Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования самообразования
статья по теме

Сегодня перед школой ставятся новые, более сложные задачи. От трансляции знаний, умений и навыков школа сегодня переходит к трансляции обобщенных способов действия, и центральное место в этом процессе отводится развитию учебной самостоятельности. Уже в старшей профильной школе ученик должен быть хорошо оснащен для выбора и продвижения по собственной образовательной траектории, он должен быть готов к самостоятельной учебной, познавательной, исследовательской, проектной деятельности. Для этого уже в начальной школе ученик должен стать самостоятельным, инициативным, ответственным участником совместной учебной деятельности. Преподавание должно ориентировать не на непосредственное формирование знаний, умений и навыков, а на раскрытие детям личностного смысла самого учения, на развитие адекватного отношения детей к учению, его мотивации, на формирование личности в целом. В этом психологическая основа единства обучения и воспитания. Без соответствующего методического обеспечения обучение неизбежно превращается в формальное "натаскивание" детей в различных областях предметных знаний.

При обмене опытом с коллегами, я пришла к выводу, что наиболее соответствующим этим требованиям является проектно-исследовательский метод. К тому же, мой личный опыт показал, что элементы этого метода я уже применяла на своих уроках. Таким образом, я подошла к изучению метода проектов, чтобы получить возможность использовать его в полной мере с должной эффективностью, ведь лучшая награда учителя –  будущий успех его учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования навыков самообразования

Концепция модернизации российского образования выдвигает новую систему требований к школьному образованию: современному развивающемуся обществу нужны хорошо образованные, инициативные и самостоятельные люди, которые способны  принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать последствия и нести за них персональную ответственность. Современный выпускник школы должен быть оснащен не столько конгломератом сведений из разных областей знаний, сколько умением добывать необходимые ему знания, пользуясь самыми разнообразными источниками информации. Если несколько десятилетий назад выпускник школы мог выбрать себе профессию на всю жизнь, то теперь, в динамично меняющемся обществе, он должен быть готов к непрерывному образованию на протяжении всей активной жизни.

Таким образом, сегодня перед школой ставятся новые, более сложные задачи. От трансляции знаний, умений и навыков школа сегодня переходит к трансляции обобщенных способов действия, и центральное место в этом процессе отводится развитию учебной самостоятельности. Уже в старшей профильной школе ученик должен быть хорошо оснащен для выбора и продвижения по собственной образовательной траектории, он должен быть готов к самостоятельной учебной, познавательной, исследовательской, проектной деятельности. Для этого уже в начальной школе ученик должен стать самостоятельным, инициативным, ответственным участником совместной учебной деятельности. Преподавание должно ориентировать не на непосредственное формирование знаний, умений и навыков, а на раскрытие детям личностного смысла самого учения, на развитие адекватного отношения детей к учению, его мотивации, на формирование личности в целом. В этом психологическая основа единства обучения и воспитания. Без соответствующего методического обеспечения обучение неизбежно превращается в формальное "натаскивание" детей в различных областях предметных знаний.

При обмене опытом с коллегами, я пришла к выводу, что наиболее соответствующим этим требованиям является проектно-исследовательский метод. К тому же, мой личный опыт показал, что элементы этого метода я уже применяла на своих уроках. Таким образом, я подошла к изучению метода проектов, чтобы получить возможность использовать его в полной мере с должной эффективностью, ведь лучшая награда учителя –  будущий успех его учеников.

Из существующих на данный момент методических источников известно, что метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Задача метода проектов в том, чтобы научить ребенка ориентироваться в огромном объеме информации, выбирать необходимую. Участник проекта должен формировать доказательную базу, подбирать уместные аргументы, работать с различными информационными источниками, верно интерпретировать информацию, использовать уместный иллюстративный материал, оформлять полученные данные и презентовать свою работу. Метод проектов дает возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика, возможность проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы и знания, принести пользу, публично показав достигнутый результат.

Учебные проекты имеют следующие дидактические характеристики:

  1. Наличие значимой проблемы, требующей поиска решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) деятельность учащихся.
  4. Поиск и выделение значимой информации.
  5. Использование конкретных исследовательских процедур.
  6. Сбор, систематизация, анализ полученных данных.
  7. Подведение итогов, оформление результатов, презентация.
  8. Выводы.

Учебные проекты можно разделить на следующие классы

  1. По количеству участников.
  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Класс-проекты
  • Школьные проекты.
  1. По продолжительности.
  • Мини проекты.
  • Краткосрочные.
  • Годичные.
  1. По преобладающему роду деятельности.
  • Проблемно-реферативный.
  • Экспериментальные (исследовательские).
  • Практико-ориентированные.
  • Описательные.

Метод проектов способствует формированию следующих умений и навыков:

  1. Рефлексивные умения.
  • Умения осмыслить задачу, для решения которой не достаточно знаний.
  • Умение отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»
  1. Поисковые (исследовательские) умения.
  • Умение самостоятельно генерировать идеи.
  • Умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле.
  • Умение запросить недостающую информацию у консультанта.
  • Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
  • Умение выдвигать гипотезы
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи
  1. Умения, навыки работы в сотрудничестве.
  • Умения коллективного планирования.
  • Умение взаимодействовать с любым партнером.
  • Умение взаимопомощи в группе в решении общих задач.
  • Навыки делового партнерского общения.
  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
  1. Менеджерские умения и навыки.
  • Умение проектировать процесс.
  • Умение проектировать деятельность, время, ресурсы.
  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
  • Навыки анализа собственной деятельности.
  1. Коммуникативные умения.
  • Умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог и задавать вопросы.
  • Умение вести дискуссию.
  • Умение находить компромисс.
  • Умение отстаивать свою точку зрения.
  • Навыки интервьюирования, устного опроса.
  1. Презентационные умения и навыки.
  • Навыки монологической речи.
  • Умение уверенно держать себя во время выступления.
  • Артистические умения.
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
  • Умение отвечать на не запланированные вопросы.

В связи с вышеперечисленным для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем.

Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, спрашивать учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться

Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети в учебных ситуациях совместно с учителем «открывают» и доступно формулируют необходимые «Правила общения», которые помогут устранить излишний шум на уроке, который так часто пугает учителя, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно. Пугать и настораживать учителя должна, пассивность ребенка, его стремление отсидеться.

Второй показатель готовности младших школьников к созданию проекта - развитие их мышления, их интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;
  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  • умение вычленять существенный признак;
  • умение выделять общий способ действий;
  • перенос общего способа действия на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития являются широта, мера самостоятельности и обоснованности. К интеллектуальной зрелости можно отнести наличие таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Третьим показателем готовности младших школьников является накопление опыта развёрнутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:

  • оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий - подготовительный (определяются тема и цели, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, проводит консультации, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении, оценивают результат и процесс работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает координатором коллективной оценочной деятельности).

Любой учебный проект должен иметь конечный продукт.

Формы продуктов проектной деятельности.

  1. Анализ данных социологического опроса.
  2. Атлас.
  3. Атрибуты несуществующего государства.
  4. Бизнес-план.
  5. Видеофильм.
  6. Видеоклип.
  7. Выставка.
  8. Газета.
  9. Действующая фирма.
  10.  Журнал.
  11.  Законопроект.
  12.  Игра.
  13.  Карта.
  14.  Коллекция.
  15.  Костюм.
  16.  Макет.
  17.  Модель.
  18.  Музыкальное произведение.
  19.  Оформление кабинета.
  20.  Пакет рекомендаций.
  21.  Письмо в…
  22.  Праздник.
  23.  Прогноз.
  24.  Публикация.
  25.  Путеводитель.
  26.  Серия иллюстраций.
  27.  Сказка.
  28.  Справочник.
  29.  Сценарий.
  30.  Учебное пособие.
  31.  Чертеж.
  32.  Экскурсия.

Презентация учебного проекта может быть в виде

  1. Воплощение (в роль человека, одушевленное или неодушевленное существо).
  2. Деловая игра.
  3. Демонстрация видеофильма.
  4. Диалог исторических или литературных персонажей.
  5. Научный доклад.
  6. Пресс-конференция.
  7. Путешествие.
  8. Реклама.
  9. Ролевая игра.
  10.  Соревнование.
  11.  Спектакль.
  12.  Спортивная игра.
  13.  Телепередача.
  14.  Экскурсия.

А теперь предлагаю Вам рассмотреть и проанализировать, как на практике осуществляется подобная деятельность.

Учитель предложил тему для проекта. «Осень - природа готовится к зиме»

Цель: Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Планирование:

Класс разделен на три группы, вырабатывающих план действий. 1-я группа должна произвести наблюдения за неживой природой, 2-я группа – за растениями, 3-я группа – за живой природой. Каждой группе был выдан технологический план, в соответствии с которым должны были быть проведены наблюдения. Способ сбора информации был определен как экскурсия. Результат этого этапа – технологические планы.

Дети вместе  с учителем вышли на экскурсию. В процессе экскурсии проводился сбор материалов и наблюдения согласно технологическим планам. Результат этапа – наблюдения, листья.

Далее группы переместились в класс и занялись оформлением собранных на экскурсии данных. Свои наблюдения каждая группа оформила в виде рисунков с общей направленностью «Что я видел?». При помощи учителя, объясняющего необходимые приемы, дети готовят гербарные образцы из собранных листьев. Результат этапа – оформленная выставка поделок из природных материалов и рисунков.

После этого каждая группа рассказывала о том, что видела, иллюстрируя рассказ своими рисунками. Результатом этого этапа стала лекция и сводная таблица – «Отчет об экскурсии»

Параллельно с описанной работой, шла подготовка к «Празднику осени» для родителей и открытый урок по теме «Осень – природа готовится к зиме» - для детей и для учителей. На этом уроке дети систематизировали знания, полученные на экскурсии и при обработке ее результатов. Исходя из  новых знаний – подошли к главному: поиску причины, по которой происходят осенние изменения в природе.

Продуктом  этого проекта стали рисунки и выставка поделок, использованные в оформлении кабинета, а так же сводный отчет об экскурсии.

Что дал этот проект  детям?

  1. Дети получили первоначальные умения в наблюдении за погодными изменениями.
  2. Ознакомились с принципами выражения своих мыслей, с тем как надо рассказывать о результатах своего труда, умения размышлять, объяснять свою точку зрения. Все перечисленные умения только начинают формироваться в младшем школьном возрасте, и составляет большую трудность для детей.
  3. Умение работать в коллективе. Не все еще получается, не все дети умеют слушать своих товарищей. Как правило, дети не дополняют друг друга. Очень трудно быть коллективным разумом.
  4. Дети получили удовольствие от проделанной работы. Видимые, осязаемые результаты – вызвали живой интерес и гордость, а, следовательно – интерес к предмету.
  5. Дети учились планировать свои действия.

Проявившиеся проблемы: дети не умеют наблюдать, не умеют составлять план действий, не умеют делать выводы, работать в группах. Таким образом, определяется задача обучения.

Рассматривая  всю проделанную над проектом работу, оценивая недостатки и достоинства своей работы над ним, можно сделать следующие выводы.

Достоинства:

  • В целом эта работа получилась интересной для детей.
  • Подняла на новую качественную ступень развития.
  • Дети впервые сделали свои маленькие открытия.
  • Участвовали в презентации.

Недостатки:

  • В следующий раз необходимо усовершенствовать проведение презентации.
  • Конечный продукт недостаточно материален.
  • Конечный продукт должен иметь не столько личный, сколько исходящий адрес.

Проблемой проектно-исследовательской деятельности я занималась весь текущий учебный год. Первоначальный поверхностный интерес, как к новому для меня методу, сменился серьезной заинтересованностью. Как сделать учебу более интересной для детей, как повысить  их мотивированность?

Для этого необходимо, чтобы они понимали, зачем им это надо, и, самое главное, как это можно сделать. Основная трудность для детей, на мой взгляд, заключается в том, что они не представляют, что скрывается за словами «подумай», «посмотри». Как это подумай, посмотри? Этому тоже необходимо учить. Чем более будет ученик самостоятелен в своих суждениях, тем легче в дальнейшем ему будет в жизни. На развитие самостоятельности и направлена деятельностная педагогика и проектно-исследовательский метод. Следовательно, необходимо изучить эти методы, для эффективного использования в своей работе.

В заключении хотелось бы отметить, что и в следующем учебном году мы продолжим с классом проектную деятельность, будем использовать приобретенный навык чтения и письма для обучения работе с литературой. Продолжим обучение самостоятельности. Кроме того, за прошедший год серьезно повысились и оформительские навыки детей, и базовые знания.  На этом фоне можно значительно расширить и тематику проектов, и глубину их проработки, и качество оформления. Так что настоящая проектная работа ждет нас во втором классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД"

Эта статья посвещена новому курсу "Мир деятельности". В ней дано краткое описание данного курса, его основные содержательно-методические линии и особенности....

Презентация "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД"

Данная презентация может являтся сопровождением к статье "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД", а так же быть кратким самостоятельным пособием  основ  данного  курса....

КОНТРОЛЬНО– ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

По ФГОС (развивающее обучение) используется содержательное оценивание учебных действий. Ученик не должен бояться проверочных работ, допустить ошибку, т.к. уверен, что его не накажут (двойкой, неодобри...

«Практика клубной деятельности как основа формирования российской гражданской идентичности гимназиста»

        Представляем вашему вниманию передовые и инновационные педагогические практики деятельности гражданско-патриотического клуба «Славия». «Я - граждан...