Психолого-педагогическая сущность ситуации успеха
статья по теме

Бондаренко   Татьяна    Николаевна

 

Хорошо проведенный урок - это шаг, сделанный груп­пой в познании, общее ощущение продвижения, эмоцио­нальное проживание групповых и личностных достижений, обретение новых сил, радостное осознание успеха.

Если урок осознается как ситуация успеха или эпизод урочных занятий проживается в качестве ситуации успеха, то это залог положительного отношения к ученью, к школе, к науке, к труду как таковому, к себе. Успех рождает силь­ный дополнительный импульс к активной работе, содей­ствует становлению достоинства ученика и достоинства группы. А ситуация успеха, таким образом, становится фак­тором развития личности школьника.

В данной статье  раскрывается психолого-педагогическая сущность ситуации успеха и неуспеха. Приводятся  условия целесообразности ситуации неуспеха в ходе совместной работы педагога и  его учеников. Даются рекомендации по выработке уверенности в успехе у каждого школьника.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situaciya_uspeha.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бондаренко Татьяна Николаевна

Зам.директора по ВР, учитель начальных классов

МОУ «Начальная школа – детский сад»

г.Железноводска

«Психолого – педагогическая  сущность ситуации успеха

 и ситуации неуспеха».

Для педагогов начальной школы

Психолого – педагогическая  сущность ситуации успеха

 и ситуации неуспеха.

Хорошо проведенный урок - это шаг, сделанный груп пой в познании, общее ощущение продвижения, эмоцио нальное проживание групповых и личностных достижений, обретение новых сил, радостное осознание успеха.

Если урок осознается как ситуация успеха или эпизод урочных занятий проживается в качестве ситуации успеха, то это залог положительного отношения к ученью, к школе, к науке, к труду как таковому, к себе. Успех рождает силь ный дополнительный импульс к активной работе, содей ствует становлению достоинства ученика и достоинства группы. А ситуация успеха, таким образом, становится фак тором развития личности школьника.

В психологии под понятием «ситуация успеха» понимают такую психологическую ситуацию, в результате которой действия, совершаемые человеком, приводят к чувству удовлетворения за свои достижения, гордости за свой труд, самоуважению. Подобная обстановка невозможна
без мотивации достижения успеха, которая вызывает у
человека желание действовать, утвердить себя, получить
высокую оценку результатов своего труда.

Ситуация успеха не возникает там, где допускается сравнение одного ребенка с другим, сопоставление одной группы с другой: развитие личности протекает неравномер но, дискретно, и какие-то дети при таком сравнении всегда будут проигрывать, отставать, якобы, от развития дру гих детей, а значит, будут лишены замечательного ощуще ния своей силы и личностного успеха, и в конце концов  потеряют интерес к учебе.

К. Д. Ушинский дав но обратил внимание педагогов на недопустимость такого педагогического хода: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет, а учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли»1.

Психологи утверждают, что «ситуация успеха», «мотивация достижения успеха» и «поведение, направленное на достижение успеха» — не одно и то же.

_____________________________________

1 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения:

В 6 тт. – М., 1990. Т. 3. С. 23.

Выделяются четыре фактора, которые определяют уровень мотивации достижения успеха:

  1. стремление к успеху,
  2. надежда на успех,
  3. субъективно оценённая вероятность достижения успеха,
  4. субъективные эталоны оценки достижений.

Стремление к успеху в какой-либо деятельности
можно выразить фразой «Я очень хочу это сделать». Противоположный вариант настроя: проявляется на уроке в молчаливом и бездумном сидении школьника ( Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте»).

Современная педагогика утверждает, что пока учитель не возбудил в детях желание узнать новое по данной проблеме, не надо их этому учить, это бесполезно.

Надежда на успех выражается тезисом «Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе». Противоположный вариант позиции — «Я не смогу это сделать, никогда не справлюсь, у меня это всё равно не получится».

Профессионально работающий педагог знает, что наличие веры в успех у каждого обучающегося и умение продемонстрировать классу эту уверенность способствуют более лёгкому включению школьников в познавательную деятельность.

Выработка уверенности в успехе у каждого школь-
ника еще до начала выполнения учебной процедуры
должна быть одной из наиважнейших педагогических
задач. Школьные педагоги не раз пытались оформить систему профессиональных умений по созданию ситуации успеха так, чтобы столь важные умения запомнить как таблицу умножения или алфавит. Приведем пример таких попыток:

Ничего не бойся –

Ты делаешь для всех.

Лишь на тебя надеемся

И верим в твой успех.

Получится, как надо,

И даже сверх того.

Мелок лежит здесь рядом.

Давай начнем с него!.

                         Отвечать я не боюсь,

                         Все скорей узнать стремлюсь.

                               Все сумею, все смогу.

                         А надо – другу помогу.

                               Верю я всегда в успех,

                                Удивлю сегодня всех..

Вероятность достижения успеха — это состояние, которое на бытовом языке выражается так: «Всё зависит от меня, я — источник, ситуация меняется, если я на неё влияю». Противоположная позиция: «Я – пешка, от меня ничего не зависит, кто-то определяет ситуацию, но не я».

Субъективные (индивидуальные) эталоны оценки
достижений вырабатываются в процессе непосредственной  работы учителя с учеником и реализуют принцип  «Сегодня ты стал лучше, чем вчера».

 Однако следует помнить, что ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как группа слабой успеваемости, так и группа высокой продуктивной деятельности.

Как создается ситуация успеха для отдельного учени ка, приступающего к работе, и для группы, собирающейся исполнить задание в качестве единого субъекта этого за дания - совокупного субъекта?

Выделяют следующие условия создания ситуации успеха:

 1.Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всех минут учебных занятий, но особенно в первые минуты интеллектуальной работы. Слагаемые атмосферы доброжелательности – улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, великодушие по отношению к любому, кто совершил оплошность, допустил ошибку, в том числе, и к учителю, но и к тому незнакомцу, который ворвался в комнату, перепутав нумерацию аудиторий.

2.Снятие страха. Педагог говорит что-то вроде:  «Ничего страшного, если не получится… всегда можно исправить… а если не получится, мы будем знать, как не надо делать…». Такого рода вербальное сопровождение снимает психологическую зажатость, позволяет субъекту мобилизовать все силы и способности.

3.Подкрепляющее авансирование приемом «персональной исключительности»: педагог отмечает те особенности группы либо отдельного ученика, которые позволяют ему выражать веру в достижение успеха. Например: « Именно у тебя получится, ты ведь такой…» или «Только вас я могу просить, потому что вы такие…». Основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, красивый голос, хорошая память.

4.Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм. Педагог, зная это, обязательно подготовит мотивировку, аргументируя надобность действий.

5.Скрытая инструкция, посылаемая субъекту для инициирования мысленного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения. Говорится примерно следующее: «Тут главное, как ты помнишь…» или «Начать, наверное, лучше всего с…». Инструкция непременно должна носить скрытый характер, чтобы не задавить воображение, своеобразие ребенка, не навязать ему свой путь решения проблемы.

6.Педагогическая поддержка в процесс работы путем коротких реплик либо мимической реакцией на предварительные результаты.

7.Оценивание работы, но не так, как практиковалось во вчерашней школе: речь идет об оценке, а не об отметке, не о балле, выставляемом в журнал. Великий гуманист В.А.Сухомлинский отмечал: «Педагогическая оценка должна побуждать ребенка быть лучше, она должна помочь ребенку видеть его лучшие качества»1.

Педагогический эффект ситуации успеха всегда поражает педагогов. Затем они привыкают к последствиям. Некоторые расширяют понятие ситуации успеха, преобразуя ее в ситуацию итогового успеха. Например, в конце года напоминают детям, какими они были и какими стали, или просматривают весь изученный учебник, отмечают большую область освоенных знаний. Иногда сохраняют сочинения детей, анкеты, им предложенные ранее, рисунки, контрольные работы, чтобы дети иными глазами посмотрели на ход своей жизни и своего неуклонного развития как на общую ситуацию успеха.

Овладев искусством создания ситуации успеха, педагог может включать в систему урочной совместной деятельности и ситуацию неуспеха в роли педагогического фактора развития личности школьника.

Ситуация неуспеха – это нечто противоположное, некая полярно противоположная величина ситуации успеха, поскольку здесь инициируется переживание неудачи, невыполнения должного, недостижение желаемого, неполучение ожидаемого, а главное – нереализованность потенций личности, физических и духовных. В итоге – неудовлетворенность собою.

Психологическим фоном педагогической инструментовки неуспеха является ожидание высоких результатов. Создание ситуации неуспеха - это явственное, яркое, убедительное сравнение того, что мог бы субъект, с тем, что он сейчас проявил, чего достиг на данный момент. Психологический фон ожидания складывается после многоразовых ситуаций успеха - их ранее создавал для ребенка педагог, а вернее, помогал ребенку проживать успех. Предварительный успех есть основание для неудовлетворенности полученными результатами последующей деятельности. Поэтому ситуация неуспеха может быть использована педагогом только в контексте продолжительной ситуации успеха, которую надобно протянуть во времени до тех пор, пока дети не поверят в свои силы и не обретут необходимых для работы навыков.

- ... Все как прежде. Ни шага вперед. Топчемся на одном месте. Ленивцы... Кончилось время первых успехов. Вы уже умные и сильные. Такая работа - самообман. Она никуда не годится... - слова педагога падают на головы учеников, как камни с горы на загордившегося путешественника. Воля педагога и вера его в детей очень сильны. Эмоциональное заражение обеспечивается мимикой, пластикой, лексикой, интонациями. И логической выверенностъю. Чем больше недовольства выказывает педагог, тем светлее лица детей.

_____________________________________

1 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. С. 520.

Однако создание ситуации неуспеха - тончайшее искусство; опасно нарушить меру, разломать гармонию успеха и неуспеха, а значит, подавить ребенка и загасить его активность. Пользоваться ситуацией неуспеха следует
очень продуманно и осторожно.

Уточним условия целесообразности ситуации неуспеха в ходе совместной работы педагога и  его учеников:

1.  Возможность повысить педагогические требования к качеству деятельности учеников. Когда педагог фиксирует успешное продвижение вперед и развитие способностей, он может резко повысить требования в адрес усилий учеников: увеличить объем работы, поднять уровень исполнения работы, шлифовать форму выражения результатов деятельности, а также изменить поведенческие правила взаимной деятельности на уроке.

2. Завышенные притязания учеников, которые в силу своей импульсивности и эмоциональности, а также неопытности явно превысили оценку достижений и довели до слишком
высокой планки самооценку. Тогда ситуация неуспеха
содействует рациональной активности, сравнительному
оцениванию достигнутого и того, что можно было бы достигнуть. Здесь помощь педагогу может оказать парадигма такого рода: "Могли бы стать..., если бы мы... ". Педагог как будто экстраполирует результат, который был бы достигнут, будь требования к деятельности на уроке чуть выше.

3. Безответственное отношение к делу и небрежное исполнение работы. Осознанный неуспех (подчеркнем: когда уже прожита ситуация успеха!) содействует приостановлению низкого отношения к делу и, одновременно, воскрешает положительные переживания прошлой успешной деятельности. Поэтому парадигма при таких обстоятельствах
такова: "Разве забыли мы о..., разве нас радует то... ".

Чем выше способности учеников, тем более вероятной
является надобность в ситуации неуспеха. Чем ниже развитие учеников, тем дольше длится период специально инструментованной ситуации успеха. Парадокс этот обладает огромной силой. Педагог, не признающий парадоксов, очень скоро расписывается в своем профессиональном
бессилии: способные ученики перестают работать на уроке, а неспособные - просто отказываются от каких-либо усилий.

Современный урок открывает перед педагогом широкую возможность создания ситуации успеха, проживания ребенком  счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть успешным и счастливым. В.А.Сухомлинский писал: «Вдумчивый воспитатель никогда не допустит, чтобы ребенок скользнул холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или же, наоборот, пробудить протест, возмущение»1.

____________________________________

1  Сухомлинский В.А.  Избранные сочинения в 3 т. Т.3., М., 1979.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, сомообразование, профессия. – Мн.: «Хэлтон», 1998, - 399 с.
  2. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 2002. – 128 с.
  3. Культура современного урока. – М., Педагогическое общество России, 2000. – 112 с.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
  5. Липкина А.И., Рыбак Л.Н. Критичность и самокритичность в учебной деятельности. – М., 1988.
  6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. С. 520.
  7. Сухомлинский В.А.  Избранные сочинения в 3 т. Т.3., М., 1979
  8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 6 тт. – М., 1990. Т. 3. С. 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам в разрешении трудных ситуаций»

В разработке представлены: 1. Программа "Секреты общения". 2. Диагностические материалы для программы. 3. Выстуление на педчтениях. 4. Тетрадь для занятий. 5. Игры, упражнения....

Актуальный опыт применения психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации

Я поставила для себя цель рассмотреть поняти основные виды психолого-педагогических технологий в начальной школе, необходимые для работы с детьми, оказавшимися в сложной социальной ситуации....

Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).

Цель: Содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА

Вопрос об образовании новых мотивов и развитии мотивационной сферы является одним из самых сложных и до конца не изученным. Централь­ный момент данной теории заключается в том, что мотив, из-за ко...

Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития

В данной презентации описываются проблемы современного ученика,родителя,школы...

Сущность понятия «эмоционально – волевая готовность к школе» в отечественной психолого - педагогической литературе

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности....

Сущность понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:избирательная направленность внимания человека (Н...