ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья (1 класс) на тему

Митрофанова Ирина Геннадьевна

 Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что современные мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. На современном этапе развития образования невозможно обойтись без информационных технологий на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, технологии, русского языка в начальной школе. Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода.                                                                                                                     

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.                                              Из опыта работы учителя начальных классов                                                         ГБОУ СОШ с.Новодевичье                                                                                   м/района Шигонский Самарской области                                                       Митрофановой Ирины Геннадьевны.  

 Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что современные мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. На современном этапе развития образования невозможно обойтись без информационных технологий на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, технологии, русского языка в начальной школе. Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода.                                                                                                                     Интерактивные  технологии как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпе. Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

-в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;

-большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность

-утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;

-высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

-мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,  мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением  видеофрагментов.раментной визуальной информации и зрительной стимуляции.  

           Каждый учитель осознает, что новые информационные  технологии имеют большое влияние на содержание учебных предметов:                                                                                         — расширяется возможность поиска новой информации, а значит, появляется возможность более углубленно изучить тот или иной материал;

— разнообразные формы работы с использованием ИКТ позволяют заинтересовать учащихся и привлечь их к самостоятельной работе, поиск нетрадиционных методов решения той или иной ситуации, задачи;

— возможность качественно и быстро осуществлять контроль учащихся.  А следовательно, в дальнейшем можно построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание предмета.

       Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:                                      

-развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;                                                                                                                                                                     -развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;                                                                                                                         -активизировать познавательную деятельность учащихся;                                                     -овладевать практическими способами работы с информацией;                                                    -проводить уроки на высоком эстетическом уровне;                                                             -индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

       Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

•        комбинированный урок,

•        урок – контроль и коррекции,

•        урок совершенствования знаний и умений

        Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей по определенному спецкурсу предполагают 3 формы обучения:

•        фронтальная форма;

•        групповая форма;  

•        индивидуальная форма обучения.

   Подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:

  1. Структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;
  2. Теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;
  3. Объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;
  4. Отбор учебного материала проводят с учетом основных дидактических принципов;
  5. Средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

        Разработанные с учетом этих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы.

 Наиболее  часто я использую в своей работе следующие  информационные  источники:

  1. мультимедийные презентации
  2. электронные энциклопедии и библиотеки
  3. интерактивные карты и атласы
  4. видеоматериалы
  5. аудиматериалы
  6. схемы и модели

1. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам  в начальной школе можно назвать создание  мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных  программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное  воздействие на два важных органа восприятия (слух  и  зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:

  • Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • Вызывает интерес и делает разнообразным  процесс передачи информации;
  • Усиливает воздействие выступления.

Уроки с применением мультимедийных презентаций  провожу  систематически, но не чаще трех раз в неделю (по требованиям к применению ТСО на уроках в начальной школе ) Мультимедийные технологии использую
  - Как сопровождение объяснения учителя.

   - как самостоятельную работу учащихся в условиях малокомплектной школы.

2. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний. Наиболее часто мы с детьми используем ресурсы детской электронной библиотеки  http://www.deti-book.info/ и детской электронной библиотеки  «Пескарь» http://peskarlib.ru/, а также  детской электронной энциклопедии  Poznaiko.ru http://poznaiko.ru/ , а на уроках русского языка и литературного чтения, а также во вгнеурочной деятельности  - ресурсы сборника наиболее популярных электронных толковых словарей Словорус, содержащих описание и примеры использования подавляющей части слов русского языка.

3. Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:

  • приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
  • наносить надписи при помощи клавиатуры

Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения и повышает эффективность учебного процесса.

4. Используя в учебном процессе видеофрагменты, можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, природной зоне, увидеть, услышать звук моря, голоса птиц. Мне огромную поддержку в обучении окружающему миру оказывает программа «Мир природы». Эта развивающая  программа включает  в себя познавательные материалы об окружающем мире. Разделы «Проверь  себя» предлагают ребенку интерактивные задания, выполняя которые он учится размышлять и самостоятельно находить верные ответы.

Практически ни один урок изобразительного искусства не обходится  без материалов единой коллекции ЦОР, которая дает возможность и рассмотреть картины, и побывать в музеях, галереях, и показывает порядок изображения предметов. Эту же коллекцию использую и на других уроках, т.к.  Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процесс.

5. Аудиоматериалы дают возможность, не отвлекая внимание детей на изображение, вслушаться в текст, услышать эталон выразительного чтения, организовать диктанты в условиях малокомплектной школы. В этом учебном году начала работу по созданию звукозаписей словарных диктантов. Подобраны задания по группировке слов, например, по склонениям, по частям речи, по падежам; в 1 классе  - группировка слов по количеству слогов, звуков, положению ударного слога. Использую как коллективную, так и индивидуальную работу.

 Ну и, конечно же,  ни один урок музыки не обходиться без использования аудиозаписей музыкальных произведений.  Также  записи музыкальных произведений часто звучат и на уроках изобразительного искусства, литературного чтения.

6.Схемы и модели задач использую на уроках математики, на уроках русского языка, окружающего мира – схемы изучаемых понятий, явлений. Использование схем позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

К информационный инструментам, применяемым в своей работе, я отношу в первую очередь электронные тренажеры.  Чаще всего на уроках использую следующие тренажеры:

 Тренажер «Отличник» - тренажер решения заданий по математике и русскому языку. Можно выбрать задания для 1,2,3  классов. Различные виды заданий по математике: примеры, уравнения, задачи. По каждому заданию выставляется оценка. Нажав кнопку «Статистика», находящуюся на  панели «Меню», можно посмотреть статистику выполнения заданий. Имеется датчик времени, который показывает время, затраченное на выполнение текущего задания. На вкладке «Русский язык» предоставляется выбор одного из 10 видов упражнений.

Тренажер «Обучонок»  Здесь в игровой форме представлена таблица умножения. Дети с удовольствием выполняют задания, открывая пазлы с картинкой ,  и в случае их правильного выполнения слушают песни из любимых мультфильмов. Также в этой программе есть интерактивный шаблон для иллюстрирования задач на движение, интерактивные тесты по знанию растений и животных.

 Также к информационным инструментам относится компьютерное тестирование. Компьютер помогает осуществить всесторонний   (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Компьютер - помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся

Использование веб-камеры. На уроках литературного чтения я прошу детей записать свое чтение (выразительное, стихов, басен) на веб-камеру. Этот прием позволяет школьникам увидеть себя со стороны, заметить положительные стороны прочтения и недостатки. Этот же прием мы используем и на уроках окружающего мира. Дети записывают свои выступления, доклады. При этом слабые ученики не испытывают смущения, неловкости, выступая перед классом, кроме того, это экономит время урока в условиях проведения его в классе – комплекте.

 Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ

  1. Владеть основами работы на компьютере.
  2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
  3. Владеть основами работы в Интернет.

                             Описание технологии использования ЭОР:

 1. Учитель мотивирует учащихся к продуктивной работе. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Объявляет тему урока.
2. На втором этапе учитель проверяет уровень усвоения материала предыдущих уроков: организует работу с тестом с помощью ЭОР, контролирует процесс самопроверки.
3. Объяснение нового материала проводится на основе презентации. Но учитель вовлекает в этот процесс учащихся постановкой проблемных вопросов, организует решение познавательных задач, сочетая различные виды деятельности.
4. На этапе закрепления знаний учитель организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР.

Эффективность применения ЭОР.

Наибольшая эффективность использования ЭОР на уроке достигается в следующих случаях:

  • использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте;
  • более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения;
  • использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения;
  • автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений учащихся;
  • решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения;

Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.   Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.   В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

 Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ «Использование информационно-коммуникитивных технологий на уроках в начальной школе.»

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках в начальной школе

Данная работа содержит в себе теоретическое обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий учителем на уроках и во внеурочной деятельности, так как  здоровье наших детей...

ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе.

ДОКЛАД  «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе. ...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе

Актуальность использования ИКТ; причины,побуждающие педагога использовать ИКТ; цели, задачи проекта; условия реализации; предполагаемые результаты....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...