Статья " ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ РОССИЙСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАЛЕНИЕ СОВРЕМННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
статья

Ягодко Любовь Ивановна

Аннотация. Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей.

Ключевые слова: духовно- нравственное воспитание, национальные и общечеловеческие ценности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Ягодко Любовь Ивановна,

               Шемелина Ольга Георгиевна,

             учителя начальных классов

Муниципального общеобразовательного

       учреждения средней

                  общеобразовательной школы №2

                    п. Чернышевск МР «Чернышевский

район» Забайкальского края.

Фокина Юлия Сергеевна,

студентка 2 курса психолого-

педагогического факультета

«Забайкальского государственного

университет» (ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ РОССИЙСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАЛЕНИЕ СОВРЕМННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей.

Ключевые слова: духовно- нравственное воспитание, национальные и общечеловеческие ценности.

В нашей стране переход от социалистического к капиталистическому строю начался порядка 30 лет назад и продолжался до распада Советского Союза. Новый курс развития страны, именуемый «Перестройка», повлёк за собой смену политического стоя страны, а также и отрицание существующей советской идеологии воспитания подрастающего поколения. О воспитании было забыто на десятилетие.

В 90-е годы ХХ столетия в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.  [1, с. 11]

Учёные, педагоги выдвигали некоторые идеи о воспитании, но они не становились приоритетными. Россияне углубляются в копирование западных форм жизни, как следствие у них не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих российских граждан в единую историко-культурную и социальную общность.

О духовном единстве народа и объединяющих его моральных ценностях как важном факторе развития заговорилось в 2007-2008 годах в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

«Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни»,- говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [1, с. 5]

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанная А.Я. Данилюком, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым в 2009г в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», а также на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, послужила методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Концепция определяет характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, систему базовых национальных ценностей. [1, с. 6 ]

Патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа – это базовые национальные ценности, лежащие в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Уклад школьной жизни определяет урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для полноценной организации воспитательной работы школами разрабатываются модели воспитательной работы, которые функционируют, благодаря совместным усилиям всех участников воспитательного процесса: семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации.

Приведём пример одного из детско-юношеского военно-патриотического общественного движения.

В МОУ СОШ №2 было организовано два отряда, которые примкнули к Всероссийскому детско-юношескому военно-патриотическому общественному движению «Юнармия».  Цель движения — возрождение старых добрых традиций детских и молодежных организаций. Движение способствует образованию поколения граждан доброжелательных и отзывчивых, бережно относящихся к истории и традициям России, готовых строить светлое будущее для себя и своей страны.

Движение юнармейцев образовано по инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу в целях улучшения патриотического воспитания молодёжи.

27.03.19г обучающиеся нашей школы приняли участие в Учредительном собрании по созданию местного отделения Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» Чернышевского района на базе частного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №51 станции Ульякан»

03.04.19г на базе нашей школы был создан юнармейский отряд «Гром» (гордость, риск, отвага, мужество).

24.04. 19г в связи с торжественным открытием местного отделения ВВПОД «Юнармия» по Чернышевскому району на базе ЧОУ СОШ № 51 ст. Ульякан 18 юнармейцев отряда «Гром» приняли присягу.

06.09.19г в ВВПОД «Юнармия» вступил второй отряд «Имени Владимира Игумнова» в количестве 17 юнармейцев.

Итого, в нашей школе насчитывается 35 юнармейцев. В Чернышевском районе более 150, это юнармейцы ст. Ульякан, с. Урюм, МОУ СОШ № 63 п. Чернышевск. МОУ СОШ № 78 п. Чернышевск.

Назовём некоторые мероприятия по духовно-нравственному и гражданско- патриотическому воспитанию, проведённые совместно с МКДЦ «Овация», ДК «Радуга», ДДТ и другими общественными организациями, участниками которых стали юнармейцы:

- Акция «Мы против войны»;

- Акция «Голубь мира»;

- Акция «Дети против войны»;

- Акция «Портрет героя»;

- Акция «Ветеран живёт рядом» - (с работниками МКДЦ «Овация» дети развозят подарки накануне праздника 9 Мая и поздравляют ветеранов и участников войны);

- Всероссийская акция «Георгиевская ленточка»;

- Районная педагогическая конференция;

- Митинг 9 Мая;

- Митинг, посвящённый жертвам репрессий;

- Мероприятие посвящённое, Дню народного единства, совместно с МКДЦ «Овация»

- Мероприятие, посвящённое дню памяти героев нашего района, погибших на службе;

- Игра «Зарница».

В модель воспитательной работы МОУ СОШ №2 п. Чернышевск входят: МОУ СОШ №2, МКДЦ «Овация», ДК «Радуга», ДЮСШ, Школа искусств, МОУ ДО ДДТ, районная библиотека, детская районная библиотека, школьная библиотека, районный краеведческий музей.  Благодаря совместным усилиям участников учебно-воспитательного процесса духовно-нравственное развитие и воспитание формируется  на основе базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

С введением Стандарта второго поколения начинает возрождаться   воспитательная работа в школе, которая реализуется во внеурочной и урочной деятельности школьников.

Безусловно, в урочной деятельности УМК выступают инструментом реализации ФГОС, а, следовательно, и поставленных целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В плане внеурочной деятельности в современной         школе обозначены следующие направления: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное.

Духовно-нравственное воспитание становится приоритетным направлением современного образования. В настоящее время в педагогике духовно-нравственное воспитание чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.

Как следствие, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.[1,  с. 11.]

В последнее время в науке особое внимание уделяется общечеловеческим ценностям.

Стоит отметить, что в каждой стране отличные друг от друга ценности, цели, задачи воспитания, своя культура, свой менталитет. Поэтому не существует твёрдого общепринятого списка общечеловеческих ценностей. Существует множество разных наборов общечеловеческих ценностей, обоснованных учёными, которые рассматриваются с философской точки зрения.  

К примеру, В.А. Караковский выделяет: «... восемь ценностей общечеловеческого характера, на которые, на наш взгляд, может ориентироваться в своей работе современный учитель, - Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. ...Согласитесь, что, если эти ключевые понятия человеческого бытия станут действительно ценностными ориентирами в жизни людей, они неизбежно повлекут за собой доброту, трудолюбие, честность, порядочность, гуманность, любовь к Родине, социальную ответственность, и многие другие конкретные качества человеческой личности». [2. c. 20]

Изучив подходы к выделению групп общечеловеческих ценностей учёными, педагогами, мы пришли к выводу, что если рассматривать национальные ценности, формируемые в российских школах, то можно большинство из них рассматривать, как общечеловеческие. Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся.  Личностью человек становится только в обществе, именно поэтому учебно-воспитательный процесс в современной школе направлен на воспитание личности гражданина России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. [конц.с 23]

Список литературы:

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Изд-во «Просвещение». - 2009.- 23 с.
  2.  Караковский В.А. Стать человеком : Общечеловеч. ценности-основа целост. учеб.-воспитат. процесса / Науч.-метод. об-ние "Творч. педагогика", Малое предприятие "Новая шк.". - М. : Б. и., 1993. - 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Духовно – нравственное воспитание на основе формирования событийной среды

Задачей любого классного руководителя является организовать совместное творчество детей, родителей и педагога, которое помогало бы каждому осознать духовно-нравственноевоспитание как самоценность.Соде...

статья "духовно-нравственное воспитание детей через образы букв русской азбуки"

Доклад на конференции I Межрегионального фестиваля старообрядческой культуры "Белая Гора" в г. Белокурихе (июнь 2012г) "Духовно-нравственное воспитание детей через образы букв древнерусской  азбу...

Статья "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в системе интеграции общего и дополнительного образования"

Данная статья рассказывает о духовно- нравственном воспитании обучающихся в системе музыкальной школы и общеобразовательной.Содержит описание проведения предметной  недели музыки....

«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православного вероучения"

В статье раскрываются принципы и виды работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе православного вероучения....