Статья. Духовно – нравственное воспитание на основе формирования событийной среды
статья по теме

Задачей любого классного руководителя является организовать совместное творчество детей, родителей и педагога, которое помогало бы каждому осознать духовно-нравственноевоспитание как самоценность.Содержание данной среды должно определяться программой воспитания, разработанной педагогом на основе последних достижений в области теории и методики воспитания. Любая деятельность нуждается в предвидении результата, на достижение которого направляются физические и  духовные усилия. Цель – начальный компонент деятельности. Она придает смысл, инициирует энергию, обогащает содержание жизни. Постановка цели – один из важнейших компонентов воспитательной политики учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_motova_l.yu_..doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание на основе формирования событийной среды.

                                              Мотова Л.Ю.

                                              учитель высшей квалификационной категории  

               МБОУ «СОШ № 51» г.Казани.

              Целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, формирование событийной среды школы, ее духовно-нравственное становление, сегодня подразумевается под  воспитанием . Задачей любого классного руководителя является организовать совместное творчество детей, родителей и педагога, которое помогало бы каждому осознать духовно-нравственное воспитание как самоценность. Реализация современной гуманистической концепции образования наглядно демонстрирует необходимость решения многих задач, связанных с формированием событийной среды школы. Под основными видами услуг по  формированию событийной среды на принципах практического гуманизма понимается стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоутверждению.
В этом случае возникает вопрос о содержании событийной среды, в которую вовлекаются учащиеся. Содержание данной среды должно определяться программой воспитания, разработанной педагогом на основе последних достижений в области теории и методики воспитания. Любая деятельность нуждается в предвидении результата, на достижение которого направляются физические и  духовные усилия. Цель – начальный компонент деятельности. Она придает смысл, инициирует энергию, обогащает содержание жизни. Постановка цели – один из важнейших компонентов воспитательной политики учителя. Однако, крайне много зависит от уровня воспитанности самого педагога. На основе собственного понимания учитель строит свою воспитательную деятельность, основываясь на воспитательную программу школы.                                                           Крайне хорошо, когда воспитательная программа не только составлена на полный курс обучения в начальной школе, но и имеет чёткую структуру, которыая помогает детям и родителям быстрее понять систему воспитания в конкретном классе. В моём классе проводятся праздники, выставки, классные часы, при помощи которых я вовлекаю детей в общественную жизнь. Принимая во внимание особенности возраста,  вношу необходимые коррективы в содержание работы по формированию событийной среды, предоставляя возможность развиться новым потребностям и найти удовлетворение актуальным запросам.
В теории и практике существует следующая идея: связь событий в жизни человека с его самоопределением. Педагогическое событие возможно, если взрослый открыт к общению с учеником, а ученик свободен в отношениях со взрослым. В этом отличие педагогического события от педагогических ситуаций. Последние десятилетия теория и практика  воспитания мало обращались к духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных её качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой.
Ребёнок приходит в школу, когда ему исполняется семь лет. Он  долго ждал этого торжественного дня. Как сделать, чтобы этот маленький человечек с первой же минуты привязался к школе, по своему желанию оставил бы руку родителя и с интересом вошёл в класс?  Мой многолетний опыт показал, что даже самые капризные дети, которые крепко держатся за руку матери, легко отходят от родителей, когда их с первой минуты сопровождают в школу доброе лицо учителя. Первого сентября класс выглядит очень празднично. На доске большими буквами пишу: “Здравствуй, школа!”, а на парты для каждого ученика кладу первые учебники: азбуку и  математику. В классе сразу возникает беседа между мной и детьми. Дети печатают на листочках буквы, слова (мама, Родина, папа), по заданию учителя  рисуют свою семью. После выполнения заданий,  знакомства с классом и школой выясняю, что детям больше всего понравилось из увиденного и почему.  Эта беседа и работа с классом,  помогает мне предварительно ознакомиться с каждым учеником, их интересами, индивидуальными чертами характера. Следующий праздник в классе проводится в конце 1 четверти . Это «Посвящение в Первоклассники». Дети читали стихи, отгадывали загадки, играют в подвижные игры и поют песни. Праздник проходит очень весело и торжественно. На Новый год родители самостоятельно готовят  и проводят  сказочное представление. Это мероприятие позволяет сплотить и родительский коллектив, что в первом классе является жизненной необходимостью. Детям нравится, когда мамы и папы принимают участия в мероприятиях класса.
Я считаю, что проводимые  мероприятия совместно с детьми и родителями, развивают  в учениках духовно-нравственные качества,  сближают семью и школу. Вероятность педагогического события ставит учителя перед необходимостью создавать педагогические ситуации, ориентированные на поддержку самоопределения ребенка. Нужно разрабатывать различные сценарии их развития, быть готовым их смене, намечать и налаживать связи от одной ситуации-события к другой.
Указанные положения событийного подхода к воспитанию открыты для реализации на любом ценностном содержании, адекватны задаче воспитания у школьников способности к самоопределению.
Школа – это особое место, каждая часть его обладает символическим значением для ребенка. В элементах оборудования отражаются социальные отношения – детям остается лишь их прочитывать, обобщать и переносить в качестве характеристик  на всю жизнь как таковую, в частности на социальное устройство общества. Дом – это место, где человек находит защиту. В случае неудачи, беды, обиды ребенок бежит домой – там ищет и находит поддержку. Школа должна стать для каждого ребёнка тем домом, где бы он нашёл защиту для себя.
Следует иметь в виду, что каждая минута нашего общения с учеником производит на него воспитывающий эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Духовно-нравственное воспитание в младшем подростковом возрасте.

Костромина Ольга ВладимировнаУчитель начальных классовГБОУ СОШ № 121 г. Санкт-ПетербургДуховно-нравственное  воспитание в младшем подростковом возрасте. Духовно-нравственное  воспитание...

Обобщение опыта по теме "Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося"

Материал к научно-практической конференции "Формирование будущего гражданина России и система духовно-нравственнного воспитания школьников"...

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое раз...

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православного вероучения"

В статье раскрываются принципы и виды работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе православного вероучения....