«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ» - НОВЫЙ ВИД ИННОВАЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
учебно-методический материал по теме

Рыбинцева Татьяна Васильевна
«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,
самовыражение и самоутверждение,
в которых ярко раскрывается индивидуальная
самобытность каждого ребенка»
А.А.Сухомлинский
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_masterskie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ» -

НОВЫЙ ВИД ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Т.В.Рыбинцева

Педагогические мастерские возникли не сами по себе. Сотрудничество с французской группой нового образования с коллегами из Международного движения «Педагоги за мир и взаимопонимание» и усилия российских учителей создали новую форму повышения квалификации преподавателей и обучения детей.

«Французская группа нового образования», движение возникло в 20-х годах нашего века, - независимое от правительства, партий и других организаций. Деятельность этой организации с 1984 года официально признана Министром образования Франции.

У истоков движения стояли такие знаменитые технологии, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жак Пиаже и другие. Существо системы считается «новой», «революционной», и выражается в следующих основных положениях:

1. Вызов традиционной педагогике (Образование должно стать иным, новым).

2. Личность с новым менталитетом.

3. Все способы (каждый человек обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности к овладению естественными и гуманитарными знаниями. Дело в методах, применяемых в процессе образования и развития).

4. Интенсивные методы обучения и развития личности:

        а) отношение учителя к ученику как к себе равному.

б) непростое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью метода практического отношения к существующим сведениям, самостоятельного решения творческих задач.

5. Новый тип педагога.

6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия.

        В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и боше сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

        Итак, этапы мастерской:

  1. Индуктор – введение в тему.
  2. Деконструкция – хаос – предложение.
  3. Самоконструкция – групповая деятельность.
  4. Социализация – выступление в группах.
  5. Афиширование – показ, выставка.
  6. Разрыв – получение информации (книги, компьютер, словари).
  7. Рефлексия – окончание работы – выводы.

Этапы могут повторяться.

Сегодня уже существует некая типология этой формы работы. Есть мастерские творческого письма и пластики, построение знаний, разрушение педагогических стереотипов, мастерская «Как сделать мастерские». Каждая несет свой секрет, свою тайну познания, творчества. И тайна раскрывается в том случае, если весь процесс пережит вместе с мастером, если сам ученик, хотя бы на короткий срок, стал мастером, исследователем, творцом. И тогда процесс обучения становится оригинален и нужен как мастеру, так и каждому участнику мастерской. Рождается радость открытий, дарующая восторг собственного и ощущение собственной значимости и уважение к неповторимости другого. Это принцип радуги, многоцветия, где каждый цвет одинаково важен и не может быть заменен другим, контрастирует с ним и дополняет его. А истина как белый цвет дается лишь сложением всех цветов, ибо она есть целое.

И это, главное отличие мастерской от традиционного урока, лекции семинара.

Ибо даже самая лучшая традиционная форма несет в себе принцип «делай как я» или «делай лучше меня». Закон же мастерской: «делай по своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам».

Педагогическая мастерская реализует принципы проблемного обучения, она на них и построена. Вот некоторые из них:

  • Равенство всех учеников, включая мастера (все способы к творчеству, саморазвитию, к исследованию, человека в целом, себя лично).
  • Ненасильственное привлечение к процессу деятельности (Особый предмет разговора изобретение «индуктора», создание личностной мотивации).

Мастерская – это новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу, но  внутри каждого здания школьники абсолютно свободны.

При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса.

Сначала – «индуктор», начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это апеляция к ассоциативному и образному мышлению, это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания, чаще всего неожиданного для учеников в чем-то загадочное обязательно лично.

Второй этап – работа с материалом, с текстом, с красками, звуками, природными материалами, схемами. Это «деконструкция» превращения материала в «хаос» смещение явлений, слов, событий, тот первобытный хаос из которого когда-то родились свет и тьма. А за тем последует «реконструкция» создание своего мира, текста, рисунка, закона. Изобретение велосипеда.

Следующий этап (вернее не этап, а все что пронизывает всю работу) – соотнесение совей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, просто представление всем какого-то промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Французские коллеги называют это «социализацией». Трудно ее не переоценить. Задача ее не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

И вот тут начинается то, что является кульминацией творческого процесса – «разрыв». Разрыв, как озарение, как новое видение, как предмета, как переход к новому осознанию явления. И появляется информационный запрос. У каждого свой. Нужные словари, энциклопедии, учебники, компьютер. То, что мы обычно «спускаем» учебнику в традиционном преподавании предмета, он запрашивает сам, ищет самостоятельно, а иногда и с помощью товарища, мастера, учителя, родителя.

Последний образовательный этап – рефлексия. То, чему нам просто необходимо научиться. Самоанализ. На оценочные суждения: «Это хорошо, а это плохо», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. А результат? Видимо, он зависит от типа мастерской. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. (Замена этих ложных стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. «Похвала и порицание ребят рабство») – высказывание французских коллег.

Чередование индивидуальной и коллективной работы, групповой, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого процесса, в котором реализуются зоны проблемного обучения в некой иной, чем традиционная, методике, ибо чаще всего участники в мастерской идут методом проб и ошибок.

Работа в мастерской основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык выступает ни как средство общения, а как «родина и вместилище красоты и смысла», данный нам в наследство духовной деятельностью наших предков. Поэтому язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.

Принцип выбора – один из главных принципов работы мастерской. Без выбора нет свободы.

Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Ибо без ответственности рождается своеволие. «Не навреди» - общий ограничительный принцип педагога и медика. Не произвол, а  диагностика, прогнозирование, взаимодействие с наукой – необходимая основа педагогических мастерских.

УРОК - МАСТЕРСКАЯ « ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГАВРИИЛА ТРОЕПОЛЬСКОГО».

ТЕМА: Г.ТРОЕПОЛЬСКИЙ.

Цель: знакомство с произведениями писателя и его творчеством.

Задачи:   

- сформировать знания о творчестве Троепольского, формирование знаний о произведении

 « Белый Бим - Черное ухо».

  • развивать умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, общие умения, интерес, эмоции, речь.
  • воспитывать уважение к людям, осуществлять нравственное воспитание.

Методы: проекта, сотрудничества, диалога.

Оборудование: портрет писателя, дополнительный материал по творчеству писателя, плакаты, фломастеры.

Ход урока:

      I.   Орг. момент.

П. Вступительное слово учителя: Сегодня, у нас с вами, ребята, урок по литературе, пройдет не в традиционной форме, мы с вами будем исследовать творчество писателя Гавриила Николаевича Троепольского. Познакомимся с его произведением. Будем анализировать, делать свои предположения,обогащать кругозор и свою речь. Этот писатель наш современник.

-        Что вы, ребята, о нем узнали?

III.  Выступление по группам.

  1. Жизнь Г.Н. Троепольского.
  2. Творческие произведения.
  3. «Его увлечения».

Для итога вы прочитаете тексты, данные вам, и выберете то, что вы не услышали. (Дети работают по группам. Читают дополнительные тексты о писателе.)

-        Что нового вы еще узнали, что уже знали? (Ответы детей по группам.)

IV.   А сейчас вам дается группа слов, и  представьте, что вы писатели, что любите, чем увлекаетесь, какое у вас образование, напишите небольшой рассказ по опорным словам: друг, потеря, злые люди, одинокий человек.

-        Прочитайте получившиеся рассказы.

V.  Эти слова использовал Г.Н. Троепольский в своем произведении «Белый Бим - Черное ухо». Вот его произведение.

Сейчас мы его будем читать и делать свои предположения и следить за мыслью автора.

-        Трудные слова мы с вами будем комментировать по ходу чтения.

VI.        Чтение 1 части.

Что произошло ?        Что произойдет?

(Идет запись на доске перед чтением и после чтения отрывка.)

-        Как вы думаете, что произойдет дальше? (Предположения детей.) Весь текст прочитан.

  1. Подготовленный ученик продолжает пересказ всего текста.
  2. Дискуссия.

  1. Как будет дальше жить этот человек?
  2. Как бы вы хотели, чтобы закончилась эта история?
  3. Почему автор сделал трагическую концовку?

  1. Что хотел автор показать в произведении? Что хотел сказать людям и чему их научить?
  2. Каждый из вас, по группам, сейчас составит кластер, а другая группа- синквейн.
  3. Чтение синквейнов и показ кластеров (выставка на доске).
  4. Итак, наш урок завершен.

-        Что вы можете сказать?

Синквейн - в методике развития критического мышления принято понимать - способ изложения своих идей и чувств в пятистрочной форме.

  1. - тема (кто? что?)
  2. - описание темы (2 прилагательных)
  3. - действие темы (3 глагола)
  4. - отношение к теме (чувство из четырех слов)
  5. - синоним темы (одно слово)

Кластер - это графическая организация понятий и умозаключений вокруг одного слова.

Мастерская - это новый вид инновационных технологий в  обучении.

Список используемой литературы:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989
  2. Тургунбаева Б.А., Жайтапова А.А. Технологии обучения в системе повышения квалификации. Алматы, 2004
  3. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. (издание второе). Казань 2000
  4. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. – М., 1999
  5. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С.Полат. – М., 2000
  6. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2001
  7. Материалы IX Международной конференции «Информационные технологии» (9-12 ноября 1999г.). – М., 1999
  8. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М., Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «СОДЭК»,1998
  9. Леднев В.С. Содержание общего-среднего образования. Проблемы структуры. – М., 1990
  10. Моисеева М.В. Введение в компьютерные коммуникации // Информатика и образование, 1993, № 4
  11. Змеев С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. – М., Наука, 1999
  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред Е.С.Полат. – М., 2000
  13. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов //Наука и школа,1997, № 4
  14. Полат Е.С. Педагогические технологии XXI века // Современные проблемы образования. – Тула, 1997
  15. Полат Е.С. Метод проектов на уроках, 2000, № 2,3
  16. Э.Л.Мельник, Л.А.Корожнева. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика/ Модернизация общего образования. – С.-П., 2003
  17. С.В.Кудрина. Учебная деятельность младших школьников / Диагностика формирования. - С.-П., 2004
  18. И.Ф.Исаев. «Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте». – Б., 2007
  19. Начальная школа. Метод проектов / Под ред Мироновой И., октябрь 2004
  20. И.В.Коровайко, Б.К.Жумабекова. Правоведение для маленьких. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Организация учебного процесса на основе технологии педагогических мастерских»

Актуализация проекта.Сегодня, в связи  с изменением ценностных ориентиров российского общества, образование  оказалось перед необходимостью кардинальных перемен в школе. Новые пок...

Статья. Педагогическая мастерская как инновационная технология

В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребёнка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нов...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей  обучающихся посредством  использования  новых  информационных технологий»

p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } Объектом проекта является  процесс обучения и развития творческих способностей,  обучающихся на занятиях по информатике .Предме...

Информационные технологии в инновационном образовании

Использование ИКТ в начальной школе...

Информационные технологии в инновационном образовании

Презентация к докладу "Информационные технологии в инновационном образовании"...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Использование новых информационных технологий на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции младшего школьника

Использование новых информационных технологий  на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции  младшего школьникаЦель: сформировать информационно-коммун...