Статья "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД"
статья на тему

Барабанова Марина Николаевна

Эта статья посвещена новому курсу "Мир деятельности". В ней дано краткое описание данного курса, его основные содержательно-методические линии и особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctatya__pedsovet_dokument_microsoft_office_word.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»  КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УУД

МБОУ СОШ №4

учитель начальных классов

Барабанова Марина Николаевна

г.о Железнодорожный

2012 г.

         Изменившиеся условия   жизни нашего общества заставили работников сферы образования полностью пересмотреть свое отношение к формам и методам работы с учащимися и изменить свой подход к процессу обучения и воспитания подрастающего поколения,  где ведущей  стала  проблема формирования у детей универсальных учебных умений  и способностей, личностных качеств созидателя  и творца.

        Поэтому  разработчики нового  Федерального государственного образовательного стандарта выдвигают   в  качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений  по различным предметам , а метапредметных  умений и способностей  к самостоятельной учебной деятельности, готовности  к  самоизменению, самовоcпитанию  и  саморазвитию .    

       Целью же такого образования должно стать  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

        В основе этой идеи лежит системно-деятельностный подход. Это подход  к  организации   процесса обучения,  в котором на  первый  план выходит проблема  самоопределения ученика в учебном процессе.    В рамках деятельностного подхода  ученик овладевает универсальными  действиями, чтобы  уметь решать  любые  задачи.   Полностью соответствовать данной идеи позволяет технология деятельностного метода (ТДМ). 

            Понимая необходимость и актуальность процессов, протекающих в сфере образования, многие школы нашего города уже давно в своей практике используют  ТДМ.  Наша школа с 2004 -2009года являлась инновационной площадкой на базе Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» под руководством            д.п.н. Л.Г.Петерсон по внедрению ТДМ. С 2009 года и по настоящее время в школе работает городской Ресурсный центр  по теме: « ТДМ  на уроках различной предметной направленности в начальной школе».

                  С 15 декабря 2011 года МБОУ СОШ№4  и Центр системно-деятельностной педагогики  «Школа 2000…»  АПК и ППРО РС под руководством д.п.н. Л.Г.Петерсон  заключили договор на проведение научно-эксперементальной работы по теме: «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного  метода  Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях  ДОУ- начальная школа- средняя школа». И как естественное и логичное продолжение данной темы в нашей школе был взят на реализацию надпредметный  курс «Мир деятельности»(МИД), в основу которого легла ТДМ. ТДМ обеспечивает системное прохождение на каждом уроке первого шага формирования всего комплекса УУД ФГОС.

          Прохождение второго шага формирования УУД − мотивация и знакомство со способами выполнения изучаемого УУД, − планируется осуществлять в рамках данного курса  (МИД), который рассчитан на 32 часа, 1 час в неделю, включает в себя программу, в которой определены основные содержательно-методические линии, включено тематическое планирование, цели, задачи и сценарии каждого урока. К сценариям уроков разработаны демонстрационные материалы, СD-диски с презентациями и материалом для печати к каждому уроку , а также комплекс учебных материалов  для детей (учебное пособие, разрезной материал , наклейки, эталоны)

               Данный курс определяет четыре  главные  содержательно-методических линии, которые соответствуют четырем основным УУД:  организационно-рефлексивная, коммуникативная, познавательная, воспитательная.

               Ведущей и основной линей данного курса является организационно-рефлексивная линия, рассчитанная на 9 часов и формирующая  первичное представление об учебной деятельности , её цели и результате, двух основных этапах. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности , цели выполнения домашнего задания и его  значимости для ученика , доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или на согласованный способ действий (эталон).

              На познавательную линию отводится 1 час. У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приёмами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.

               Коммуникативная линия рассчитана на 3 часа. Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности , приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата.  Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке , правила работы в паре в группе и применяют их в ходе предметных уроков.

               На ценностную линию отводится 6 часов .У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности , как ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ , СЕМЬЯ. Организуется работа над качествами личности ,помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются  самостоятельные  выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

              Большое значение в этом курсе отводится формированию у учащихся умения  критериально оценивать свое знание (выше, ниже, не изменилось) и умение его применять. Поэтому  особенностью курса «Мир деятельности» является организация работы с индивидуальной картой «Копилка моих достижений» и «Лесенкой успеха». Они состоят из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ»… В результате у учащихся формируется  рефлексивная самооценка своих знаний и умений. Данная самодиагностика является промежуточной и постепенно готовит учащихся к контролю уровня сформированности ОРФ ОУУ (организационно-рефлексивных общеучебных умений).Также, она позволяет учителю проводить системный тренинг изученных универсальных учебных действий на любых предметных уроках, проводимых в технологии деятельностного метода , формируя, таким образом, надпредметные умения. Данный курс формирует и оттачивает те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

           К концу учебного года учащиеся  познакомились с ролью учителя  в учебном процессе ,поняли необходимость постоянного использования двух  ведущих шагов учебной деятельности, познакомились с понятием планирование учебной деятельности  и правилами поведения на уроке, освоили  правила работы в парах и группе, узнали какую роль играют  в учебной деятельности личностные качества ученика такие как терпение и активность , уважение и терпимость к другим, получили представление о том, что значит быть внимательным. Познакомились с понятием «затруднение» в учебной деятельности и его ведущей ролью в развитии человека и общества ,учились правильно  относиться к затруднению в учебной деятельности и   применять полученные знания в жизненных ситуациях. Познакомились с понятием алгоритм, научились им пользоваться и применять в процессе урока.

           Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда учитель организует самостоятельную учебную деятельность детей. Такую работу можно системно организовывать на основе технологии деятельностного метода обучения (ТДМ). Технология  деятельностного  метода позволяет  учителю:  ситемно, надежно и качественно обеспечивать результаты ФГОС, систематизировать инновационный опыт  традиционной школы и новых концепций образования, каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения, переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, на посильном  для себя уровне , в соответствии со своими возможностями,  уже на первых этапах перехода достигать видимые результаты в качестве образования, которые мотивируют к дальнейшему развитию, вырасти профессионально и освоить ту культуру саморазвития, которую мы должны транслировать нашим детям.   

            В заключении важно отметить , по каким бы стандартам ни учился  ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД"

Данная презентация может являтся сопровождением к статье "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД", а так же быть кратким самостоятельным пособием  основ  данного  курса....

Статья. Духовно – нравственное воспитание на основе формирования событийной среды

Задачей любого классного руководителя является организовать совместное творчество детей, родителей и педагога, которое помогало бы каждому осознать духовно-нравственноевоспитание как самоценность.Соде...

Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста

•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей  среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное  целое•Учить классифицировать объ...

Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.

Выступление по теме: "Формирование устной и письменной  речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....

Формирование навыка работы с текстом – основа формирования УУД.

Навык работы с текстом  приводит обучающихся к умению самостоятельно учиться, что и есть саморазвитие и самосовершенствование...


 

Комментарии

Барабанова Марина Николаевна

Эт а статья посвещена курсу "Мир деятельности",который призван формированию универсальных учебных действий. В статье даётся краткое описание четырёх основных содержательно-методических линий и особенностей данного курса.