Система работы по использованию средств ИКТ в начальной школе.
статья на тему

Головина Оксана Анатольевна

В век информационных технологий роль использования компьютера в образовательном процессе возрастает. Перед учителем стоит важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Поэтому сегодня трудно представить современный урок без применения средств информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_sistemy_raboty_po_ikt.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Описание системы работы

по использованию средств ИКТ  в начальной школе.

В век информационных технологий роль использования компьютера в образовательном процессе возрастает. Ещё несколько лет назад информатизация начального образования была далёкой перспективой. Сегодня это реальность. Перед учителем стоит важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Поэтому сегодня трудно представить современный урок без применения средств информационно-коммуникационных технологий.

 С позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технически использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий. Когда в образовании стали использовать компьютер, появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

В нашей школе понимают, что сегодня учитель, идущий в ногу со временем, психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. У нас есть  необходимые материальные ресурсы: кабинет информатики, наличие проекторов, компьютеров в административных и учебных кабинетах, выделенный канал Интернет, необходимое программно-методическое обеспечение. Хорошая материально-техническая база, целенаправленная работа по внедрению в педагогическую практику новых информационных технологий позволяют повышать эффективность учебно-воспитательного процесса.

Какие же возможности ИКТ помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала.   Выделю основные:

- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий,  

   таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

- создание презентаций и слайд-проектов на определенную тему по

   учебному материалу;

- поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока,

   внеклассного мероприятия, самообразования;

- использование лицензионного программного обеспечения  на уроке и его

  подготовке;

- создание мониторингов  по отслеживанию результатов обучения и

   воспитания учащихся;

- создание проверочных, творческих  работ и тестов;

- обобщение методического опыта в электронном виде.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

          Известно, что для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению содержания образования необходимо учебный материал представить несколькими  средствами (печатный текст, аудио, видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Применение средств ИКТ, мультимедиа  позволяют  включиться в работу  каждому в соответствии  с его каналом восприятия, при этом "визуалы" могут увидеть,  "аудиалы" – услышать, "кинестеты" – ощутить.

Использование средств ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет мне:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • развивать навыки контроля и самоконтроля учащихся;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • усиливать положительную мотивацию обучения;
  • дифференцировать обучение (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания);
  • проводить уроки на высоком эстетическом  уровне;
  • сделать уроки эмоционально насыщенными и полноценными, наиболее наглядными;
  • повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • сделать процесс обучения  более интересным и динамичным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.

Я ежедневно применяю средства информационно-коммуникационных технологий на уроках. Интернет стал для меня незаменимым источником новой информации. В моем кабинете имеются компьютер, ноутбуки и проектор (Интернет). В процессе подготовки к уроку и на уроке я использую готовые электронные учебники и справочники, составляю тестовые задания к урокам по отдельным темам, использую средства ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, слайд - проектов. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

         Выше было сказано о презентациях. Их использование на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации на разные уроки, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Многие презентации и слайд-проекты делаем совместно с детьми, что позволяет стимулировать творческую активность  учащихся, развивать интеллектуальный и нравственный уровень, воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма, сотрудничества учащихся и формировать начальные навыки поисковой работы: «Наша школа», «Дорожная азбука», «Улицы моего района», «Золотое кольцо России», «Сосчитай-ка!» и др. Это позволяет не только выявлять одарённых детей, формировать черты одаренности у так называемых средних учеников, но и развивает коммуникативные способности, дает всем равные возможности для проявления своих качеств.

Создание компьютерных презентаций способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций.

          Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Использование новых средств информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности не только делает уроки интереснее, но и позволяет мне более эффективно и доступно преподносить информацию для понимания учащимися, что в свою очередь ведет к уменьшению нагрузки на учащегося во время урока в условиях интенсификации учебного процесса, и непосредственно играет важную здоровьесберегающую роль. Следует отметить, что особенности информационных занятий для детей младшего школьного возраста регламентируют гигиенический режим с ПК (не более 15 мин.), в связи с этим речь идет не о полной информатизации учебного процесса, а о включении отдельных элементов в структуру урока. Неблагоприятное воздействие работы ПК может быть уменьшено путем установления регламента продолжительности работы школьников с компьютером, рационального кондиционирования воздуха, введение регулярных физминуток и специальных упражнений для профилактики зрительного утомления (например, офтальмотренажёр).  

Часто на уроках использую лицензионное программное обеспечение.

Готовясь к I региональному конкурсу методических разработок с использованием ИКТ «Учитель XXI века»,  я сделала открытие и для себя и для детей, я нашла то, что, позволяет мне всё более активизировать детей на уроках.

     Этим  открытием стали для меня электронные карты программы «Дубль ГИС» (Городской информационный справочник). Все мы прекрасно знаем, как наши дети любят общаться с компьютером. Программу «Дубль ГИС» ребята освоили быстрее меня. И все говорили, что эта работа им нравится, потому что похожа на игру. Благодаря данным электронным картам на уроках краеведения учащиеся находят районы и улицы нашего города,  организации, архитектурные здания, сооружения, памятники Куйбышевского района и г.о. Самары. По электронной карте можно узнать, на каком транспорте можно добраться до определённого места в городе, районе.

На уроке краеведения «Улицы твоего района и истории их названий» учащиеся работали с программой «Дубль ГИС». Им было очень интересно самостоятельно находить улицы Куйбышевского района на электронной карте, знакомиться с элементами топонимики, выясняя, почему та или иная улица нашего района называется именно так, с какими событиями это связано.

      На другом уроке краеведения, проводя групповую поисковую работу по теме «Наша школа», учащиеся знакомились с историей развития школы. Сначала, изучая информацию в архиве школьного музея, они  нашли адреса зданий, где раньше располагалась школа №74 Куйбышевского района. Затем по электронной карте программы «Дубль ГИС» ребята определили, что в настоящее время в этих зданиях располагаются Самарский медицинский университет и детский сад для детей с нарушением речи №56. После проделанной работы, мы посетили эти исторические места.  

             Программу «Дубль ГИС» я применяю и на уроках математики. На электронной карте, используя функцию «Линейка», мы можем определять расстояние между объектами, измерять длину улиц. Затем составляем и  решаем различные виды  задач. И даже делаем проверку решения с помощью электронной карты.

           Нашла применение электронным картам даже на уроках русского языка. По теме «Большая буква в названиях городов, районов и улиц» мы с учащимися находим названия на карте, что зрительно позволяет учащимся запоминать орфограмму.

Работа с электронными картами делает разнообразным процесс передачи информации, вызывает у учащихся большой интерес, что позволяет  существенно изменить способы управления учебной деятельностью, частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

В октябре 2009 года на базе школы № 74 прошёл международный семинар по краеведению. Благодаря этой встрече мы не только поделились опытом работы, но и приобрели уникальный подарок от организации «Союз молодых учёных» - диск с экскурсионным видео-маршрутом «По улицам старой Самары». В приложение к видеоролику содержатся 2 краеведческих Интернет – проекта:

  • Электронная краеведческая библиотека
  • Интерактивная культурно-историческая карта Самарской области

     В настоящее время я с большим удовольствием использую  данный диск при подготовке к урокам,  классным часам и внеклассным мероприятиям, знакомя учащихся с историческими местами Самарского края. Совершая виртуальную экскурсию по улицам старой Самары, учащиеся могут увидеть любой исторический памятник  в прошедшем и настоящем времени; интерактивная культурно-историческая карта позволяет узнать интересные факты об истории Самарского края.  

      Мой опыт работы показывает, что у учащихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков: умение ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.  На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе я использую информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда, ребуса по теме, в подготовке различных творческих сообщений; в изготовлении презентаций и др.

Также применяю средства ИКТ при подготовке родительских собраний: «Папа, мама, я – читающая семья», «Домашний компьютер как средство развития ребёнка» и др. Родителям интереснее воспринимать информацию, когда они наблюдают какие-то результаты на экране в виде таблиц, диаграмм, схем, фотографий. Проводятся творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности и здесь без применения средств ИКТ никак не обойтись.

         Результативность внедрения средств ИКТ в начальной школе.

Я провела совместно со школьным психологом обследование с целью, определения уровня развития интеллектуальных, организационных, коммуникативных умений и навыков учащихся. Показатели сформированности данных умений представлены в таблице   и  диаграммах.

Год

Группа

Интеллектуальные умения и навыки

Организационные умения и навыки

Коммуникативные умения и навыки

2007-2008

Слабая

22%

25%

25%

Средняя

40%

45%

40%

Сильная

38%

30%

35%

2008-2009

Слабая

16%

20%

10%

Средняя

42%

50%

45%

Сильная

42%

30%

45%

Уровень развития интеллектуальных навыков и умений

       

Уровень развития организационных навыков и умений

       

Уровень развития коммуникативных навыков и умений

       

При сравнении показателей развития интеллектуальных, организационных и коммуникативных умений и навыков учащихся с 2007 года по 2009 год выявлена положительная динамика. Особо хочется отметить  положительную тенденцию роста уровня  развития коммуникативных умений и навыков учащихся.

Использование средств ИКТ в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития коммуникативных, творческих способностей учащихся и создания благополучного эмоционального фона.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер никогда не заменит ни учителя, ни учебник, ни книгу, поэтому он используется на моих уроках в комплексе с другими имеющимися в распоряжении  учителя методическими средствами, что позволяет развивать информационную культуру учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над текстовыми арифметическими задачами в начальной школе.

Мастер-класс.  Метод проектирования. "Зеркало прогрессивных преобразований"...

Система работы по повышению орфографической зоркости учащихся начальной школы

Данная работа полезна учителям начальной школы. В статье приведены тренировочные упражнения и задания по повышению грамотности письма учащихся начальной школы....

Система работы по использованию средств ИКТ в начальной школе.

В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему – подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информаци...

Проект Система работы над текстовыми арифметическими задачами в начальной школе

Цель проекта:создать условия для формированияспособов решения учебных задач.   Задачи:1.Освоение методов развития компонентов учебной деятельности  (мотивация, учебная задача, учебные о...

Система работы классного руководителя с родителями в начальной школе

В материале представлен опыт работы учителя начальных классов по эффективной организации сотрудничества и расширению возможностей для позитивного общения с семьей, реализации планов при организации и ...

Система работы по применению проектных технологий. (УМК "Начальная школа 21 века)

Описание системы  работы по примению проектных технологий в рамках УМК "Начальная школа 21 века"...

Учебно-методического материала «СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

Начиная с 1 класса перед каждым учителем стоит одна из важнейших задач – научить детей красиво говорить, грамотно писать, безошибочно считать. Работа над ошибками начинается не тогда, когда...