой не несет в себе никакой эмоциональной окраски

    - нет развития речевой культуры детей

    - контроль ограничен строгими рамками: тесты. Программированные опросы.

    - от учителя требуются специальные знания при работе с электронными продуктами.

    Недостатков не мало, но отказаться от  компьютерной поддержки уроков в начальной школе нельзя.

    Отдельно хочется сказать об электронных образовательных ресурсах (ЭОР)

    ЭОР – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в цифровом (электронном) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

    ЭОР  способны обеспечить все компоненты образовательного процесса:

    - получение информации

    - практические занятия

    - аттестацию или контроль учебных достижений

    - расширение сектора самостоятельной учебной работы

    - переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе

    - реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения

    Обзор современных цифровых образовательных ресурсов

    - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

    Модели использования ЭОР

    -Подготовка учителя к уроку

    - Фронтальная работа (экран или интерактивная доска)

    - Групповая работа ( несколько компьютеров в классе)

    - Самостоятельная работа ученика с ЭОР на домашнем компьютере

    - Дистанционное обучение

    ЭОР направлены на поддержку такого инновационного вида деятельности учителя как создание творческой работы в цифровом виде, которая в настоящее время приходит на смену традиционной деятельности педагога по созданию поурочных разработок в бумажной форме.

    Заключение.

    Исходя из вышесказанного. Попробуем определить, чему будет способствовать использование информационных технологий на уроках

    Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

    -повышать мотивацию учения

    -развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира

    - овладевать практическими способами работы с информацией

    - развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств

    -перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. А это способствует осознанному усвоению знаний

    - активизировать познавательную деятельность уч-ся

    -индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания

    Делая вывод, хочу все же отметить что информационные технологии, даже самые современные не способны заменить учителя. Для учеников начальной школы учитель – это маяк для выбора пути, поэтому сам педагог должен быть разносторонне развит, компетентен, заинтересован в успехах детей и в своих успехах тоже. Он должен показывать пример, что вот так жить интересней, и так мир ярче  светлее. Еще Аристотель сказал « хороший учитель начинает обучение с себя»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Использование ИКТ и Интернет – ресурсов на уроках в начальной школе

    Слайд 2

    Почему стало актуальным использование информационных технологий в начальной школе ?

    Слайд 3

    «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности,общества и государства».

    Слайд 4

    Российское образование образование качество для всех образования каждому

    Слайд 5

    Информационно-коммуникационная компетентность Умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе интернете . Способность структурировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи . Применение полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе и творческом коллективе

    Слайд 6

    Варианты использования ИКТ учителем Объяснение нового материала Контроль Закрепление материала

    Слайд 8

    Найди в каждом ряду два одинаковых предмета

    Слайд 9

    Растения Кустарники Деревья Травы хвойные лиственные лиственные хвойные Заполните схему. Приведите примеры.

    Слайд 10

    Формы организации использования ИКТ в обучение Компьютерный класс. Трансляция презентация на компьютеры детей. Тестовые интерактивные задания. Электронные тетради. Компьютер+проектор Создание мультимедийной презентации. Самостоятельные и контрольные работы, тесты на основе мультимедийного материала

    Слайд 11

    НО, Недостатки: Нет эмоциональной окраски Нет развития речевой культуры Контроль ограничен Специальные знания от учителя

    Слайд 12

    Цифровые (электронные) образовательные ресурсы ЦОР (ЭОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в цифровом (электронном) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

    Слайд 13

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Обзор современных цифровых образовательных ресурсов

    Слайд 14

    http://school-collection.edu.ru/

    Слайд 15

    Демонстрационные материалы Плакат-схема

    Слайд 16

    Материалы для практических занятий Интерактивные модели

    Слайд 17

    Материалы для контроля и аттестации

    Слайд 18

    Материалы для контроля и аттестации

    Слайд 19

    Инновационная деятельность учителя ЦОР направлены на поддержку такого инновационного вида деятельности учителя как создание творческой работы в цифровом виде, которая в настоящее время приходит на смену традиционной деятельности педагога по созданию поурочных разработок в бумажной форме.

    Слайд 20

    Использование ИКТ позволяет Повышать мотивацию Развивать умение о риентироваться в информационных потоках Овладевать практическими Способами работы с информацией Развивать умение обмениваться Информацией с помощью Современных технических средств Осуществлять деятельности способ обучения Активизировать познавательную деятельность детей

    Слайд 21

    Хороший учитель начинает обучение с себя Аристотель


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Статья раскрывает положительное и отрицательное проявление  использования ИКТ на уроке....

    Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках в начальной школе

    Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые  неизведанные ранее просторы.Сейчас всем понятно, что ...

    Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

    Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

    Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

    В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

    Каталог интернет-ресурсов для учителей и учеников начальной школы

    Для учителей в каталоге представлен перечень основных поисковых систем сети Интернет, коллекции электронных образовательных ресурсов, образовательные Интернет-порталы. Для учащихся начальных клас...

    Использование интерактивной игровой деятельности на современном уроке в начальной школе

    Сейчас, когда  приоритетной целью образования становится овладение учащимися  универсальными учебными действиями, сформированность  таких качеств личности, как конкурентоспособность,...

    Использование графического редактора Tux Paint на уроках в начальной школе

    Из опыта работы по формированию ИКТ-компетентности  младших школьников...