Мастер-класс "Как создать ситуацию успеха в школе?"
учебно-методический материал на тему

Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно -  универсальные действия.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sozdat_situatsiyu_uspekha.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как создать ситуацию успеха в школе?

Слайд 1.

- Здравствуйте уважаемые коллеги. Свой мастер-класс мне хочется начать с притчи:

— Сэр, в чем секрет вашего УСПЕХА?” — спросил репортер успешного человека.
— Всего два слова!
— И какие же, сэр?
— Правильные решения!
— И как же вы принимаете правильные решения?
— Одно слово.
— И что это за слово?
— Опыт!
— А как вы получаете этот самый опыт?
— Два слова.
— И какие же?
— Неправильные решения…
- Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно -  универсальные действия.
- Что же такое успех? ( Ответы аудитории…………………)
- Успех  - это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха. Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением.
 Слайд 2

У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Разбейтесь на пары. Ваша задача ничего не говорить, а нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе.
- Скажите, что мешало вам нарисовать картину?

- Достигли вы успеха в этом деле? Почему?
- Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха.
       Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения.        

 Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для  нас с вами. Они и станут предметом нашего разговора. 

В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремление заслужить одобрение старших: учителя, родителей.

Ув. Коллеги, учителя начальных классов, как никто знают, что в начальной школе очень важно заинтересовать ребенка на новый для них  вид  учебной деятельности. Малышей можно научить только тогда, когда им интересно. Ситуация успеха важна для каждого человека, а для ребенка тем более. В рамках ФГОС, новых нормативных документов по модернизации образования в России акцент делается на индивидуализацию обучения, на выстраивание работы с одаренными детьми, на создание комфортных условий для каждого ученика. Поэтому мы с вами прекрасно понимаем значимость создания ситуации успеха для каждого ребенка, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в семье, во взаимоотношении с друзьями, одноклассниками.  

 Я предлагаю вам стать помощниками моего мастер - класса. Я буду делиться своим опытом и очень жду, чтобы каждый из вас озвучил свои находки, свои приемы. И тогда у нас с вами получится большая методическая копилка по созданию успеха ребенка в школе.

Слайд 3

Технология   игра “Волшебный стул” (по Н.Е. Щуровой).
      Вы знаете, что в дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное, видят достоинства друг друга. Давайте поучимся замечать хорошее у своих друзей. А поможет вам в этом “волшебный стул”.  
(На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства). Назовите все достоинства вашего одноклассника.           Эти упражнения помогают детям обрести уверенность в себе.          

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции класса. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции классного коллектива, которые дают возможность ученику почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.
Начнем с урока.  

Вы в роли ученика. Закончите его мысль…  (вытягивают вопрос выборочно учителя)

1.         Если я получаю хорошую оценку - это значит, что...

2.         Если я получаю плохую отметку - это значит, что...

3.         Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...

4.         Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что...

5.        Я чувствую себя уверенно, когда в школе...

        А теперь поделитесь, какие чувства вы испытали, будучи в роли учеников? И всегда ли мы создаем ситуацию успеха, чтобы поддержать ребенка?

Слайд 5

Как создать «ситуацию успеха» на уроке? Приемов много. Я расскажу о тех наиболее интересных, нестандартных приемах, которые я использую в своей практике.  

1 Прием. Эмоциональные поглаживания.

 - «Молодец», «умница», «ребята, я горжусь вами», «Замечательно» - это похвала.   Не бойтесь дарить добрые слова, их никогда не бывает много.

2. Анонсирование.

         Учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, повторить правила, перечитать определенную тему, подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем – то это напоминает репетицию, которая создает психологическую установку на успех. Дает уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения».

3 Прием «Даю шанс»

При самостоятельной работе хоть у доски, хоть на месте, каждый ребенок может использовать «свой шанс». Это значит - он может обратиться за помощью  к однокласснику и при этом снижения отметки за работу не будет.

4 Прием «Умышленная ошибка»

Этот прием в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале.

Чем он хорош? Во – первых, разрушается миф о  всезнайстве учителя; во – вторых, весь класс стимулируется к работе.

5 Прием «Внесение мотива»

Учитель подходит к ученику  и говорит: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”   Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

6 Прием «Персональная исключительность»

- Сегодня на уроке мы с вами говорили о дружбе людей и животных. Дома напишите сочинение о любимом  животном.

- «Маша, ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой. Найди к следующему уроку в интернете фотографии о дружбе людей и животных. Хорошо?», «Света, только  ты сможешь написать небольшое стихотворение о животном. Напиши, пожалуйста, к следующему уроку», «Олег, только тебе я могу доверить выполнить это задание: найди в интернете и скачай на следующий урок фильм «Хатико».    

Это прием «Персональная исключительность». Он  обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.  Используя этот прием, я разрабатываю разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т. д.

7 Прием «Высокая оценка детали»

- Запишите в тетради транскрипцию слов: олимпиада, Греция.

(Учитель подходит к ребенку и говорит: «Тебе правильно удалось задание со словом олимпиада», «Наивысшей похвалы заслуживает вторая часть твоей работы», «Тебе особенно удалось задание со словом Греция»).

Этот прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

8 Прием «Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности».  Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с …»  «Выполняя работу, не забудьте о …»

9 Прием «Мобилизация активности или педагогическое внушение» Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…»

Слайд 6

Ситуация успеха создается не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.   

Слайд 7

Это: ведение индивидуального портфолио, портфолио класса и семьи.

Портфолио – это как достояние и ребенка, и семьи, и класса. Всё это  формирует чувство любви и гордости  за семью и класс. Эта та бесценная история человека, которая и определяет его стержень. Подобное портфолио позволяет ребенку составить представление о своей личности, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться своим успехам, проанализировать неудачи. Работа с портфолио продолжается в течение всего обучения в начальной школе. В начальной школе портфолио выглядит в виде папок. Столько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной.  Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их (показать портфолио ученика, класса и семьи).

Слайд 8

В конце учебного года проводится конкурс «Лучшее портфолио» ученика, где ребенок рассказывает о своих достижениях за учебный год. В школьном конкурсе участвуют ребята по желанию, пройдя отборочный тур в классах. Обычно это бывает 3-4 ученика от класса.

Слайд 9            Это: общественная жизнь, распределение ролей.

Для каждого ребенка в классе учитель должен найти ту форму проявления, где ему лучше и комфортно, пусть это будет спорт, пение, рисование, театр, танцы и т.п.

В классе у нас, как и у вас, есть уголок, где отражена вся жизнь классного коллектива. Обязательно в этом уголке мы помещаем достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности.  Это грамоты, похвальные листы и дипломы учащихся, отличившихся в той или иной деятельности. Работу провожу в этом направлении так, чтобы каждый ребенок был замечен и отмечен в уголке.

Слайд 10

Созданию ситуации успеха   способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”.  

Слайд 11

В нашей школе мы отошли от предметных недель.   Мы отбираем важные события года и проводим «Образовательные события». Например: в год «Земли» мы проводили мероприятия на параллели среднего и старшего звена «Земля – наш общий дом», в начальной школе  «Земля Югра – дом в котором мы живем». Где принимали учащиеся с 1 по 11 класс. В группе могут быть учащиеся разных возрастов  по интересам. Одна группа рисует, другая танцует, третья поет, четвертая ставит представление, пятая оформляет мероприятие, шестая несет информационную задачу.

В предверии Олимпиады в Сочи  в начальной школе проводили образовательное событие «Олимпийская карусель».

Этот год – «Год культуры». На этот учебный год  у нас запланированы образовательное событие в старше школе «Обычаи и традиции народов России», в начальной школе «Национальный калейдоскоп».

Слайд 12  Какие методы я использую в своей работе при создании ситуации успеха ребенка в школе?

  Активно применяю  метод дифференцированного обучения. Этот метод позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, так как  учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера.

Педагогу очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итог урока, используя самооценку и взаимооценку. Поэтому диагностика эмоционального   состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса тоже важна при создании ситуации успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе.

 Успешно использую метод «Права выбора содержания, методов и форм обучения». Для выбора   предлагаю упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности.  Всем детям объявляю о разной степени сложности упражнений и предлагаю  каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.  

  Данные методы,  которые  я использую в своей практике, могут создавать условия для переживания учащимися ситуации успеха ребенка в школе.

Слайд 13      В заключении хочется отметить - ситуация успеха – это длительный и кропотливый процесс. Но, как говорится, игра стоит свеч. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

 Слайд 14   Ув. коллеги, помогите мне завершить нашу встречу своими педагогическими находками.    

Закончите предложение (раздать выборочно вопросы)

- Начиная урок, я произношу слова:

- Ученик не работает на уроке. Я ему говорю:

- Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю:

- По моему мнению, на эффективность урока влияет:

         Основная парадигма в работе учителя - дать каждому ребенку шанс проявить себя.   Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек.  

Слайд 15

Я бы хотела поблагодарить  вас за активное участие  в проведении мастер- класса.        

Приложение

Отметьте +,  какие из перечисленных

приёмов и методов  вы применяете

 в своей работе.

Приемы.

На уроке:

Эмоциональные поглаживания.

Авансирование успешного результата

Даю шанс

Умышленная ошибка

Внесение мотива

Персональная исключительность

Высокая оценка детали

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.

Снятие страха

Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Внеурочная деятельность

Ведение индивидуального портфолио, портфолио класса и семьи

Распределение ролей

Коллективные формы обучения

Игра «Волшебный стул»

Ваш опыт…..

Методы.

Дифференцированное обучение

Диагностика эмоционального   состояния

Права выбора содержания, методов и форм обучения

Ваш опыт…

Технологические операции создания ситуаций успеха.

ОПЕРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА              

Эмоциональные поглаживания.

Не бойтесь дарить добрые слова, их никогда не бывает много.

«Молодец», «Умница», «Ребята, я горжусь вами», «Замечательно».

Авансирование успешного результата.

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

Даю шанс

Ученик  может обратиться за помощью  к однокласснику и при этом снижения отметки за работу не будет.

При самостоятельной работе хоть у доски, хоть на месте, каждый ребенок может использовать «свой шанс».

Умышленная ошибка

Чем он хорош? Во – первых, разрушается миф о  всезнайстве учителя; во – вторых, весь класс стимулируется к работе.

Этот прием в последнее время стал широко использоваться учителями.

Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«У вас обязательно получится…»

«Я даже не сомневаюсь в успешности результата»

Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться»

Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы…»

«Только тебе я могу доверить…»

«Ни к кому , кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение»

«Больше всего мне в твоей работе понравилось»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы»

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.

Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с …»

«Выполняя работу, не забудьте о …»

Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«так хочется поскорее увидеть…»

 

Оценка школьниками своих собственных учебных результатов.

Доволен вполне.                                              

Не всегда.                                                    

Я часто бываю собой не доволен.                              

Мне это безразлично.                                          

Помехи успешной учебы.

Разбросанность интересов                                

Развлечения (игры, дискотеки)                    

Домашние проблемы                                  

Нереальность выполнения всех домашних заданий            

Отсутствие интереса к отдельным предметам              

Мои интересы преобладают над школьными заданиями      

У меня часто бывает плохое настроение                    

Думаю, не все предметы нужно учить серьезно              

До моих успехов никому нет дела                          

Факторы, способствующие успешной учебе.

Мое отношение к учебе улучшится если:

Будет возможность свободного выбора глубины изучения некоторых предметов.                                                      

Отношения между учениками и учителями будут носить более свободный характер.                                                

Увеличится количество предметов, которые будут готовить к реальной жизни.                                              

Если буду уверен, что тот, кто лучше учиться, будет лучше жить.                                                            

В школе всегда можно найти взрослого человека, который поможет мне решить мои личные проблемы.                                

Мы будем не просто заучивать материал, а что-то делать самостоятельно.                                                      

Тест:  Настроение, с которым дети идут в школу

Часто

Редко

Иногда

С опасением, что не выучил урок              

С удовольствием.                            

С радостью, что встречу друзей.            

С желанием получить новые знания.          

С опасением встретить вредного учителя.                                      

Боюсь не справиться с контрольной.          

Иду потому, что так надо.                

С тревогой, ведь встреча с личным врагом.                                      

Учеба меня тяготит, портит настроение.                                  

Мне безразлично.                                              

Тест – опросник " Оценка настроения "(для взрослых)

      Тест привлекает краткостью, простой формой вопросов и ответов. В этом опроснике предлагается 21 вопрос, на которые следует ответить из 3 вариантов: "да", "нет", "наоборот" ( противоположное чувство). По ответам составляется мнение   том, какое настроение преобладает в момент обследование: обычное, эйфорическое или негативное.

     

Оценка результатов: проводиться по следующим критериям.

      Настроение: 9 баллов-20 ответов «нет»; 8 баллов-19 ответов «нет»; 7 баллов- 18 ответов «нет»; 6 баллов-16-17 «нет»; 5 баллов-13-15 «нет»; 4 балла-10-12 «нет»; 3 балла-8-9 «нет»; 2 балла-6-7 «нет»; 1балл-5 и менее ответов «нет».

      Негативное состояние: ответы «да» в вопросах 2,3,4,5,7,9,10,11, 14,15,18,19,20; ответы «наоборот» в вопросах 1,6,8,12,16,17. Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов-1-2 ответа; 8 баллов-3; 7 баллов-4; 6 баллов-5-6; 5 баллов- 7-8; 4 балла-9-10 ответов; 3 балла- 11-13 ответов; 2 балла – 14-15 ответов.

      Состояние эйфории: ответы «да» в вопросах 1,6,8,12,16,17; ответы «наоборот» в вопросах 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20. Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий): 9 баллов-6ответов и ниже; 8 баллов – 7; 7 баллов -8-9 ответов; 6 баллов – 10-11; 5 баллов – 12-13; 4 балла – 14-15; 3 балла – 16-17; 2 балл – 18-19; 1 балл – 20 ответов и более.

     

Вопросы:

     1. Чувствую себя бодро.

     2. Другие учащиеся очень мне надоели.

     3. Испытываю какое-то тягостное чувство.

     4. Скорее закончились бы занятия.

     5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

     6. Состояние такое, что готов горы свернуть.

     7. Оценка, полученная мною, вызывает чувство неудовлетворенности.

     8. Удивительное настроение: хочется петь, плясать, целовать от радости каждого кого вижу.

     9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.

    10. Все  здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне неудачными.

    11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.

    12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.

    13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.

    14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом».

    15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».

    16. Все люди мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.

    17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко и доступно.

    18. Мое будущее мне кажется очень  печальным.

    19. Бывает хуже, но редко.

    20. Не верю даже самым близким людям.

    21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.

Измерение мотивации достижения.

            Модификация теста – опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (Т.М.Д.), предложенная М. Ш. Магомед – Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемых доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностики мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник,    имеющий две формы – мужскую (А), и женскую (Б). Инструкция: "Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3  полностью согласен         +2 согласен     +1 скорее согласен, чем не согласен

0 нейтрален       -1 скорее не согласен, чем согласен    -2 не согласен   -3 полностью не согласен

            Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия. Давайте тот ответ, который первым приходит к вам в голову. Не тратьте время на его обдумывание.

            При обработке результатов произведите подсчет баллов по определенной системе, а не анализ содержания отдельных ответов. Результаты теста будут использованы только для научных целей, и дается полная гарантия о неразглашении полученных результатов. Если у вас возникают какие-то вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест. Теперь приступайте к работе" .

Тест -  опросника  (форма А)

1. Я больше думаю о получении хорошей оценке, чем опасаюсь получения плохой.

2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.

3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, в решении которых сомневаюсь.

4. Меня больше привлекает дело,  которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, тем возможны неожиданности.

5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль.

7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.

8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна  50 %, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны не многим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.

12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем те, где все участники приблизительно равны по своим возможностям.

13. В свободное от работы время я овладеваю техникой какой-нибудь игры скорее для развития своего умения, чем для отдыха и развлечений.

14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50 % риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.

15. Если бы мне пришлось выбирать, то я бы скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 1500 рублей и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу,  в которой зарплата равна 1300 рублей и есть гарантия, что не позднее, чем через 5 лет я буду получать более 5000 рублей.

16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.

17. Я предпочитаю работать не щадя сил, пока не получу полного удовлетворения от полученного результата, чем стремиться закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением.

18. На экзамене я бы предпочел  конкретные вопросы по пройденному материалу, вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения.

19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшается но и существенно не улучшается.

20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну ("пронесло"), чем порадуюсь хорошей оценке.

21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, то скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.

22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том,  как правильно его решить.

23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.

25. Если есть сомнения  в успехе какого-нибудь начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.

26. Когда я берусь за трудное дело, я больше опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получиться.

27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу  личную ответственность за свою работу.

28. Мне больше нравиться выполнять сложное незнакомое задание, чем  то, в успехе которого я уверен.

29. Я работаю продуктивнее над заданиями, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем тогда, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.

30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взял  бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.

31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Тест – опросника (форма Б)

1. Я больше думаю о получение хорошей оценке, чем опасаюсь получения плохой.

2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю как решать.

3. Меня больше привлекает дело,  которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

4.  Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна определять свою роль.

6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех.

7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.

8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудачи равна 50 %, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны не многим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. после успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну ("пронесло"), чем порадуюсь хорошей оценке.

12. Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.

13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем те, где все участники приблизительно равны по своим возможностям.

14. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.

15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость, успехи.

16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.

17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное, которое обычно хорошо выходило.

18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.

19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, вместо того, чтобы выполнить быстро за это же время два - три других.

20.Если бы я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.

21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате, и мы решили бы устроить вечеринку, то я предпочла бы сама организовать ее, чем допустить, чтобы это сделала какая-нибудь другая девушка.

22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.

23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получиться.

25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу личную ответственность за свою работу.

26. Мне больше нравиться выполнять сложное незнакомое задание, чем то, в успехе которого я уверена.

27. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взял  бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.

28. Я работаю продуктивнее над заданиями, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем тогда, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять.

29. Если при выполнении важного дела я допускала ошибку, то чаще теряюсь и впадаю в отчаяние, вместо того, чтобы быстро взять себя в руки и попытаться исправить положение.

30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Процедура подсчета суммарного балла.

        Для определения суммарного балла необходимо пользоваться следующей процедурой. Ответам испытуемых на прямые пункты опросника (отмечены знаком "+" в ключе) приписываются баллы на основе следующего соотношения.

       -3     -2    -1    0    +1    +2    +3

    +

       1        2     3     4      5      6      7

    Ответам испытуемых на обратные пункты опросника ( отмечены в ключе знаком "-" ) приписываются баллы следующим образом.

       -3     -2     -1    0    +1    +2    +3

    -

       7        6      5      4     3      2        1

      Ключ к мужской форме: +1,-2,+3,-4,+5,-6,+7,+8,+10,-11,-12,+13,+14,-15,-16,+17,-18,+19,-20,+21,-22,-23,+24,-25,-26,-27,+28,-29,-30,+31,-32.

      Ключ к женской форме: +1,+2,-3,+4,-5,-6,+7,+8,-9,+10,-11,-12,-13,+14,-15,-16,+17,-18,+19,-20,+21,-22,+23,-24,-25,+26,-27,+28,-29,-30.

      На основе подсчета суммарного балла определяют, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27 % выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27 % - мотивом избегания неудачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая сущность ситуации успеха

Хорошо проведенный урок - это шаг, сделанный груп­пой в познании, общее ощущение продвижения, эмоцио­нальное проживание групповых и личностных достижений, обретение новых сил, радостное осознани...

Стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника.

Для учителя очень важно выбрать наиболее эффективные методы и приёмы обучения, чтобы помочь и сильным, и слабым учащимся овладеть необходимыми знаниями. умениями и навыками, чтобы каждый из детей пове...

Ситуация успеха и ситуация неуспеха

Мотивация не оказывает прямого влияния на качество работы, так как оно зависит ещё и от способностей. Но она влияет на старания ученика. Задача учителя состоит в том, чтобы ученик был постоянно мотиви...

Советы психолога. Как создать ситуацию успеха для слабоуспевающего ученика.

В статье публикую материал, который ОЧЕНЬ помогает мне как учителю, да и как маме ученика, - создать ситуацию успеха, применяя психологические советы....

Семь способов создать ситуацию успеха

Педагогов и родителей вот уже много лет мучает один вопрос: почему у детей пропадает интерес к учебе?...

Мастер- класс " Как создать ситуацию успеха"

Мастер -класс + презентация " Как создать ситуацию успеха" - приёмы используемые на  урочной и внеурочной деятельности...