Пути совершенствования и требования к современному уроку. Типы уроков.
статья на тему

Комина Ольга Ивановна

Доклад и прилагающаяся к нему презентация раскрывают проблемы перехода на ФГОС начального образования. Типы уроков и структура каждого типа урока дают возможность педагогам качественно выстраивать образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

     

Современный урок:

требования и пути совершенствования.

Если мы сегодня будем учить детей как вчера,

мы украдём у них завтра.

Джон Дьюи, американский философ

 Сегодняшние изменения в образовании мы связываем, прежде всего,  с введением ФГОС в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

На самом деле вопрос об изменении традиционной системы образования возник давно:

В 1971 г. по просьбе Генерального  директора ЮНЕСКО была создана комиссия из семи человек под руководством  министра образования Франции Эдгара Фора, перед которыми была поставлена задача определить «те новые цели, которые следует поставить перед образованием в свете быстрых преобразований, охватывающих знания и общество, требований развития, устремлений каждого отдельного человека и безусловной потребности в обеспечении международного взаимопонимания и мира», а также выдвинуть «предложения, касающиеся тех интеллектуальных людских и финансовых средств, которые необходимы для достижения поставленных задач». Доклад Комиссии Фора, опубликованный в 1972 г под названием “Учиться быть”, был примечателен  тем, что в нем со всей настойчивостью утверждалась концепция образования на протяжении всей жизни, причем это происходило в тот период, когда под вопрос ставилась ценность традиционных систем образования. На основе этого доклада только  ноябре 1991 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО предложила «созвать международную комиссию для разработки вопросов образования и обучения для XXI века» и выделила четыре «столпа образования» (можно провести параллель с требованиями ФГОС, в вопросе формирования УУД):

  • учить учиться и пользоваться знаниями (познавательные УУД);
  • учиться делать дело (справляться с различными ситуациями и работать в команде) (личностные УУД);
  • учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости (коммуникативные УУД);
  • учиться быть, т. е. развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью (регулятивные УУД).

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни», который включает следующие аспекты:

  • осознавать потребность в информации
  • определять, каким образом можно восполнить пробелы в информации
  • конструировать стратегии обнаружения информации
  • искать и получать доступ к информации
  • сравнивать и оценивать информацию, полученную из разных источников
  • организовывать, применять и передавать информацию различными способами в соответствии с существующей ситуацией
  • синтезировать и собирать информацию, создавая на её основе новое знание  

Реализация этих аспектов в образовании позволит современному человеку быть мобильным, независимым, постоянно совершенствующимся.

Каковы пути достижения этих целей?

Это организация урока по-новому. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его

интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный

педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и

учесть при этом новые требования ФГОС?

А для этого мы должны ответить на вопросы: Для чего учить? Чему учить? Как учить?

Традиционное обучение

1) базируется на принципе доступности;

2) учащийся выступает в роли объекта ПД;

3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;

4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания (основанный на опыте, изучении фактов);

5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;

6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

Инновационное

развивающее обучение

1) опирается на зону ближайшего развития;

2) учащийся действует как субъект собственной УД;

3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности;

6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

УРОК – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. («Дидактика средней школы» Михаил Николаевич Скаткина, 1982 г.)

Требования к современному уроку

  1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
  2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
  3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
  4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
  5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
  6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Целеполагание:

  • На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
  • Какие вопросы главные, а какие второстепенные?
  • В каком порядке мы будем изучать вопросы?
  • Какие вопросы должны быть изучены?
  • Выбери из ряда вопросов те, которые тебе особенно интересны.
  • Каким образом (какими способами) мы будем выполнять поставленные задачи?
  • Как ты поймешь, что поставленные задачи выполнены? По чему можно судить, что задачи выполнены?

Система дидактических принципов образования также претерпела существенные отношения.

Традиционное обучение

  • научности;
  • доступности;
  • наглядности;
  • прочности;
  • сознательности и активности;
  • системности и последовательности;
  • связи теории с практикой.  

Ян Амо́с Ко́менский «Педагогическая система», XVII  в.

Инновационное

развивающее обучение

  • деятельности
  • непрерывности
  • целостности
  • минимакса
  • психологической комфортности
  • вариативности
  • творчества

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и  формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально - безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности - предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Организация планирования урока осуществляется по следующему плану:

  • Моделирование: процесс определения основных его параметров,  эскиз   урока, начальный этап перевода теории урока в практику.
  • Проектирование: этап разработки компонентов педагогического процесса (задач, принципов, содержания, методов, форм учебной деятельности).
  • Конструирование: создание технологии обучения учащихся как процесса освоения ими учебного материала
  • Сценирование образовательной ситуации: обучение способам деятельности, при необходимости -  изменение плана урока в соответствии с вариантами непонимания и типами ошибок обучающихся

Изменяется и целевая направленность урока

Традиционное обучение

Триединая дидактическая цель

  • Обучающая
  • Воспитывающая
  • Развивающая

Инновационное

развивающее обучение

  • Содержательная
  • Деятельностная

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Главная методическая цель достигается следующими путями.

  • Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися (планирование), использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  • Обсудите и наметьте порядок работы.
  • Что надо сделать, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока?
  • Определите, что вы будете делать в первую очередь, а что потом.
  • Составьте список людей, которых хотите опросить, и список вопросов.
  • Составьте список источников, с которыми вы хотите поработать.

  • Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
  • Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
  • Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  • Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Учитель на современном уроке:

  • учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы;
  • учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;
  • организует учебное сотрудничество детей, совместно - распределенную деятельность при решении учебных задач;
  •  создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.

Типология урока

Традиционное обучение

  1. Урок формирования знаний
  2. Урок формирования и совершенствования  знаний
  3. Урок  совершенствования  знаний
  4. Урок закрепления и  совершенствования  знаний
  5. Урок обобщения и систематизации знаний
  6. Урок контроля знаний, умений и навыков
  7. Урок коррекции знаний, умений и навыков
  8. Комбинированный урок

Инновационное

развивающее обучение

  1. Уроки «открытия» нового знания;
  2. Уроки рефлексии;
  3. Уроки общеметодологической направленности;
  4. Уроки развивающего контроля.        

  • Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

1)этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

  • Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру:

1)этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

  • Урок общеметодологической направленности.
    Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

Уроки общеметодологической направленности призваны:

  1. формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;
  2. о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.

Так, на данных  уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Уроки общеметодологической направленности проводятся также в начале и в конце изучения определенных разделов, глав курса. Например, при изучении математики в 5 классе в начале раздела «Обыкновенные дроби», исходя из содержания данного понятия, целесообразно построить теоретически обоснованный план изучения его свойств и последующего применения для решения практических задач. А в завершение - организовать систематизацию и обобщение изученных способов действий с теоретическим обоснованием построенной системы и выявлением границ ее применимости.

  • Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель -  расширение ПОНЯТИЙНОЙ  базы  за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока «открытия» нового знания.

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностного   значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности  включения в деятельность («хочу»);
  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
  • установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Основная реакция детей – это затруднение и удивление (движущая сила активности ребенка на уроке)

  1. Не МОГУ сделать  (раньше получалось ХОРОШО,    а теперь не получилось…)
  2. ХОЧУ и ДОЛЖЕН сделать (понять…,  научиться…, )

2) Этап актуализации и пробного учебного действия.

3) Этап выявления места и причины затруднения.

 Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
  • зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
  • соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4) Этап построения проекта выхода из затруднения.

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
  • предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
  • выбрали способ построения нового знания (как?) – метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
  • выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего? - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

5) Этап реализации построенного проекта.

Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса
или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

  • на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
  • при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
  • применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;
  • зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;
  • зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.        

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  •  решили (фронтально, в группах, в парах в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
  • при этом проговаривали  вслух выполненные шаги и их обоснование -  определения, алгоритмы, свойства и т.д.

 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

Основной цепью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (присвоение к жизненному опыту) нового способа действии и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
  • организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
  • создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
  • для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

8) этап включения в систему знаний и повторения;

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого нужно:

  • выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
  • организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
  • организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
  • при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

  • организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
  • учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
  • намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности).

  В типологию уроков можно включить урок-исследование (урок творчества). Он позволил бы учителю сделать плавный переход от урочной деятельности к внеурочной, использовать видоизменение урока через включение игры, игровой деятельности, заключение урока в игровую оболочку. Использование различных видов уроков расширяет возможности использования системно-деятельностного подхода в образовании.

                       Урок – исследования (урок творчества)

Структура урока-исследования может быть следующей:

I. Актуализация знаний.

1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

II. Операционно-исполнительский этап.

2.1. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования;

2.2. Определите темы исследования.

2.3. Формулирование цели исследования.

2.4. Выдвижение гипотезы.

2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

2.6. Составление плана исследования.

2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

III. Оценочно-рефлексивный этап

3.1. Интерпретация полученных данных.

3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.

Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

         Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

 «Сведений науки не следует сообщать учащемуся,  его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»  

Адольф Дистерверг

 «Руководство к образованию немецких учителей» 1835 г.     

Новые требования к педагогической деятельности приводят учителя к осознанию необходимости проявлять креативность в изменчивых ситуациях педагогического взаимодействия. Динамизм личности педагога – необходимое условие быстрой адаптации к особенностям разных ученических групп, а также варьирования средств, форм, приемов коммуникаций в зависимости от возрастных особенностей школьников, их индивидуальных характеристик и уровня освоения ими образовательной программы.

Именно поэтому одна из ведущих поведенческих характеристик педагога в условиях личностно ориентированного взаимодействия – гибкость, мобильность, то есть способность легко отказываться от несоответствующих способов поведения, приемов мышления, средств деятельности и вырабатывать, принимать новые оригинальные подходы к разрешению проблемных ситуаций при неизменных принципах педагогической деятельности.

Принципы работы учителя:

1.Удивляйся сам, удивляй других.

2.Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

3.Не останавливайся на достигнутом, всегда иди  вперед.

4.Развивайся сам и развивай других.

Типы уроков по ФГОС

29 августа 2013 - teacherka 

article295.jpg

 Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1)  уроки «открытия» нового знания;

2)   уроки рефлексии;

3)   уроки общеметодологической направленности;

4)   уроки развивающего контроля. 

Основные цели урока каждого типа.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 

2. Урок рефлексии.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. 

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятель-ностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов. 

4.Урок развивающего контроля.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. 

Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1)  предъявление контролируемого варианта;

2)  наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3)  сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;

4)  критериальную оценку результата сопоставления. 

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1)  написание учащимися варианта контрольной работы;

2)  сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3)  оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. 

Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятелъностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов. Следовательно, в качестве опорного сигнала для описания структуры уроков каждого типа может использоваться приведенная на рис. 1 схема («матрешка»). 

                   Структура урока  «открытия» нового знания 

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап первичного закрепления с проговарива-нием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 

1.Основной целью этапа мотивации (самоопределения) кучебной деятельности является выработка на личностно зна-чимом уровне внутренней готовности выполнения нормативныхтребований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

1)  создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

2)  актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

3)  установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

2.Основной целью этапа актуализации и пробного учеб-ного действия является подготовка мышления учащихся и ор-ганизация осознания ими внутренней потребности к построениюнового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1)  воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

2)  активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

3)  актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

4)  попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5)  зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3.Основной целью этапа выявления места и причинызатруднения является осознание того, в чем именно состоитнедостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

1)  проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

2)  зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

3)  соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1)  в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

2)  предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

3)  выбрали способ построения нового знания [как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);

4)  выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего7] - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

5.Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

2)  при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

3)  применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

4)  зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

5)  зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6.Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

7.Основной целью этапа самостоятельной работы ссамопроверкой по эталону является интериоризация  нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, ииндивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

1)  организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

4) для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

8.Основной целью этапа включения в систему знанийи повторения является включение нового способа действий всистему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изу-ченного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого нужно:

1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

2) организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

4)    при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельно-сти на уроке является самооценка учащимися результатов сво-ей учебной деятельности, осознание метода построения и границприменения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

1) организуетя рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

                               Структура урока  рефлексии

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидульных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере. 

Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, (хрормленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный плгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять спои ошибки» и давать им четкий ответ на данный вопрос. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя от урока к уроку. 

Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.

1. Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью ■ 1. мотивации (самоопределения) к коррекционной деятелъности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. 

Для реализации этой цели требуется:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

2) актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

3) исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

2.Основной целью этапа актуализации и пробного учеб-ного действия является подготовка мышления учащихся и осо-знание ими потребности к выявлению причин затруднений всобственной деятельности.

Для этого необходимо:

1) организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

2) активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

3) организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

4) организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без ис-i правления ошибок).

3.Основной целью этапа локализации индивидулъныхзатруднений является осознание места и причины собствен-ных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.

Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

2) на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение

3) выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также иыполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

4.Основной целью этапа целеполагания и построенияпроекта коррекции выявленных затруднений являетсяпостановки целей коррекционной деятельности и на этой осно-ве - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

2) выбрали способ [как?) и средства (с полющью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

5.Основной целью этапа реализации построенного про-екта является осмысленная коррекция учащимися своих оши-бок в самостоятельной работе и формирование умения правиль-но применять соответствующие способы действий.

Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

1) самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

2) в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

3) далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

4) решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной рабо те, продолжают решать задания творческого уровня или высту пают в качестве консультантов.

6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавшихзатруднение.

Для реализации этой цели:

1) организуется обсуждение типовых затруднений;

2) проговариваются формулировки способов действий, кото рые вызвали затруднения.

Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у ко торых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они прого ворили вслух правильные способы действий.

7.Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способовдействий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки

1) выполняют самостоятельную работу, аналогичную пер вой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;

2) проводят самопроверку своих работ по эталону для само проверки и фиксируют знаково  результаты;

3)фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контроль

ной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

8.Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

1) выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

2) выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

1) уточняют алгоритм исправления ошибок;

2) называют способы действий, вызвавшие затруднение;

3) фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

4) оценивают собственную деятельность на уроке;

5) намечают цели последующей деятельности;

6) в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.

                        Структура урока  развивающего контроля 

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидульных затруднений;

 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

 Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии.

Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:

1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;

2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.

При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Педагогический контроль развивающей направленное предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Перейдем теперь к описанию основных требований к этапам уроков развивающего контроля. 

1урок (Проведение контрольной работы)

1.         Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контролъно-коррекционной деятельности

нвляется выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.

Поэтому для реализации этой цели требуется:

1) определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);

2) актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);

3) исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);

4) установить форму и процедуру контроля;

5) предъявить критерий выставления оценки.

2.Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

Для этого необходимо:

1)    организовать повторение контролируемых способов действий (норм);

2)    активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы;

3) организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» -•могу») к выполнению контрольной работы на применение спо-собов действий, запланированных для контроля и последующе-го рефлексивного анализа;

3)  организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы;

4)  организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);

5)  предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию. 

II урок (Анализ контрольной работы)

Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.

3.Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

Для реализации этой цели необходимо:

1)организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку ими основ ной цели урока;

2)воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);

3)проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок < оценкой учителя.

Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

1) уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);

2) на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений;

3) выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.

4.Основной целью этапа построения проекта коррекцш выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средства их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

2) выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

5.Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих оши-бок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:

1) самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

2) в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

3) далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

4) решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают к качестве консультантов.

6.Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вы-звавших затруднение.

Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:

1) обсуждение типовых ошибок;

2) проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.

7.Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:

1) выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;

2) провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты.

3) зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.

Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

8.Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного *подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

1)выполняют задания, в которых рассматриваемые способ действий связываются с ранее изученными и между собой;

2)выполняют задания на подготовку к изучению следующие тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

9.Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

1)  проговаривают механизм деятельности по контролю;

2) анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

3) называют способы действий, вызвавшие затруднение;

4) фиксируют степень соответствия поставленной цели  контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;

5) оценивают полученные результаты собственной деятельности;

6) при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);

7)  намечают цели последующей деятельности. 

Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств. 

Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпред-метными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

.Значение уроков общеметодологической направленности можно проиллюстрировать с помощью следующего примера. Предложим решить одну и ту же задачу в двух вариантах.

Какие требования предъявляются к современному уроку

 хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время сбережение и здоровье сбережение;

в центре внимания урока — дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ

 

СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?

 

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

 

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

 

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

 

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

 

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

 

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

 

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

 

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

 

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирет действия учащихся
  • консультирует и корректирует их действия
  • находит способы включения в работу каждого ученика
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

Структурные компоненты урока для разработки критериев и уровневой экспертной оценки (методика Скворцовой Г.И., Московский центр качества образования)

  1. Цели
  2. Содержание образования
  3. Учебный материал
  4. Структура урока (набор этапов)
  5. Межэтапные связи (логика разворачивания единицы содержания образования по этапам) (по каждому этапу)
  6. Формы  (по каждому этапу)
  7. Методы (по каждому этапу)
  8. Реальный результат урока
  9. Самоанализ урока

Уровни и баллы

Информационный подход

  • 0 уровень – 0 баллов
  • 1 уровень - 1 балл
  • 2 уровень – 4 балла

Системно-деятельностный подход

  • 3 уровень – 7 баллов
  • 4 уровень – 10 баллов

  • Доля педагогов, реализующих информационный подход  
  • Доля педагогов, способных конструировать учебную задачу (переход к системно-деятельностной модели)  
  • Доля педагогов, реализующих системно-деятельностный  подход

Цели урока

Критерий: диагностичность целей урока, предполагающих обучение и развитие; постановка цели учащимися.

  • 0-й уровень (0 баллов) – цель отсутствует в плане и на уроке.
  • 1-й уровень (1 балл): в ходе анализа урока названа и обучающая, и развивающая цели урока.
  • 2-й (4 балла): цели сформулированы диагностично, измеримо (цель как ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик на 45-минутном уроке на конкретном фрагменте учебного материала - различать, получить, освоить, применить в стандартной или нестандартной ситуации - способ, понятие, модель, схему, алгоритм…).
  • 3-й (7 баллов): вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися; мотивация её достижения.
  • 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): вовлечение учащихся на уроке в корректировку, доуточнение или смены цели, учебной задачи при изменении ситуации.

Единица содержания образования

Критерий: различение содержания учебного материала и содержания образования; моделирование учениками на уроке единицы содержания.

  • 1-й уровень (1 балл): названы единица содержания образования и учебный материал (например, учебный материал – безударные гласные в корне слова, а единица содержания образования – способ, алгоритм выбора безударной  гласной в соответствии с правилом)
  • 2-й (2 - 4 балла): единица содержания не только названа на словах, но и наглядно представлена ее модель (схема, алгоритм, понятие, способ, различение); выделены все необходимые вспомогательные средства для ее освоения учениками на уроке (опорные знания, умения)
  • 3-й (7 баллов): единица содержания на уроке вместе с детьми выделяется обсуждается, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии
  • 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): на уроке с учетом ошибок учеников учителем «включается» незапланированное содержание образования, которое оказалось недостающим для освоения запланированной единицы содержания образования (гибкое досценирование в возникшей образовательной ситуации содержание образования)

Учебный материал

Критерий: подбор учебного материала, способствующего освоению запланированной единицы содержания образования на основе собственной мотивации учащихся.

  • 1-й уровень (1 балл): учитель подобрал учебный материал, соответствующий целям урока, единице содержания и программным требованиям; отсутствие избыточности и недостаточности подобранного учебного материала для раскрытия цели и единицы содержания
  • 2-й уровень (3 балла): : материал подобран с учётом работы с мотивацией, интересом учащихся (содержит проблемность, задачу-«ловушку», привлекаются аналогии, интересные или противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации и т.п.)
  • 3-й уровень (7 баллов): : выстроенная структура, логика подачи учебного материала позволила учащимся на уроке успешно осваивать запланированную единицу содержания образования на основе их мотивации
  • 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): на уроке в случае незапланированных сбоев учащихся и, в связи с этим, необходимости освоения незапланированного содержания образования учитель по ходу импровизационно конструирует, подбирает дополнительный учебный материал

Структура урока (набор этапов)

Критерий: соответствие выбранной структуры урока цели урока и полной психологической структуре деятельности учащихся

  • 1-й уровень (1 балл): соответствие запланированного набора этапов урока названным, в соответствии с целью урока
  • 2-й (2 - 4 балла): на уроке все запланированные этапы организованны до звонка, без выхода за пределы временных рамок
  • 3-й (7 баллов): на уроке наблюдается соответствие структуры урока полной психологической структуре деятельности учащихся: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов)
  • 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): запланированная структура урока изменяется при необходимости в силу изменения ситуации на уроке (возврат к уже пройденным этапам, например, постановочному и мотивационному этапу, включении новых этапов, исключение каких либо этапов и т.д.)

Примечание – все этапы, проведенные после звонка, проставляются баллом -  0

Формы обучения

Критерий: адекватность форм цели, обоснованность их выбора данными педагогической диагностики и рефлексии учащихся

  • 1-й уровень (1 балл): выбранные формы обучения адекватны поставленной цели урока и единице содержания (например, бессмысленно организовывать групповую работу в случае заучивания, выполнения стандартных типовых заданий)
  • 2-й уровень (3 балла):  выбор форм обоснован данными педагогической диагностики с предыдущих уроков и детской рефлексии: работа на уроке и диагностические задания спланированы на основе анализа и прогноза ошибок учеников.
  • 3-й уровень (7 баллов): на уроке применяются запланированные формы обучения и диагностические задания. Итоговая экспресс-диагностика результатов учащихся проведена (в соответствии с запланированными целями). Проводится самооценка на основе предварительного обсуждения критериев оценки. «Правильные ответы» учеников принимаются сразу, не проблематизируются (сценарная оперативная диагностика не проводится), неправильные ответы, не соответствующие плану урока, игнорируются или отбрасываются.
  • 4-й уровень (10 баллов) (сценарный уровень): на уроке осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Проводится оперативная педагогическая диагностика (подготовленная до урока и сценарная, по ходу урока), при необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения (например, вторичный переход к групповой работе для доуточнения группой задачи или уже полученного способа и т.п.).

Методы обучения

Критерий: соответствие используемых методов обучения (репродуктивных, продуктивных) цели урока, данным педагогической и психологической диагностики

  • 1-й уровень (1 балл): соответствие выбора учителем для данного этапа урока репродуктивных и (или) продуктивных методов целям урока и особенностям изучаемой единицы содержания
  • 2-й (4 балла): соответствие выбора планируемых на уроке репродуктивных и продуктивных методов данным психологической диагностики (особенностям контингента учащихся) и педагогической диагностики (типов ошибок, вариантов понимания конкретных учащихся) на предыдущих этапах обучения
  • 3-й (7 баллов): запланированные методы предполагают включение ученика как субъекта на всех этапах его деятельности: постановка учебной задачи, планирование и осуществление действий по её решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция. На уроке учитель следует плану: применяет запланированные методы обучения, без учёта разворачивающейся образовательной ситуации.
  • 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): сценарное изменение по ходу урока  запланированных методов обучения при необходимости, в соответствии с данными оперативной педагогической диагностики (например, переход от запланированных репродуктивных методов к продуктивным– поисковым, проблемным - в случае необходимости: для доопределения задач или уточнения, перепроектирования уже полученного, но «не работающего» способа и др.)

Самоанализ урока

  • 1-й уровень (1 балл): учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ;
  • 2-й (2 - 4 балла): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование отдельных параметров урока;
  • 3-й (7 баллов): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование всех позиций анализа урока, выдержана логика «цель – средства – результат»;
  • 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): учитель в ходе анализа и рефлексии продемонстрировал способность самостоятельного адекватного обоснования всех структурных элементов урока – с учетом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: " Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков"

В презентации рассмотрены типы уроков по ФГОС, предложенные в методике, в чем их предназначение, и какие виды и формы предлагают нам новые требования в начальной школе с учётом новых требований ФГОС Н...

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков...

Самоанализ урока-эффективный путь к реализации требований к современному уроку.

Презентация для педагогов "Самоанализ урока-эффективный путь к  реализации требований к современному уроку"....

Доклад на тему: «Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения»

Доклад на тему: «Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы  обучения»...

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...

Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умен...